Основные школы и направления культурной антропологии

Основная задача антропологии- разрешить проблему единства и многообразия культур. В зависимости от фокуса учёного, от предмета его изучения для достижения этой цели создаются различные направления в культурной антропологии.

Приверженцы эволюционизма ориентированы искать общее в культурах (культура- совокупность орудий труда, оружия, техники, обрядов, верований, ритуалов и т. д. Эволюция каждого из этих рядов элементов культуры изучается вне связи с другими рядами явлений культуры);

приверженцы релятивистских направлений (диффузионизм, структурализм, функционализм и др.)- уникальное и локальное (распр. среди близких культур). Для них культура является единым организмом, системой, состоящей из социальных институтов.

Направление Создатели, последователи Основные теории Работы
1) Эволюционизм Сер. XIX в. Эдвард Барнет Тайлор (1832—1917). в Англии — Г. Спенсер, Дж. Мак-Леннан, Дж. Лебок, Дж. Фрезер; в Германии — А. Бастиан, Т. Вайц, Ю. Липперт; Фран.- Ш. Летурно; США-Л.Морган. Предмет изучения- человек Прошлое человечества может быть восстановлено на основе изучения существующих примитивных обществ. Это концепция опирается на идею, что «пережитки», встречающиеся в современных культурах, способны послужить ключом к разгадке тайн исторической родословной этих современных культур.   В числе основных идей и принципов эволюционистской концепции могут быть выделены следующие: 1) идея единства человеческого рода и единообразия развития культур; 2) прямая однолинейность такого развития — от простого к сложному; 3) тезис об обязательности выделенных стадий развития для всех обществ; 4) идея общественного прогресса и исторического оптимизма. Явлении культуры- звено в цепи эволюции В конце XIX — начале XX вв. возникает диффузионизм как реакция на ограниченность и недостатки ранних эволюционистских концепций, априорное теоретизирование. «Первобытная культура» Тайлор
2) Диффузионизм К. ХIХ-нач.ХХ Германия и Австрия. Ф. Ратцель (1844—1904).   Развитие идей диффузионизма связано с работами немецких ученых: Фрица Гребнера (1877—1934), австрийских этнологов Вильгельма Шмидта (1868—1954), Вильгельма Копперса (1886—1961), английских антропологов Вильяма Реверса (1864—1922), Гордона Вира Чайлда (1892—1957) и др.   Лео Фробениус (1873—1938)   Крёбер (1876-1960) Уисслер (1870-1947) Лоуи, Голденвайзер     Радин (1883- 1959) Предмет изучения- культура Диффузия (физика)-"разлитие", "растекание", "проникновение". В изучении культур оно обозначает распространение культурных явлений через контакты между народами — торговлю, переселение, завоевание. Рассматриваются явления культуры в связи с конкретными условиями, прежде всего географическими. Глав. предмет изуч.- географическое распространение предметов материальной культуры, распространение народов — носителей этих предметов. 2 сп. перемещения элементов культуры: 1) полный и быстрый перенос не отдельных вещей, а всего культурного комплекса; этот вариант, используя терминологию американских ученых, он называл аккультурацией; 2) перемещение отдельных этнографических предметов от одного народа к другому.   Осн.положения диффузионизма: акцент на взаимовлияние культур; их изменения путем заимствования; идея о некоем одном или нескольких центрах, из которых началось развитие человечества. Основной объект исследования — предметы материальной культуры (этнографические предметы), образующие некоторую целостность в пространстве и времени (культурный круг). Ратцель отводил человеку второстепенную роль (носитель этнографических предметов) и предполагал относительную независимость культуры от него.   Теория «культурных кругов», согласно которой сочетание ряда признаков в определенном географическом районе позволяет выделить отдельные культурные провинции (круги),взаимодействует с др.кругами. Каждая культура- самостоят. организм, с характером и душой, (муж. и жен. кул.) Школа культурных ареалов.Создана учениками Боаса в целях классификации этнологических коллекций. Осн. определения: -георг.положение -геогр.детерминизм- геогр.условия формируют специфику экономич., соц., политической жизни -картографирование -концепция культурного фокуса   -автобиографический метод (типическая личность-субъективно!) "Антропогеография" (1882—1891) "Народоведение" (1885—1895)     Монография «Трикстер»
3) Французская социологическая (антроп.) школа Огюст Конт (1798—1857),   Эмиль Дюркгейм (1858—1917),   Люсьен Леви-Брюль (1837—1939). Предмет изучения- общество, система связей между людьми, в первую очередь нравственных, которые как бы навязывались им и обладали принудительной силой.   Гл. для первобытного человека был не личный опыт, поскольку он нередко вступал в противоречие с установившейся традицией данного общества, а коллективные представления. Коллективные представления внедряются в человека через общественную среду: через воспитание, через общественное мнение, через обычай.   Занимался поиском специфических законов, которые управляют коллективными представлениями. Особенности коллективных представлений обусловлены разнообразием культур. Выделяет основные характеристики первобытного мышления: 1) такое мышление не отделено от эмоций; 2) его целью отнюдь не является объяснение явлений действительности; 3) мышление этого типа действует на нервную систему резко возбуждающе при совершении религиозных обрядов. Таким образом, первобытный человек потому не ищет объяс­ нения явлениям окружающей действительности, что сами эти явления он воспринимает не в чистом виде, а в сочетании с це­ лым комплексом эмоций, представлений о тайных силах, о маги­ ческих свойствах предметов.   Определяющим фактором коллективных представлений в традиционных культурах является вера в сверхъестественные таинственные силы, а также в возможность общения с ними. Поэтому другая особенность первобытного мышления заключена в том, что явления окружающей действительности даются первобытному человеку в едином связанном комплексе представлений о тайных силах, о магических свойствах окружающего мира. Вместо логики- закон сопричастия(люди и красные попугаи). Предмет может быть самим собой и одновременно чем-то иным, он может находиться здесь и одновременно в другом месте.   Л. Леви-Брюль пришел к выводу, что коллективные представления присутствуют и в мышлении современного европейца. Наличие таких представлений вызывается существующей у человека естественной потребностью в непосредственном общении с окружающим миром.     «Первобытное мышление» (1922 г.), «Сверхъестественное в первобытном мышлении» (1931 г.).
