Совершенствовать начнут с причалов / ГУДОК / 16.09

Елена Кудрявцева

Правительство сформировало «дорожную карту» для упрощения таможенных процедур

Соответствующее распоряжение подписал премьер-министр Дмитрий Медведев. По его словам, «дорожная карта» содержит порядка 15 новых предложений, направленных на совершенствование таможенного администрирования, в частности перестройку работы контрольных структур и отдельно таможенной службы. Пока правительственный документ подробностями не изобилует, а содержит лишь ряд директив для профильных министерств и ведомств до конца года: «принять», «утвердить», «разработать».

Однако в Агентстве стратегических инициатив (АСИ), которое по поручению правительства разрабатывало предложения в «дорожную карту», озвучили предлагаемые новации.

«Основная из них - это использование технологии электронного декларирования в процедуре таможенного транзита. Также должен быть упрощён порядок транзита иностранных товаров, перевозимых морским транспортом без захода во внутренние воды РФ. Для этого предлагается сократить сведения о товарах, предъявляемых декларантом, и отказаться от представления электронной копии транзитной декларации», - пояснил «Гудку» генеральный директор АСИ Андрей Никитин.

По его словам, также планируется, что таможенный транзит будет соблюдаться и в отношении иностранных товаров, перегружаемых с одного судна на другое во втором и последующих портах захода.

Ещё одно изменение коснётся порядка возврата авансовых платежей и излишне взысканных таможенных пошлин.

Кроме того, будут сокращены до пяти дней сроки подготовки и выдачи лицензий на импорт и экспорт товаров, на которые применяется нетарифное регулирование.

В Федеральной таможенной службе подтвердили, что по семи из 15 мероприятий «дорожной карты» ведомство является ответственным исполнителем. Они должны быть реализованы до февраля 2016 года.

«Одно из них досрочно исполнено. Издан приказ, устанавливающий порядок проведения таможенного осмотра с применением инспекционно-досмотровых комплексов», - прокомментировал «Гудку» начальник аналитического отдела ФТС России Александр Васильев.

По его словам, до конца сентября будут подготовлены предложения по упрощённому порядку декларирования при перемещении запасных частей, необходимых для ремонта и технического обслуживания гражданских пассажирских самолётов.

Кроме кропотливой работы с документами таможенникам предстоит реализовать пилотный проект в морских портах Калининград, Усть-Луга, Владивосток и Находка. В них должен быть упрощён порядок совершения таможенных операций в отношении иностранных товаров, ранее доставленных в морпорт другими видами транспорта.

К ноябрю текущего года ФТС предстоит отчитаться перед правительством о предварительных результатах. «Мы должны определить перечень таможенных органов, в которых в течение двух месяцев будет организован круглосуточный режим работы. А к январю 2016 года мы сможем проанализировать востребованность такого режима в таможенных органах из перечня», - уточнил Александр Васильев.

В то же время бизнес-сообщество акцентирует внимание властей на необходимости устранить в первую очередь административные барьеры. Так, специалисты компании West All, которая специализируется на таможенном оформлении грузов и занимается морскими грузоперевозками (импорт, экспорт, транзитные отправки), ссылаются на бюрократические формальности при оформлении таможенных документов, которых требуется очень много.

«Акт сверки от Федеральной таможенной службы можно ждать в течение месяца. Обычное информационное письмо только в течение одного-двух дней проходит регистрацию. Зачастую даже дозвониться в таможню, чтобы решить рабочие моменты, очень сложно», - пояснил «Гудку» представитель компании Антон Матвеев. По мнению специалиста, это, конечно, частности, но они влияют на скорость прохождения грузов. У таможенных органов есть регламент для оформления определённых документов - не менее 10 дней, и они из него не выходят. «Наша компания скоропорт не перевозит, но, насколько я знаю, такой груз они пропускают быстрее», - отметил он. У операторов есть ожидания, что электронное декларирование упростит процедуру.

По оценке главного редактора портала AVIA.RU Романа Гусарова, предлагаемые меры в большей степени касаются морских грузоперевозок. Что касается авиации, то некоторое время назад остро стояла проблема растаможивания комплектующих авиационных запчастей. «Отрасль этого очень долго добивалась, и взаимопонимание с таможенной службой в этом вопросе наконец-то было найдено. Процедуры упрощаются и значительно сокращены по времени. Простой самолёта из-за того, что где-то на таможне «зависла» необходимая запчасть, в общем-то уже неактуален, но хотелось бы ещё быстрее», - говорит он. И последняя инициатива правительства в упрощении таможенного администрирования позволяет надеяться, что и для моряков барьеры будут сняты.

Мероприятия, которые запланировало правительство, - это уже шестая попытка детализировать и усовершенствовать «дорожную карту», напоминает эксперт ООО «Альта-Софт» по вопросам таможенного законодательства Алла Ганичева. Только сейчас акцент сделан на ускорение и упрощение оформления таможенного транзита, для чего предусмотрена и возможность его декларирования в электронной форме, в том числе подача предварительной транзитной декларации, круглосуточное оформление транзита в некоторых международных аэропортах. «Также предусмотрены существенные меры для того, чтобы упростить открытие таможенного транзита для морского транспорта с одновременной реализацией в портах Калининград, Усть-Луга, Владивосток и Находка», - пояснила она «Гудку».

По оценке эксперта, особый интерес участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), несомненно, вызовет упрощение возврата (зачёта) излишне уплаченных или излишне взысканных авансовых платежей, в частности сокращение сроков рассмотрения и перечня необходимых для возврата документов. И безусловной новацией «дорожной карты» является запланированная на ближайшее время - сентябрь 2015 года - разработка регламентов выдачи разрешительных документов в электронном виде.

По мнению Аллы Ганичевой, активность властей также связана с подготовкой к введению в действие нового Таможенного кодекса. «По своей сути распоряжение правительства представляет собой довольно чёткий план совершенствования таможенного администрирования. В то же время нужно признать, что важнейшая роль в реализации поставленных задач отведена и новому Таможенному кодексу Евразийского экономического союза», - сказала она.

В частности, в российском документе предусмотрено внедрение механизма «единого окна» в государствах - членах Евразийского экономического союза для того, чтобы усовершенствовать процедуры во внешней торговле. Как сообщили в Европейской экономической комиссии (ЕЭК), план мероприятий по внедрению «единого окна» утверждён в мае текущего года. «Основная задача сейчас - развивать национальные механизмы «единого окна» в одном направлении, чтобы в дальнейшем они могли взаимодействовать. Уже разработана «эталонная» модель «единого окна». Это образец, на который будут ориентироваться государства - члены ЕАЭС при развитии своих механизмов», - сообщила пресс-секретарь члена коллегии (министра) по таможенному сотрудничеству ЕЭК Наталья Саченок. В первую очередь это позволит унифицировать электронные документы, необходимые для ВЭД. Второй важный момент: «единое окно» обеспечит информационное взаимодействие бизнеса с регуляторами при совершении экспортных, импортных и транзитных операций. Однако в отличие от российского законодательства, где упрощение таможенных процедур должно пройти в довольно жёсткие сроки - до конца года, план ЕЭК рассчитан на шестилетний период, вплоть до 2020 года включительно.

ИНТЕГРАЦИЯ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА И ЭНЕРГЕТИКИ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: