Семинарских занятий

Семинар – форма организации занятия, при которой студенты самостоятельно изучают программный материал по различным источникам, выполняют различные задания с последующим коллективным обсуждением и оценкой преподавателя. Методическая ценность семинара состоит в том, что он дает возможность студентам активно использовать информацию, полученную по различным каналам. В дискуссиях они углубляют свои знания, учатся аргументировать свои выводы. В ходе таких занятий легко обнаруживаются и устраняются пробелы в изученном материале.

Выбор темы семинара определяется рядом факторов. Вопросы, выносимые на обсуждение должны быть не просто ключевыми с точки зрения их познавательно - воспитательного потенциала, но и посильными для студентов, вызвать у них интерес. Для эффективной работы на таких занятиях необходим и определенный уровень умений и навыков самостоятельной работы: конспектирование, умение делать выписки и анализировать литературу, изучать ее содержание в кратких сообщениях или более развернутых рефератов, выступать в ходе обсуждения.

Рекомендации к каждому занятию построены по единому принципу. Вначале предполагаются возможные варианты организации опроса группы по пройденному материалу – это: вопросы для устных сообщений студентов, задания тестового или творческо-поискового характера. В зависимости от творческо-поискового характера. В зависимости от творческо-поискового характера. В зависимости от наличия времени и уровня группы можно использовать и все три варианта.

Для активации познавательной деятельности студентов предлагаются задания, на основе которых можно организовать дискуссии, обсуждение и закрепление вновь полученных знаний. В качестве домашнего задания, выполняемого письменно, предполагается выразить свое отношение к определенному положению в форме эссе. Это задание направлено не только на простое воспроизводство учебного материала, но и на самостоятельную работу с дополнительными источниками.

Французское слово «эссе» можно буквально перевести как опыт, проба, очерк, набросок. К его основным признакам принято относить:

1. Наличие конкретной темы или вопроса.

2. Личностный характер восприятия проблемы и ее осмысления. (Эссе – жанр субъективный, оно интересно и ценно именно тем, что дает возможность увидеть личность студента, своеобразие его позиции, мышление, отношение к миру).

3. Небольшой объем (1-2 страницы).

4. Свободная композиция на основе произвольных ассоциаций.

5. Парадоксальность (отправной точкой для размышления является афористичной, яркой высказывание, буквально сталкивающее, на первый взгляд, бесспорные, но взаимно исключаюшие друг друга утверждения, характеристики, тезисы. Например, «Кто щадит виновного, тот наказывает невиновного»).

6. Успешно написать эссе может лишь студент, который способен применить знания в новой ситуации, имеет собственную позицию по ключевым проблемам курса и умеет ее убедительно аргументировать, формулировать целостные, внутренние непротиворечивые высказывания. Критериями оценки эссе являются: самостоятельность, проявление индивидуальности, глубина раскрытия темы, оригинальность решения проблемы, аргументация.

Критерии устного ответа студентов:

  1. Содержательность, то есть полное, конкретное освещение вопроса.
  2. Логичность: последовательность изложений, обоснование теоретических положений примерами или обобщение фактов и формулирование выводов.
  3. Концептуальность: выделение различных точек зрения на проблему, выражение своего отношения.

4. Риторика: лаконичность, владение юридической терминологией, правильность и чистота речи


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: