А.С. Головачев
И.В. Головачева
Э.А. Лутохина
Микроэкономика
Курс лекций
2-е издание, стереотипное
Минск
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.. 6
Тема 1. Основы теории поведения потребителя.. 8
Лекция 1. Кардиналистский и ордоналистский подходы к оценке полезности. Предпочтения потребителя. 8
Потребности и экономические блага: сущность, классификация. Понятие "рациональный потребитель". 8
Понятие предельной и общей полезности. Закон убывающей предельной полезности. Проблема оценки полезности потребляемых благ. 11
Основы поведения потребителя и условие максимизации полезности. 16
Предпочтения потребителя и кривая безразличия. 19
Бюджетные ограничения потребителя. 24
Лекция 2. Равновесие потребителя. Эффекты замещения и дохода. 27
Контрольные вопросы по теме № 1 "Основы теории поведения потребителя" 31
Тема2. ТЕОРИЯ ПРОИЗВОДСТВА ФИРМЫ... 33
Лекция 3. Кругооборот факторов производства. 33
Цели и факторы производства. 33
Производственные фонды предприятия: понятие, их кругооборот и оборот, структура. 35
Лекция 4. Производственная функция. Взаимозаменяемость факторов производства. 42
Проблема оптимального сочетания факторов производства. Понятие производственной функции. 42
Продукт фирмы: общий, средний, предельный. Закон убывающей отдачи факторов производства. Равновесие производителя. 47
Контрольные вопросы по теме №2 "Теория производства фирмы". 51
Тема 3. Издержки производства.. 52
Лекция 5. Издержки производства. 52
Понятие и классификация издержек производства. 52
Издержки производства в краткосрочном периоде. 56
Издержки производства в долгосрочном периоде. Эффект масштаба. 61
Себестоимость продукции. Классификация затрат. Направления снижения себестоимости. 69
Контрольные вопросы по теме №3 "Издержки производства". 74
Тема 4. Доходы фирмы... 75
Лекция 6. Доходы фирмы.. 75
Доход фирмы и его виды.. 75
Прибыль предприятия: понятие, функции, источники и виды.. 79
Рентабельность: сущность, показатели и пути ее повышения. 85
Контрольные вопросы по теме №4 "Доходы фирмы". 87
Тема 5. Предприятие (фирма) в условиях совершенной конкуренции.. 89
Лекция 7. Предприятие (фирма) в условиях совершенной конкуренции 89
Общая характеристика рыночных структур. 89
Поведение фирмы в краткосрочном периоде в условиях совершенной конкуренции. 91
Долгосрочное равновесие конкурентной фирмы.. 96
Контрольные вопросы по теме №5 "Предприятие (фирма) в условиях совершенной конкуренции". 99
Тема 6. Предприятие (фирма) в условиях несовершенной конкуренции.. 101
Лекция 8. Подходы к трактовке понятия несовершенная конкуренция 101
Фирма в условиях чистой монополии. 102
Лекция 9. Монополистическая конкуренция. 109
Монополистическая конкуренция и поведение предприятий. 109
Лекция 10. Олигополия. 112
Поведение фирмы в условиях олигополии. 112
Антимонопольное регулирование. 118
Контрольные вопросы по теме №6 "Предприятие (фирма) в условиях несовершенной конкуренции". 120
Тема 7. Ценообразование на факторы производства.. 122
Лекция 11. Рынок ресурсов. 122
Особенности ценообразования на рынках ресурсов. 122
Лекция 12. Рынок труда. 132
Рынок труда и особенности его функционирования в условиях совершенной и несовершенной конкуренции. 132
Заработная плата: сущность, функции, формы и системы.. 142
Лекция 13. Рынок капитала. Инвестиции. Рынок ценных бумаг. 147
Рынок капитала: понятие, структура, особенности функционирования. 147
Инвестиции: понятие, виды, источники финансирования и факторы.. 152
Ценные бумаги и рынок ценных бумаг. 159
Лекция 14. Рынок природных ресурсов. 169
Рынок природных ресурсов: земельная рента и цена земли. 169
Контрольные вопросы по теме № 7 «Ценообразование на факторы производства» 174
Тема 8. Механизм микроэкономического регулирования развития предприятия.. 176
Лекция 15. Механизм микроэкономического регулирования. 176
Понятие и структура механизма микрорегулирования. 176
Менеджмент в системе микроэкономического регулирования развития фирмы: понятие, функции и уровни. 178
Маркетинг в системе управления фирмой. 188
Лекция 16. Государственное регулирование деятельности предприятия 192
Контрольные вопросы по теме № 8 «Механизм микроэкономического регулирования развития предприятия». 197
Экзаменационные вопросы. 199
ЛИТЕРАТУРА.. 203