Предисловие ко второму изданию

Нестабильность экономической ситуации в России, со­пряженная как с политическими факторами, так и с труд­ным процессом продвижения страны по пути становления рыночной экономики, не могла не отразиться на рассмат­риваемых в учебнике сферах деятельности. Чтобы стать равноправным участником мирового хозяйства и междуна­родных экономических отношений, необходимо совершен­ствование национальной экономики с учетом мировых дос­тижений и тенденций.

Отставание национальных систем стандартизации и сер­тификации во многом предопределило те трудности, кото­рые испытывают отечественные предприятия в условиях со­временной конкуренции не только на внешних рынках, но и на внутреннем. За небольшой период времени между пер­вым и вторым изданием книги мероприятия по совершен­ствованию в области стандартизации и сертификации в России оказались столь серьезными и повлекли за собой столь заметные положительные сдвиги в практике отечест­венных предприятий и организаций, что проигнорировать эти явления и не предложить их анализ читателям учебника было бы непростительной методической ошибкой.

Принята новая концепция стандартизации, которая, бу­дучи воплощенной в жизнь, еще в большей степени при­близит Россию к возможности вступления в ВТО. Пере­смотрены основные аспекты и правила сертификации, оп­ределившие коренное изменение правовых основ этой про­цедуры: с учетом зарубежной практики приобретает весо­мость декларация о соответствии, заменяющая сертифика­цию третьей стороной.

Не стоит на месте и международная стандартизация. ИСО, утвердив новую версию международных стандартов на системы управления качеством, готовится уже к приня­тию стандартов ИСО-9000-2000.В связи с этим задача сер­тификации систем качества на российских предприятиях в различных сферах экономики усложняется: те, кто уже име­ет сертификат соответствия, будут подтверждать его по но­вым требованиям, а организациям, еще не сертифициро­вавшим свою систему качества, необходимо приводить ее в соответствие с международными требованиями нового по­коления.

Процесс совершенствования бесконечен. В стране еще не решены задачи по TQM*, а на горизонте появился меж­дународный стандарт SA-8000**, устанавливающий критерии социально-этического характера для оценки деятельности организации в отношении ее лояльности к обществу.

* Total Quality Management", см. гл. 6.

**Social Accountability 8000”.

Некоторые актуальные области стандартизации и серти­фикации, обсуждаемые в первом издании, значительно про­двинулись как в правовом, так и в организационном плане, что также нашло отражение в предлагаемом новом издании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: