Количество благ | Расход на покупку благ | |
А | В | |
12=(12+0) | ||
12=(9+3) | ||
12=(6+6) | ||
12=(3+9) | ||
12=(0+12) |
Изобразим бюджетную линию потребителя Х графически (рис. 2.11.).
Наклон бюджетной линии определяется соотношением цены блага В и цены блага А. В нашем примере Рв/Ра = 1/1,5 = 2/3 денежной единицы.
Мы получили математический способ выражения того факта, что потребитель должен воздержаться от приобретения 2 единиц блага А, чтобы приобрести 3 единицы блага В. Вся доступная для выбора потребителя зона - треугольник ОС1С5 (рис. 2.11.) называется бюджетным пространством.
Граница бюджетных возможностей неизменна только при неизменных доходе и ценах. При неизменных ценах линия бюджетных возможностей сдвигается параллельно вправо и вверх, если доход увеличивается, или влево и вниз, если уменьшается (рис. 2.12.).
Если же при неизменном доходе меняется соотношение цен, то меняется наклон линии бюджетных возможностей. Допустим, цены на товар В упали, то его можно купить больше, значит, линия бюджетных возможностей сдвинется по горизонтальной оси вправо (рис. 2.12, б). Если же цены меняются одновременно и одинаково - это аналогично изменению дохода, например, при росте цен линия дохода смещается параллельно влево (рис. 2.12, в).