Формы борьбы партизан против немецко-фашистких захватчиков


Ряды патриотов пополнялись молодыми партизанами и подпольщиками, не имевшими необходимой подготовки. В Связи с этим встал вопрос военного обучения. ЦК КПБ и БШПД организовали работу по обеспечению партизан необходимыми кадрами. В советском тылу были открыты школы и пункты по подготовке командных кадров, организаторов партийного и комсомольского подполья, инструкторов, подрывников, радистов, разведчиков и других специалистов.
Такого количества специалистов было недостаточно. Поэтому основная подготовка осуществлялась непосредственно в отрядах и бригадах. Во многих формированиях были созданы учебные кружки, где молодежь обучалась боевому мастерству, в некоторых существовали учебные роты, взводы, отделения. Хорошо налаженной была военная подготовка в Барановичской, Витебской, Гомельской, Минской, Могилевской, Полесской и других областях. Так, за весну1943 г. 138 молодых партизан бригады имени С.М. Короткина Витебской области стали минометчиками, 312 – пулеметчиками, 37 – гранатометчиками, 50 – санинструкторами, 15 – подрывниками. За ноябрь – декабрь 1943 г. в Витебской области было подготовлено 2635 пулеметчиков, 2721 подрывник, 2041 автоматчик, 778 истребителей танков, 632 минометчика, 283 снайпера, 312 санинструкторов. Подготовка кадров во многих партизанских формированиях Беларуси достигла довольно высокого уровня, что стало причиной повышения эффективности борьбы против захватчиков.
Боевая и диверсионная деятельность партизан особенно активизировалась накануне и во время контрнаступления Красной Армии под Курском. 24 июня 1943 г. было принято решение ЦК КПБ о начале «рельсовой войны» - операции по одновременному массовому разрушению железнодорожных коммуникаций врага. Она проводилась в три этапа. В результате первого и второго этапов этой операции партизаны повредили 211 тыс. км железнодорожных рельсов, взорвали 2171 поезд, 6 броне-
поездов, 32 водокачки, 295железнодорожных мостов. В большинстве партизанских формирований создавались комсомольско-молодежные группы диверсантов-подрывников и «охотников», выполнявших наиболее ответственные задания. В Витебской области диверсионную работу осуществляли 263 комсомольско-молодежные диверсионные группы и 135 групп истребителей танков и живой силы противника. В Гомельской области действовали 209 диверсионных групп, объединявших свыше 1300 юношей и девушек. В Минской области в 569 группах сражались 4100 человек. В Могилевской области насчитывалось более 2950 подрывников в составе 250 групп, в Барановичской области – свыше 1180 человек, в Белостокской – 1080, в Брестской 570.
Борьба партизан-диверсантов отличалась мужеством и самоотверженностью. Молодой подрывник Данила Верека из 208-го партизанского отряда Могилевской области 8 октября 1942 г. западнее станции Славное с миной в руках бросился под вражеский эшелон. Аналогичный геройский поступок 30 июля 1943 г. на участке железной дороги Минск – Бобруйск между станциями Блужа и Талька совершили подрывники партизанского отряда имени газеты «Правда» Минской области Сергей Козятников и Иван Чечерин. Вместе с эшелоном врага взорвал себя секретарь комсомольской организации партизанского отряда имени П.К. Пономаренко, действовавшего в Осиповичском районе, Николай Андриевич. Подрывник Николай Анохин из отряда имени Г.И. Котовского по трое суток ждал в засаде, чтобы пустить под откос очередной эшелон. На его боевом счету было 12 подорванных эшелонов. Во время одной из диверсий Анохин был смертельно ранен.
Бесстрашный поступок 17-летнего партизана Николая Гойшика бригады имени Ф.Э. Дзержинского, действовавшей в Брестской области, стал известен во всей Беларуси. Юный патриот имел на своем боевом счету 7 пущенных под откос эшелонов врага. Во время очередной боевой операции 24 апреля 1944 г. из-за усиленной охраны партизаны не смогли заминировать рельсы. Вражеский эшелон с боевой техникой и живой силой приближался к месту засады. Николай бросился с миной под паровоз и ценой собственной жизни на 15 часов остановил доставку на фронт вражеской техники и боеприпасов.
Количество диверсий белорусских партизан на железной дороге постоянно росло. Только за 1943 г. народные мстители пустили под откос 6236 составов с живой силой и техникой, в том числе 19 бронепоездов, разбили 4875 паровозов. 44156 вагонов, цистерн и платформ, разгромили 22 железнодорожные станции и подорвали 462 моста. За шесть месяцев 1944 г. было проведено свыше 3730 боевых операций по подрыву вражеских эшелонов, ежемесячно выводилось из строя до 620 единиц подвижного состава. Боевые действия партизан охватили 38 железнодорожных линий Беларуси.
Операции народных мстителей по уничтожению транспортных узлов дополнялись диверсиями подпольщиков. Уже в декабре 1941 г. на Минском железнодорожном узле патриоты Живалев и Бури-Буримский привели в негодность 2 водокачки и водонапорную сеть. Под руководством Заслонова участники Оршанского патриотического подполья с ноября 1941 по февраль 1942 г. вывели из строя свыше 170 паровозов. Одну из самых крупных диверсий совершил подпольщик Крылович на узловой железнодорожной станции Осиповичи в ночь на 30 июня 1943 г. В результате сгорели 4 эшелона, в том числе состав с новыми танками «Тигр», направлявшийся в район Курской дуги. Об этой диверсии стало известно даже Гитлеру.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: