Жертвы Евразийской интеграции / независимая газета / 17. 09

Элина Билевская, Антон Ходасевич

МЕЛКИЙ ТОРГОВЫЙ БИЗНЕС БЕЛОРУССИИ ОКАЗАЛСЯ ПОД УГРОЗОЙ ИСЧЕЗНОВЕНИЯ

Более 150 тыс. предпринимателей Белоруссии грозятся прекратить работу с нового года в связи с новыми требованиями к товарам, предъявляемыми на территории Евразийского союза. Об этом заявило общественное объединение представителей мелкого бизнеса «Перспектива».

Эксперты объединения на днях презентовали результаты своего исследования положения и состояния индивидуального предпринимательства (ИП) в Белоруссии. Этот сектор зародился в 90-е годы на фоне ломки традиционной структуры экономики. Тогда привозить товары с иностранных рынков и продавать у себя в стране стали учителя, рабочие заводов, работники государственной торговли. Как показало нынешнее исследование «Перспективы», этот класс мелкого торгового бизнеса практически не трансформировался. Подавляющему большинству занятых в сфере малого бизнеса людей от 35 до 55 лет, 20% белорусских предпринимателей старше 55 лет. Молодежи до 35% лет в числе ИП всего лишь 7%. «Очевидна тенденция стремительного старения сектора индивидуального предпринимательства», - констатировал руководитель «Перспективы» Анатолий Шумченко. По его словам, большинство представителей этого сектора, проработав в нем почти всю жизнь, так и не стало рассматривать его как дело своей жизни и соответственно не строит планы по развитию бизнеса, укрупнению или переводу его в другое направление. Только 7% представителей малого бизнеса рассматривают свое дело как способ формирования капитала для перехода в крупный бизнес. Для остальных это, как и в 90-е годы, - способ выживания, свидетельствуют данные исследования. По мнению Шумченко, виновато государство, поскольку оно создало такие условия, в которых начать бизнес и разобраться в хитросплетениях законов очень сложно. Пугают потенциальных бизнесменов высокий уровень налогообложнения, неподъемные ставки арендной платы, а также популярные в Белоруссии конфискации товаров и штрафы. «Предпринимательство, по сути, сегодня вырождается», - заявил Шумченко.

«Подкосил» белорусский мелкий бизнес и Евразийский союз, говорят в предпринимательской среде. Требование подтверждать качество продаваемой на рынке продукции сертификатами правительство Белоруссии объясняет условиями Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Правда, как сообщалось ранее, в России вступление в действие этой нормы отложено на несколько лет. Именно поэтому российские оптовики не желают выдавать своим белорусским коллегам необходимый комплект документов. Как писала «НГ», правительство Белоруссии ввело требование сертификации товаров, продаваемых на рынках, уже более года назад, однако несколько откладывало вступление нормы в действие под давлением предпринимателей, которых в стране около 250 тыс. В очередной раз оно должно было начать свое действие летом, однако накануне президентских выборов Александр Лукашенко сделал широкий жест и позволил предпринимателям продавать свой товар без подтверждающих качество документов до конца года, предупредив, что это последняя уступка со стороны власти. По оценке экспертов объединения «Перспектива», около 60% ИП, а это примерно 150 тыс. человек, в связи с этим деятельность свою после Нового года не продолжат.

Вопрос о судьбе ИП в белорусском обществе обсуждается давно. В экспертной среде мнения относительно причин и возможных последствий происходящего разделились. Кто-то согласен с тем, что время «базарной» торговли товарами сомнительного качества прошло, и считает требования правительства вполне обоснованными. Кто-то уверен, что беспокойство за здоровье населения и отсылки к требованиям ЕАЭС - повод для власти, которая на самом деле желает под благовидным предлогом избавиться от конкурентов отечественной легкой промышленности. Отрасль и так не была среди передовых, а нынешний кризис привел к такому снижению продаж, что на складах скопились уже не месячные, а годовые запасы продукции. Часть экспертов считает, что бизнес «купи-продай» изжил себя, так как сейчас много центров, торгующих товарами известных брендов, качество которых не вызывает сомнений.

Правда, даже самые отъявленные противники «базарной торговли» соглашаются, что кризисный период в экономике, когда люди стремительно теряют работу, пришедшийся к тому же на год президентских выборов, не самое подходящее время для ликвидации 150 тыс. рабочих мест.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: