Функция управления трудовыми ресурсами рассматривается с позиций социотехнических системах и ведущей идеи менеджмента организаций - мотивационного механизма Данная функция отличается от кадрового менеджмен НТУ по своей иерархией и статусом в организации: кадровый менеджмент как проблемный функциональный менеджмент на уровне всего предприятия отвечает за его кадровую политику, а управление трудовыми ре ресурсов (подчиненными) действует на уровне операционного менеджмента с позиций \"каждый линейный руководитель - начальник отдела кадров\" Основная задача на этом уровне - четкое понимание мотивационного механизма акты визации индивидуальной и групповой экономического поведения членов трудового коллектива на основании их самоорганизацийії.
В условиях рыночной экономики, когда рабочие все более ближе к результатам своего труда, особую роль играют экономические методы мотивации, но необходимо также помнить, эффективно действуют и такие мето оды управления, как социальные, психологические, организационные и правовые Построение и действие мотивационного механизма операционного менеджмента основывается на комплексном применении методов управления, необ димости создания условий для ограничения негативного поведения, ориентации управленческих действий на устранение последствий негативного поведения, ее профилактике и мотивирования поведения работников.
|
|
Непосредственная зависимость материальной обеспеченности человека от результатов его труда - основа системы эффективных экономических методов мотивации Эта система имеет наибольшее распространение в условиях рыночной эконом мики время организационные методы (организационно-административные) способствуют оздоровлению экономики в целом, так как предусматривают четкие функции, структуру, права и обязанности, положения о подразделениях, трудовую дисциплину, компетенцию руководителей и специалистов Построить мотивационный механизм менеджмента современного предприятия можно, применяя принципы самоорганизации индивидуальной и групповой поведения работников в процессе их совместной деятельностисті.
Организация операционной системы представляет собой две задачи для руководителя Организационная деятельность совмещает функции по организации производственной системы и роли организатора работы коллектива Основной озн натворил определения уровня управления является степень приближения к управленческих процессов производства На низовом уровне управление процессом производства осуществляется через непосредственных исполнителей, на средне в - через подчиненных руководителей и с помощью специалистов, на высшем - через линейных руководителей и с помощью функциональных звеньев управления (функциональный менеджментів).
|
|
Системный подход требует выполнения трех основных организационных функций:
• установление внутренне системных и внешних связей;
• управление процессом реализации связей;
• управление организационным развитием системы
Реализация организационных функций к установлению определенных требований к уровню профессионализма менеджера Ему необходимы практические знания, связанные с объектом управления Содержание этих знаний динамический, требует непрерывного обновления знаний Операционный менеджер должен уделять больше внимания работе, связанной с толкованием, инструктажем подчиненных Важно, чтобы менеджер умел дать правильную установку правильно сориентировать исполнителей, пробудить заинтересованность и инициативу, подобрать форму общения и психологические воздействия на подчиненных, сформировать у них правильную социальную позицию, основанную на эк ономичному мышлениеменні.
Познавая структуру технологических, кооперационных, экономических связей, которые объединяют членов коллектива, каждый из исполнителей получает возможность понять и почувствовать механизм объединения его личных инт Тереса с интересами организации Общим условием к руководителю, учетом всех организационных задач, является умение принимать обоснованные и эффективные решения, владение механизмом их формирования и принимать понятия От руководителя требуется уметь анализировать ситуацию, правильно формулировать главную проблему, ставить цели и определять ее место в \"дереве\" целей общей системы менеджмента, определять требования д в решения и основные критерии эффективности, прогнозировать сценарии возможных последствий принимаемыхся.
В процессе управления операционной системой менеджер должен уметь пользоваться данными анализа, подготовленными специалистами Важно также быть способным к организационно-экономического мышления, выделять ист тотни факторы и связи, влияющие на результат Кроме этого, необходимо знать жизненный цикл организационного развития и методологию системного управления развитием производственной системы Нужно уметь расп изнаваты проблемы инновационного процесса, владеть навыками внедрения новых идетдей.
Операционный менеджер должен иметь подготовку в области организации производственных систем в целом, организации технологической части производств, технологии принятия решений, применения программно-целевых х методов в управлении развитием производственной системы и управлении инновационными процессами, управления персоналом в условиях организационной перестройки.
Социологические исследования, проведенные на промышленных предприятиях, позволили выделить факторы, которые, на голову работников, влияют на привлекательность их работы:
• работа без большого напряжения и стрессов (61% респондентов);
• удобное расположение места работы (40%);
• достаточная осведомленность о состоянии дел на предприятии (49%);
• неустановившийся темп работы (49%);
• гибкий работе (49%);
• дополнительные льготы (45%);
• чистота и порядок в рабочих помещениях (56%);
• справедливое распределение объемов работы (45%);
• доброжелательные отношения между людьми (54%);
• хорошие отношения с непосредственным руководителем (52%)
время были названы факторы повышения производительности труда
(с точки зрения принуждения работать более интенсивно и создание условий к увеличению степени привлекательности самой работы как таковой):
• шансы продвижения по службе;
|
|
• достаточный заработок;
• признания и одобрения проделанной работы;
• возможность развивать свои способности;
• содействие самостоятельному принятию решений и применению творческого подхода
Такие выводы указывают на желание людей работать по принципам современного менеджмента, когда работники - это сотрудники, \"команда\" единомышленников, сама работа - интересная \"игра\" по цивилизованным правилам;, руководитель - \"один из нас\", внедряющий демократические методы управления, мотивационный механизм, основанный на экономических и правовых принципах (рис 69).
