Теории социализации

На рубеже XX в. в научных и общественных кругах превалировало мнение о том, что человеческая природа определяется биологическими факторами. Чарльз Хортон Кули (1864 – 1929)выступил с резкой критикой этого утверждения. Он полагал, что люди преобразуют себя в процессе социальных взаимодействий, группового опыта и выдвинул теорию «зеркального Я». Согласно этой теории, в процессе «зеркального Я» индивид мысленно принимает на себя точку зрения других людей и видит себя как бы их глазами. Как отражение в зеркале дает образ физического "Я", так восприятие реакции других людей на собственное поведение или внешность дает образ социального "Я".

Данный процесс происходит в три фазы.Во-первых, индивид представляет себе, как он выглядит в глазах других людей. Во-вторых, индивид воображает, как другие люди будут оценивать его внешность. В-третьих, он вырабатывает некий тип внутреннего самоощущения, например, чувство гордости или стыда, и на его основе формирует представление о том, что думают о нем прочие люди.

Следствием этого может явиться застенчивость. Застенчивые люди постоянно находятся под самоконтролем, кажутся слишком поглощенными проблемой собственной адекватности и адекватности своего поведения. В результате у индивида может развиться подавленность – внутренняя модель поведения, не дающая человеку достичь собственного уровня навыков и способностей под воздействием социального давления. Так, мы часто осознаем ситуации, в которых от нас ожидают успешной демонстрации умений.

Другая важная концепция Кули – это концепция первичной группы. Первичные группы – это группы из непосредственного окружения, играющие ключевую роль в отношениях конкретного человека с обществом.

Американский социолог Джордж Герберт Мид (1863 – 1931) продолжил разработку идей Кули и сделал множество собственных открытий. Ему принадлежит понятие «обобщенного другого». Согласно его концепции, в процессе выработки полного самосознания дети, как правило, проходят три стадии: «стадию ролевой игры», «коллективной игры» и «обобщенного другого». На первой стадии ребенок в игре берет на себя роль только одного человека и «примеряет» на себя модель его поведения. Это проявляется, когда дети играют в куклы и принимают на себя родительскую точку зрения, как его отец или мать. На второй стадии коллективных игр ребенок уже принимает в расчет множество ролей. Это напоминает случай организованной спортивной игры, в которой каждый индивид должен учитывать роли большого числа людей. На третьей стадии дети осознают, что они принадлежат к более крупному сообществу людей и это сообщество придерживается вполне определенных взглядов на то, каким должно быть его поведение. Социальная группа, дающая индивиду сознание цельности собственной личности, называется «обобщенный другой». Благодаря ей контроль преобразуется в самоконтроль.

Согласно воззрениям Мида, социальное целое предшествует индивидуальному разуму как логически, так и во времени. Мыслящий, обладающий самосознанием индивид невозможен без первичной социальной группы. Сначала идет социальная группа, и она приводит к развитию мыслительных процессов самосознания.

Уточнением данной концепции является концепция «значимого другого» А. Халлера. «Значимый другой» - это та личность, одобрение которой добивается индивид и чьи действия он по преимуществу принимает. В качестве «значимых других» могут выступать родители, учителя, друзья, популярные личности.

Следует отметить, что процесс усвоения мнения «обобщенного другого» о человеке, и формирования его «зеркального Я» лежит в основе интернализации (от лат. internus - внутренний) – превращения внешних норм во внутренние правила поведения. В социологии интернализацию определяют как процесс перехода знания из субъективного в объективное для общества. После этого оно может быть передано следующим поколениям.

Интериориза́ция — формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом. Впервые данный термин был использован в работах французских социологов (Дюркгейм и др.), где интериоризация рассматривалась в качестве одного из элементов социализации, означая заимствование основных категорий индивидуального сознания из сферы общественного опыта и общественных представлений.

Зигмунд Фрейд (1856 – 1939) предложил свое обоснование процесса формирования личности. Он объединил основные потребности с вли­янием общества, чтобы создать модель личности, состоящую из трех частей: Ид, Эго и Суперэго. Ид (от лат. «оно») воплощает основные влечения человеческого су­щества, которые бессознательны и требуют немедленного удовлетворения. Уходя корнями в биологию, Ид существует при рождении, превращая новорожденного в сплошное требование внимания к себе, прикосновения и пищи. Но общество противостоит центрированному на себе Ид, и потому одно из первых слов, какое выучивает ребенок, — «нет».

Чтобы избежать фрустрации, ребенок должен научиться реалистически подхо­дить к миру. Это осуществляется через Эго (от лат. «я»), которое есть сознатель­ные усилия индивида, направленные на уравновешивание врожденных влечений к по­иску наслаждения с требованиями общества. Эго развивается, когда мы осознаем себя, но также понимаем, что не можем получить всего, чего хотим.

Наконец, в человеческой личности развивается Суперэго (от лат. «над» или «помимо» эго), которое представляет собой культурные ценности и нормы, интериоризированные индивидом. Суперэго выступает нашей совестью, объясняя нам, почему мы не можем получить всего, чего хотим. Оно начинает формироваться, когда ребенок осознает родительский контроль, и созревает, когда человек прихо­дит к пониманию, что поведение каждого должно учитывать культурные нормы.

В процессе своего развития ребенок сталкивается с оше­ломляющим потоком физических ощущений, которые либо приятны, либо болез­ненны. Однако с развитием Суперэго он выучивает моральные понятия должного и недолжного. Иными словами, сначала дети способны ощущать добро только физически, но к 3-4 годам они воспринимают добро и зло в согласии со своей оцен­кой собственного поведения применительно к культурным нормам.

Ид и Суперэго конфликтуют, но у хорошо приспособленного индивида Эго уравновешивает эти противоборствующие силы. Если конфликты не разрешают­ся в детстве, то в дальнейшем они могут всплывать на поверхность в виде рас­стройств личности.

Культура, выступая в форме Суперэго, подавляет эгоистичные требования, за­ставляя людей считаться с другими. Часто бывает, что противоречивые требова­ния «Я» и общества выливаются в компромисс, который Фрейд назвал сублимаци­ей. Она преобразует эгоистичные стремления в социально приемлемое поведение. Сексуальные желания, например, приводят к браку, тогда как агрессия выплески­вается в соревновательных видах спорта.

На основании выше изложенного можно сформулировать ряд черт, которые характеризуют социализацию как процесс становления личности. Итак, социализация:

ü Идентифицирует человека не только как «существо разумное», но и как «существо социальное».

ü Способствует становлению социального «Я». Все человеческое поведение – прежде всего результат научения, или социализации.

ü Является процессом приобретения статусов и обучения ролевому поведению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: