Выявление сущности регионального управления и региональной политики предполагает прежде всего определение самого понятия «регион». И для отечественной, и для зарубежной научной литературы характерно многообразие направлений и методологических концепций в современных региональных исследованиях, что в значительной степени связано с отсутствием четкости в определении самого предмета регио-новедения. Весьма разнообразным и порою противоречивыми являются определения понятия «регион» и в учебной литературе.
В декабре 1996 г. по инициативе Ассамблеи регионов Европы более 300 европейских регионов с различной территорией, политико-административным устройством, представляющих интересы свыше 400 миллионов своих граждан, приняли Декларацию о регионализме в Европе. В Декларации записано, что понятие «регион» представляет собой выражение отличительной политической самобытности, которая может принимать самые различные политические формы, отражающие демократическую волю каждого региона принимать ту форму политической организа-
-----290-----
|
|
ции, которую он сочтет предпочтительной. Регион сам избирает свое руководство и устанавливает знаки различия его представительства.
Как составная часть страны регион отражает все процессы ее развития— эволюция региона выступает как неотъемлемое звено общего развития страны. При этом регион может отставать или опережать экономическое, социальное и духовное развитие страны в целом, что лежит в основе сохранения социально-территориальных различий (различий в социальной структуре населения и условиях жизнедеятельности).
Исходя из понимания региона как составной части общества в целом (а не только как его географического пространства или хозяйства), а также неразрывного единства экономики и политики управляемых и управляющих подсистем, правомерно признать в качестве регионов такие территориальные образования, которые представляют собой целостные природно-географические и социально-экономические системы со своими органами власти и управления. Наличие своих особых органов власти и управления не исключает, а предполагает существование общегосударственных и ведомственных органов управления, оказывающих определенное воздействие на развитие регионов.
Таким образом, применительно к России целесообразно определять регион как территорию в административных границах субъекта Российской Федерации, характеризующуюся следующими основополагающими характеристиками: комплексностью, целостностью, специализацией и управляемостью, т.е. наличием политико-административных органов управления.
При наличии регионального политико-административного деления государства принципиальным моментом является характер самого государственного образования, а именно: идет речь о федеративном или об унитарном государстве.