КОНФЛИКТ В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ
1. Определение
2. Типология
3. Схема создания конфликта
4. Виды конфликтов
5. Задание для студентов
Бонус лекции: таблица мотивации персонажей
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Вася дал Пете в ухо. Конфликт? Безусловно. Но к литературе никакого отношения не имеет (если, конечно, Вася и Петя не поэты, и один не уличил другого в плагиате).
Начнем с терминологии. Конфликт в художественном произведении – это противоречие, образующее сюжет, формирующее систему мира, речь и описание героев. Словом, без конфликта просто нет литературного произведения. Вы спросите, а как же, если в литературном произведении присутствует только описательный элемент (например, герой гуляет по осеннему парку и все его мысли только о красоте березок). Здесь я соглашусь, в этой ситуации я сам не вижу очевидного конфликта. Но долго ли мы станем наблюдать за таким героем, насколько он нас увлечет? Уверен, что уже через пару страниц нас тошнить начнет от героя и от березок. Если у героя нет мотива, значит в повествовании нет борьбы и препятствий. А следовательно, нет и конфликта. Представим на какой-то момент, если бы Иван-дурак сразу бы становился красавчиком, без всяких испытаний. Думаю, вы согласитесь – а где, в таком случае, сюжет? Так зачем же нужен конфликт в произведении? В первую очередь, чтобы у нас, у читателей, возник эффект узнавания. Чтобы сотни и тысячи непохожих друг на друга людей ткнули пальцем в страницы и сказали «это же я! Это про меня! У меня тоже так было».
|
|
ТИПОЛОГИЯ
Начнем с простого – разделим конфликты на внутренние и внешние.
Типичный пример внешнего конфликта – «Робинзон Крузо». Герой попадает на необитаемый остров, он вынужден бороться с враждебным миром за жизнь.
Следующий тип конфликтов – тоже внешний, но уже с обществом. Конфликт как противоречие между отдельными людьми\группами.
Чацкий против фамусовского общества, Дон Кихот против мира, или Тайлер Дерден против общества потребителей. И если взглянуть со стороны, так ли сильно чудаковатый Дон Кихот отличается от героя Паланика?
Источником конфликта является несовпадение интересов общества (глобально) и интересов конкретного индивидуума. Кроме того (и как правило), герою противостоит не общество в целом, а отдельные персонажи. Разумеется, внешний конфликт имеет свое отражение во внутреннем мире героя – и превращается, таким образом, в конфликт внутренний. Переживания и реакция персонажа на внешние раздражители делают его более объемным, интересным и правдоподобным.
Задумайтесь – долго ли продержится в поле внимания читателя герой, который на протяжении многих станиц с каменным лицом месит орды врагов? А в перерывах с тем же каменным лицом спасает принцесс? Нам надо знать, что чувствует герой, чтобы полюбить его. Или возненавидеть.
Создать пул конфликтов: Кто из вас хоть раз играл в бильярд? Мастерство автора заключается именно в том, чтобы создать пул конфликтов как точек пересечения интересов персонажей и убедительно показать их развитие. А потом как следует врезать кием по шару, и посмотреть, что будет.