4)Функционализм     Бронислав Каспар Малиновский (1884—1942) Метод: разложение культуры на составные части и выявление зависимостей между ними. Отдельный элемент культуры играет не просто предназначенную ему узкую роль, а выступает как такое звено, без которого культура не может существовать в качестве целостного образования.   Культура- продукт биологических свойств человека. При этом человек рассматривается как животное, которое должно удовлетворять свои основные биологические потребности, которые, в свою очередь, выступают как стимулы для процессов добывания пищи и топлива, для строительства жилья, для создания одежды и т. д. Различия между культурами определяются различиями способов удовлетворения основных потребностей человека. Есть также производные потребности, которые порождаются не природой, а культурной средой: потребности в экономическом обмене, авторитете, социальном контроле, системе образования в каком-либо виде и т. д. Средства удовлетворения обеих систем потребностей выступают как некая организация, состоящая из таких первичных организационных единиц, которые Б. К. Малиновский называет социальные институтами.   «…в любом типе цивилизации любой обычай, материальный объект, идея и верования выполняют некоторую жизненную функцию, решают некоторую задачу, представляют собой необходимую часть внутри действующего целого» Таким образом, культура понималась как система устойчивого равновесия. В этой системе каждая часть целого выполняет свою функцию, неразрывно связанную с функциями других частей и функциями целого.   2 функции религии: 1) в кризисных ситуациях — примером может служить смерть члена группы — она восстанавливает оказавшееся перед угрозой распада единство группы, указывая каждому ее члену перспективу дальнейшего существования; 2) посредством ритуала инициации делает индивида полноправным членом общества, обязывая его соблюдать лежащие в его основе ценности и нормы.   Предлагая биологическую точку зрения на сущность традиций, Б. К. Малиновский рассматривает традицию как форму коллективной адаптации социальной общности к окружающей ее среде. Если уничтожить традицию, то социальный организм лишается своего защитного покрова и становится неизбежным процесс его гибели. «Пережитки» не существуют, поскольку на их месте сформировались явления культуры, которые приобрели новую функцию вместо старой (карета).   Все существующее в культуре должно иметь конкретную функцию, иначе подобный элемент культуры оказался бы забытым.     «Научная теория культуры»     «Аргонавты зап.части Тихого океана»   «Магия, наука и религия»
5) Структуралисты     Фердинанда де Соссюра (1857—1913).   Клод Леви-Стросс   Зарождение структурализма произошло в рамках функционализма, в связи с чем первая его форма получила название «структурный функционализм». Культура- символическая сис. Однако следует отметить, что зачастую природа этой системы трактуется с помощью категории бессознательного.   В 1960-х гг. появились работы К. Леви-Стросса. Под структурой в рамках этого метода понимается совокупность элементов между отношениями некоторого целого, которые сохраняют свою устойчивость при различных внешних и внутренних изменениях. Такого рода устойчивые структурные отношения стали выявлять в языке и литературе, в общественных отношениях и т. д. Применение структуралистского подхода связано с именем швейцарского ученого Фердинанда де Соссюра (1857—1913). Основные его исследования относятся к области языкознания. Ф. де Соссюр определял язык как согласованную систему знаков.   Одним из ведущих представителей французского структурализма является этнолог, культуролог и философ Клод Леви-Стросс, его называют «отцом» структурализма.   «Современный человек живет в ситуации глубокого раскола между культурой и природой, и именно это делает его несчастным».   Во всех явлениях культуры необходимо выявить структурные элементы, совокупность которых образует бессознательную структуру человеческого разума. Человеческие ощущения не столько отражают, сколько кодируют окружающий человека мир, а все явления и процессы выражаются в виде символов.   По мнению К. Леви-Стросса, первоначальная связь между вещами и символами сознания в процессе исторического развития человечества вытесняется в сферу бессознательного, а на ее место приходит чисто условная связь. В результате первоначальный образ мира изменяется, однако он сохраняется в сфере бессознательного. Об этом сам человек может и не подозревать. Прямой путь к окружающему человека миру в процессе истории все больше загромождается различного рода символическими структурами.   Однако сохранились традиционные общества, которым удается ускользать от принципа изменения, это так называемые «холодные» общества (сохранился подлинный смысл).   Единство структурализма и функционализма- общество и культура рассматриваются как система и выявляются свойства и характеристики этой системы. К достоинствам функционализма следует отнести роль, которую он сыграл в избавлении от идеологического неприятия неевропейских культур.   «Структурная антропология» (1958 г.), «Печальные тропики» (1959 г.), «Тотемизм сегодня» (1962 г.
  А.Р. Радклиф-Браун    
       

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: