1. Гражданин совершил правонарушение и понес наказании, в связи с чем он стал считать законы данного государства несправедливыми.
Может ли закон считаться справедливым, если отдельные граждане не считают его таковым по отношению к себе? Как оценить справедливость закона и права?
Определите критерии личной и общесоциальной справедливостью. Проанализируйте действие двух уровней принципа справедливости — общего и индивидуального.
2. Сделайте подбор решений Конституционного Суда РФ, содержащих ссылку на принцип справедливости. Дайте некоторым из них краткую характеристику. Что Суд вкладывает в смысл данного принципа?
3. В. С. Соловьев пишет: необходимо, чтобы «свобода других, независимо от моего субъективного ее признания или от моей личной справедливости, всегда могла на деле ограничивать мою свободу в равных пределах наравне с другими»[14]. Как вы понимаете данное высказывание? Проанализируйте его.
4. В статье 1. Всеобщей декларации прав человека сказано: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства». А в статье 2 закреплено: «Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.
|
|
Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете»[15].
Означает ли, что если законы ограничивают права и свободы, то речь идет о нарушении Декларации? Возможны ли ограничения прав и свобод, и в каких случаях? Приведите примеры норм права, содержащих ограничения прав и свобод.
5. Дайте оценку действующего законодательства с позиции принципа справедливости. Ответ подкрепите примерами.
6. Каковы возможности применения принципа справедливости в различных отраслях права?
7. Раскройте соотношение:
– право;
– нравственность;
– справедливость.
8. Как вы полагаете, может ли известная формула «Разрешено все, что не запрещено законом» противоречить принципу справедливости. Ответ подкрепите примерами.
9. Проанализируйте высказывание Н. И. Кропачева: «Принцип законности не предопределяет содержание уголовно-правового регулирования, а лишь требует облекать те или иные правила в юридическую форму. Поэтому законность – это формальный принцип… Напротив, справедливость – это содержательный принцип (принцип деятельности), поскольку он определяет само содержание самой нормы»[16]. Приведите примеры действующего законодательства, содержащие ссылки на принцип справедливости. Как понимается данный принцип в различных отраслях права?
|
|
10. «…справедливость выступает как правовое начало по отношению к правонарушителю и, напротив, как нравственное начало по отношению к лицу, не совершившему противоправный поступок»[17]. Как вы понимаете данное высказывание?