(по теме, определяемой преподавателем)
(объем 15–20 стр.).
Экскурсия – это результат двух важнейших процессов: подготовки и проведения.
Подготовка новой экскурсии включает две основные ступени:
- предварительная работа – подбор материалов для будущей экскурсии, их изучение. Отбор объектов, на которых будет построена экскурсия.
- непосредственная разработка экскурсии – составление экскурсионного маршрута, работа над содержанием экскурсии, написание контрольного текста, подготовка методической разработки новой экскурсии
В главе должны отражаться следующие данные:
1. Цель и задачи экскурсии. Цель экскурсии – это то, ради чего показываются экскурсантам памятники истории и культуры и другие объекты. Задачи экскурсии – как достичь цели путем раскрытия ее темы.
2. Тема экскурсии, ее название. Тема экскурсии – это краткое концентрированное изложение основного содержания экскурсии. Название – это языковое выражение, обозначающее содержание. У одной и той же темы может быть несколько названий в зависимости от состава экскурсантов и поставленной задачи.
3. Продолжительность экскурсии (от 1 академического часа (45 мин.) до суток
4. Состав экскурсантов.
5. Отбор и изучение экскурсионных объектов. В качестве объектов могут быть: памятные места, связанные с историческими событиями, здания и сооружения, экспозиции музеев, памятники архитектуры и искусства и т.д. (заполнить карточки (паспорта) объектов, включенных в маршрут экскурсии, см. Приложение 3). Подготовить презентацию объектов показа и рассказа экскурсии
6. Составление маршрута экскурсии. Маршрут экскурсии – это наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы. Маршрут строится по принципу логической последовательности.
7. Подготовка контрольного текста экскурсии. Контрольный текст – это материал, необходимый для полного раскрытия всех подтем, входящих в экскурсию. Содержит хронологическое изложение материала, не отражая структуры экскурсии и маршрутной последовательности. Включает в себя материалы, составляющие содержание вступительного слова и заключения экскурсии, а также логических переходов.
8. Комплектование «портфеля экскурсовода». «Портфель экскурсовода» - это комплект наглядных пособий, используемых в ходе проведения экскурсий.
9. Выбор и описание методических приемов проведения экскурсии. Отбор наиболее эффективных методических приемов для освещения подтем, в зависимости от экскурсионной группы (дети, взрослые), времени проведения экскурсии (суток, года), особенностей показа и рассказа.
10. Определение техники проведения экскурсии и составление методической разработки. Техника ведения экскурсии объединяет все организационные вопросы экскурсионного процесса. Методическая разработка – это документ, который определяет, как провести данную экскурсию, как лучше организовать показ объектов, какую методику и технику ведения следует применить (таблица 1)
Таблица 1
Марш рут | Останов ки | Объекты показа | время | Наименование подтем и перечень основных вопросов | Организа ционные указания | Методи ческие указания | Портфель экскур совода |
В графе «Маршрут экскурсии» (если это городская экскурсия) называются улицы, переулки, площади и т.п. по которым следует экскурсионная группа. Называются начальный и конечный пункты маршрута в целом и каждой подтемы в частности.
В графе «Остановки» назначаются точки маршрута, где предполагается осмотр объектов.
В графе «Объекты показа» перечисляются основные и дополнительные объекты, которые показывает экскурсовод.
В графе «Продолжительность экскурсии» указывается сумма времени, которое затрачивается на показ данного объекта, рассказ экскурсовода и на передвижение группы по маршруту к следующей остановке.
Графа «Наименование подтем и перечень основных вопросов» содержит подтемы, которые раскрываются на данном отрезке маршрута, в данный отрезок времени. Формулируются основные вопросы, излагаемые при раскрытии подтемы. Количество основных вопросов должно быть не более пяти.
В графе «Организационные указания» помещают рекомендации о передвижении группы, правила поведения участников экскурсии, рекомендации по перестановке группы и т.д.
В графе «Методические указания» формулируется основные требования к экскурсоводу по методике ведения экскурсии, даются указания по использованию методических приемов.
В графе «Портфель экскурсовода» перечислить наглядные пособия, которые будут использоваться на определенном этапе проведения экскурсии.
11. Составление индивидуального текста. Индивидуальный текст – это основа рассказа экскурсовода, определяет полноту и последовательность изложения материала, помогает экскурсоводу логично строить свой рассказ. Текст пишется от 1 лица.
В заключение главы следует указать, выполнены ли цель и задачи проведения экскурсии.