Управление трудовыми ресурсами

Функция управления трудовыми ресурсами рассматривается с позиций социотехнических системах и ведущей идеи менеджмента организаций - мотивационного механизма Данная функция отличается от кадрового менеджмен НТУ по своей иерархией и статусом в организации: кадровый менеджмент как проблемный функциональный менеджмент на уровне всего предприятия отвечает за его кадровую политику, а управление трудовыми ре ресурсов (подчиненными) действует на уровне операционного менеджмента с позиций \"каждый линейный руководитель - начальник отдела кадров\" Основная задача на этом уровне - четкое понимание мотивационного механизма акты визации индивидуальной и групповой экономического поведения членов трудового коллектива на основании их самоорганизацийії.

В условиях рыночной экономики, когда рабочие все более ближе к результатам своего труда, особую роль играют экономические методы мотивации, но необходимо также помнить, эффективно действуют и такие мето оды управления, как социальные, психологические, организационные и правовые Построение и действие мотивационного механизма операционного менеджмента основывается на комплексном применении методов управления, необ димости создания условий для ограничения негативного поведения, ориентации управленческих действий на устранение последствий негативного поведения, ее профилактике и мотивирования поведения работников.

Непосредственная зависимость материальной обеспеченности человека от результатов его труда - основа системы эффективных экономических методов мотивации Эта система имеет наибольшее распространение в условиях рыночной эконом мики время организационные методы (организационно-административные) способствуют оздоровлению экономики в целом, так как предусматривают четкие функции, структуру, права и обязанности, положения о подразделениях, трудовую дисциплину, компетенцию руководителей и специалистов Построить мотивационный механизм менеджмента современного предприятия можно, применяя принципы самоорганизации индивидуальной и групповой поведения работников в процессе их совместной деятельностисті.

Организация операционной системы представляет собой две задачи для руководителя Организационная деятельность совмещает функции по организации производственной системы и роли организатора работы коллектива Основной озн натворил определения уровня управления является степень приближения к управленческих процессов производства На низовом уровне управление процессом производства осуществляется через непосредственных исполнителей, на средне в - через подчиненных руководителей и с помощью специалистов, на высшем - через линейных руководителей и с помощью функциональных звеньев управления (функциональный менеджментів).

Системный подход требует выполнения трех основных организационных функций:

• установление внутренне системных и внешних связей;

• управление процессом реализации связей;

• управление организационным развитием системы

Реализация организационных функций к установлению определенных требований к уровню профессионализма менеджера Ему необходимы практические знания, связанные с объектом управления Содержание этих знаний динамический, требует непрерывного обновления знаний Операционный менеджер должен уделять больше внимания работе, связанной с толкованием, инструктажем подчиненных Важно, чтобы менеджер умел дать правильную установку правильно сориентировать исполнителей, пробудить заинтересованность и инициативу, подобрать форму общения и психологические воздействия на подчиненных, сформировать у них правильную социальную позицию, основанную на эк ономичному мышлениеменні.

Познавая структуру технологических, кооперационных, экономических связей, которые объединяют членов коллектива, каждый из исполнителей получает возможность понять и почувствовать механизм объединения его личных инт Тереса с интересами организации Общим условием к руководителю, учетом всех организационных задач, является умение принимать обоснованные и эффективные решения, владение механизмом их формирования и принимать понятия От руководителя требуется уметь анализировать ситуацию, правильно формулировать главную проблему, ставить цели и определять ее место в \"дереве\" целей общей системы менеджмента, определять требования д в решения и основные критерии эффективности, прогнозировать сценарии возможных последствий принимаемыхся.

В процессе управления операционной системой менеджер должен уметь пользоваться данными анализа, подготовленными специалистами Важно также быть способным к организационно-экономического мышления, выделять ист тотни факторы и связи, влияющие на результат Кроме этого, необходимо знать жизненный цикл организационного развития и методологию системного управления развитием производственной системы Нужно уметь расп изнаваты проблемы инновационного процесса, владеть навыками внедрения новых идетдей.

Операционный менеджер должен иметь подготовку в области организации производственных систем в целом, организации технологической части производств, технологии принятия решений, применения программно-целевых х методов в управлении развитием производственной системы и управлении инновационными процессами, управления персоналом в условиях организационной перестройки.

Социологические исследования, проведенные на промышленных предприятиях, позволили выделить факторы, которые, на голову работников, влияют на привлекательность их работы:

• работа без большого напряжения и стрессов (61% респондентов);

• удобное расположение места работы (40%);

• достаточная осведомленность о состоянии дел на предприятии (49%);

• неустановившийся темп работы (49%);

• гибкий работе (49%);

• дополнительные льготы (45%);

• чистота и порядок в рабочих помещениях (56%);

• справедливое распределение объемов работы (45%);

• доброжелательные отношения между людьми (54%);

• хорошие отношения с непосредственным руководителем (52%)

время были названы факторы повышения производительности труда

(с точки зрения принуждения работать более интенсивно и создание условий к увеличению степени привлекательности самой работы как таковой):

• шансы продвижения по службе;

• достаточный заработок;

• признания и одобрения проделанной работы;

• возможность развивать свои способности;

• содействие самостоятельному принятию решений и применению творческого подхода

Такие выводы указывают на желание людей работать по принципам современного менеджмента, когда работники - это сотрудники, \"команда\" единомышленников, сама работа - интересная \"игра\" по цивилизованным правилам;, руководитель - \"один из нас\", внедряющий демократические методы управления, мотивационный механизм, основанный на экономических и правовых принципах (рис 69).