Во время работы члены коллектива формируют свою организационную культуру, имеют шансы реализовать свой творческий потенциал и удовлетворить конкретные потребности в процессе выполнения поставленной цели организации На а жаль, на большинстве отечественных предприятий такие пожелания работников остаются лишь пожеланиями Последствия кризиса производства, вызванной как объективными причинами (на ранних ее этапах), так и субье руктивных (прежде всего, отсутствием квалифицированных управленцев-менеджеров, а не автократов), вносят дезорганизацию в работу, вызывают отчаяние, потерю квалификации, непонимание своей роли и мы сця на данном предприятийві.
Только экономическая стабильность, применение экономических методов мотивации способны заставить людей продуктивно работать Создание предприятий с высокой инновационной культурой обеспечит конкурентосп проможнисть, непрерывное экономический рост и на этой основе удовлетворения личных и коллективных интересов своих работниковв.
Идеальное состояние - когда специалист высокого класса имеет солидную заработную плату и регулярно ее получает К этому состоянию должны постоянно приближаться руководители При нестабильной рыночной ситуации с целью сохранения высокопрофессиональных кадров необходимо применять такие средстваи:
• действия, направленные на социальную защиту высококвалифицированных специалистов;
• конкретные действия в поддержку авторитета или статуса высококвалифицированных специалистов
|
|
Целесообразным может быть применение концепции \"качества рабочей жизни\", достаточно распространенной на ведущих зарубежных предприятиях Эта концепция направлена??на создание условий, препятствующих потере привлекательного ности труда, на воссоздание целостности труда и культуры, повышение статуса человека как личностиі.
Основные критерии качества трудовой жизни:
• справедливая и надлежащая вознаграждение за труд;
• безопасные и здоровые условия труда;
• непосредственное использовать и развивать свои способности;
• трудовая демократия и правовая защищенность работника;
• достойное место работы в жизни человека;
• социальная полезность работы
Методы повышения качества трудовой жизни:
• ротация работы - чередование рабочих мест снижает монотонность работы, психологическую усталость;
• удлинение рабочего цикла - достигается за счет горизонтального группировки рабочих операций;
• расширение сферы труда - позволяет усилить ее творческий и содержательный характер в результате вертикального группировки рабочих функций;
• организация автономных рабочих бригад - совместное выполнение всех функций по управлению работой;
• использование гибких графиков рабочего времени - рабочие сами устанавливают начало и конец рабочего дня;
• стимулирование труда
Целые программы повышения качества трудовой жизни:
• гуманизация труда, обогащения его содержания;
• совершенствование организации и управления;
• развитие моральных форм стимулирования, рабочей демократии;
• расширение участия работников в принятии производственных решений
Исследования показывают, что внедрение программ повышения качества трудовой жизни способствует сокращению коэффициента производственного травматизма на 60%, количества случаев длительного отсутствия на работе из-за х болезни - на 16; увеличению выработки на одного рабочего на - 25; сокращению брака на - 39% Труд становится более безопасной и гарантированной Количество занятых увеличивается почти в 1,5 раза, увольнение по собственному желанию сократились на 72%, а по инициативе администрации - почти в 2 разази.
Внедрение программ повышения качества трудовой жизни становятся важными факторами социально-экономического развития организаций
Контрольные вопросы и задачи
1 Название составляющие операционного менеджмента
2 Как выстраивается иерархия целей оперативного управления?
3 В чем суть коммерческой логистики на производственном предприятии?
4 Назовите факторы, влияющие на построение логистической модели
5 Какие условия повышения производительности операционной системы?
6 Охарактеризуйте требования к качеству на этапах \"петли качества\"
7 Название классификацию затрат на обеспечение качества
8 Чем определяется сущность управления конкурентоспособностью продукции?
9 В чем заключается мотивационный механизм менеджмента производственного предприятия?
10 Название методы повышения качества рабочей жизни на предприятии
Рекомендуемая литература
Виссемо X Менеджмент в подразделениях фирмы / Пер с англ М, 1996
Дункан В Дж Основополагающие идеи в менеджменте / Пер с англ М, 1996
Курочкин А С Операционный менеджмент К, 2000
Макаренко М В, Махалина О Ли Производственный менеджмент М, 1998 Менеджмент, предпринимательская деятельность в рыночной экономике / Д Борман, Р Федерманн, Л Воротима Гамбург, 1992
Мескон М, Альберт М, Хедоури Р Основы менеджмента / Пер с англ М, 1992
Неруш Ю М Коммерческая логистика М, 1997
Оучи В Методы организации производства (американский и японский подходы) М, 1994
Ревентлоу Р Экономика фирмы М, 1995
Саломатина ПРИКАЗ Управление производством: системное представление М \"1993
Скотт Синк Д Управление производительностью М, 1989
Теория и практика управления персоналом / Авт-сост Г В Щекин К, 1998 Управление организацией / Под ред А Г Поршнева, 3 П Румянцевой, И А Саломатина М, 1999
Фатхутдинов Р А Производственный менеджмент М, 1997
Фатхутдинов Р А Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление М, 2000
Федулова Л 1 Организационно-экономические модели многофункционального управления производственной деятельностью на основе современного менеджмента Николаев, 1997
Федулова Л И, Сиренко И В Организационно-методологические подходы к созданию системы управления материальными и информационными потоками промышленного предприятия на основе логистического подхода К, 2001