Во время работы члены коллектива формируют свою организационную культуру, имеют шансы реализовать свой творческий потенциал и удовлетворить конкретные потребности в процессе выполнения поставленной цели организации На а жаль, на большинстве отечественных предприятий такие пожелания работников остаются лишь пожеланиями Последствия кризиса производства, вызванной как объективными причинами (на ранних ее этапах), так и субье руктивных (прежде всего, отсутствием квалифицированных управленцев-менеджеров, а не автократов), вносят дезорганизацию в работу, вызывают отчаяние, потерю квалификации, непонимание своей роли и мы сця на данном предприятийві.

Только экономическая стабильность, применение экономических методов мотивации способны заставить людей продуктивно работать Создание предприятий с высокой инновационной культурой обеспечит конкурентосп проможнисть, непрерывное экономический рост и на этой основе удовлетворения личных и коллективных интересов своих работниковв.

Идеальное состояние - когда специалист высокого класса имеет солидную заработную плату и регулярно ее получает К этому состоянию должны постоянно приближаться руководители При нестабильной рыночной ситуации с целью сохранения высокопрофессиональных кадров необходимо применять такие средстваи:

• действия, направленные на социальную защиту высококвалифицированных специалистов;

• конкретные действия в поддержку авторитета или статуса высококвалифицированных специалистов



Целесообразным может быть применение концепции \"качества рабочей жизни\", достаточно распространенной на ведущих зарубежных предприятиях Эта концепция направлена??на создание условий, препятствующих потере привлекательного ности труда, на воссоздание целостности труда и культуры, повышение статуса человека как личностиі.

Основные критерии качества трудовой жизни:

• справедливая и надлежащая вознаграждение за труд;

• безопасные и здоровые условия труда;

• непосредственное использовать и развивать свои способности;

• трудовая демократия и правовая защищенность работника;

• достойное место работы в жизни человека;

• социальная полезность работы

Методы повышения качества трудовой жизни:

• ротация работы - чередование рабочих мест снижает монотонность работы, психологическую усталость;

• удлинение рабочего цикла - достигается за счет горизонтального группировки рабочих операций;

• расширение сферы труда - позволяет усилить ее творческий и содержательный характер в результате вертикального группировки рабочих функций;

• организация автономных рабочих бригад - совместное выполнение всех функций по управлению работой;

• использование гибких графиков рабочего времени - рабочие сами устанавливают начало и конец рабочего дня;

• стимулирование труда

Целые программы повышения качества трудовой жизни:

• гуманизация труда, обогащения его содержания;

• совершенствование организации и управления;

• развитие моральных форм стимулирования, рабочей демократии;

• расширение участия работников в принятии производственных решений

Исследования показывают, что внедрение программ повышения качества трудовой жизни способствует сокращению коэффициента производственного травматизма на 60%, количества случаев длительного отсутствия на работе из-за х болезни - на 16; увеличению выработки на одного рабочего на - 25; сокращению брака на - 39% Труд становится более безопасной и гарантированной Количество занятых увеличивается почти в 1,5 раза, увольнение по собственному желанию сократились на 72%, а по инициативе администрации - почти в 2 разази.

Внедрение программ повышения качества трудовой жизни становятся важными факторами социально-экономического развития организаций

Контрольные вопросы и задачи

1 Название составляющие операционного менеджмента

2 Как выстраивается иерархия целей оперативного управления?

3 В чем суть коммерческой логистики на производственном предприятии?

4 Назовите факторы, влияющие на построение логистической модели

5 Какие условия повышения производительности операционной системы?

6 Охарактеризуйте требования к качеству на этапах \"петли качества\"

7 Название классификацию затрат на обеспечение качества

8 Чем определяется сущность управления конкурентоспособностью продукции?

9 В чем заключается мотивационный механизм менеджмента производственного предприятия?

10 Название методы повышения качества рабочей жизни на предприятии

Рекомендуемая литература

Виссемо X Менеджмент в подразделениях фирмы / Пер с англ М, 1996

Дункан В Дж Основополагающие идеи в менеджменте / Пер с англ М, 1996

Курочкин А С Операционный менеджмент К, 2000

Макаренко М В, Махалина О Ли Производственный менеджмент М, 1998 Менеджмент, предпринимательская деятельность в рыночной экономике / Д Борман, Р Федерманн, Л Воротима Гамбург, 1992

Мескон М, Альберт М, Хедоури Р Основы менеджмента / Пер с англ М, 1992

Неруш Ю М Коммерческая логистика М, 1997

Оучи В Методы организации производства (американский и японский подходы) М, 1994

Ревентлоу Р Экономика фирмы М, 1995

Саломатина ПРИКАЗ Управление производством: системное представление М \"1993

Скотт Синк Д Управление производительностью М, 1989

Теория и практика управления персоналом / Авт-сост Г В Щекин К, 1998 Управление организацией / Под ред А Г Поршнева, 3 П Румянцевой, И А Саломатина М, 1999

Фатхутдинов Р А Производственный менеджмент М, 1997

Фатхутдинов Р А Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление М, 2000

Федулова Л 1 Организационно-экономические модели многофункционального управления производственной деятельностью на основе современного менеджмента Николаев, 1997

Федулова Л И, Сиренко И В Организационно-методологические подходы к созданию системы управления материальными и информационными потоками промышленного предприятия на основе логистического подхода К, 2001


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: