Страна, период.
| Школы. Направления.
Представители.
| Методы и приемы обучения.
|
Древний
Египет.
| Школы ИЗО и черчение-
Общеобразовательные предметы.
Мемфисская придворная школа архитекторов и скульпторов.
| Жестокая, строгая, канонистическая; систематическое обучение; заучивание, пассивное копирование.
Схемы, таблицы, образцы работ – учебно-наглядные пособия. Материалы: уголь, кисть, глиняные доски, папирус, камень, сырая штукатурка, черная и красная краска. Рисунок линейный.
Ограниченность методики обучения изо искусству, от отца к сыну.
|
Древняя Греция.
К 4 веку до н.э.
| Фиванская (Аристид)
Эффеская (Эфрандор).
Сикионская (Эвпомп, Памфил)
Аппелес.
Афинская школа.
| Придает значение светотени и жизненным ощущениям, иллюзиям.
Чувственное восприятие природы и внешней красоты.
Научные данные, изучение законов природы на основе математики (геометрии). Курс обучения 12 лет—1 талон золота (26 кг 156гр). Метод научного понимания искусства
Рисунок основной предмет; изучение технических и технологических приемов.
Использование левкаса (грунт белого цвета), красок; воска и буковых дощечек.
Вывод: Организация школ -это мастерские, студии, где ученики помощники- подмастерья. Новые принципы и методы изображения, обучения и воспитания. Основа—реалистический рисунок с изучением правил перспективы, светотени, наук, натуры, работы красками. Метод научного понимания искусства.
|
Древний Рим.
|
| Интерес к ремесленно- технической стороне, сокращение сроков обучения, использование искусства для оформления помещений, предметов культа, быта. Пользуясь достижениями Древних Греков упростили систему обучения- повторение приемов работы, копирование образцов и растеряли ценные положения рисунка. Однако на деле римляне не внесли нового в методику и систему преподавания. Они лишь пользовались достижениями греческих художников; более того, много ценных положений методики преподавания рисунка они не сумели сохранить.
|
Средние века
IХ—ХI—века невежества.
|
Виллар де Оннекур
| Утрачены методы и приемы обучения нет рисования как учебной дисциплины. Подчинение церкви, достижения реалистического рисунка были отвергнуты. Механическое копирование. Работая с натуры, копировали оболочку —отсутствовала аналитическая основа. Развитие ремесел и разделение труда.
В эпоху средневековья достижения реалистического искусства были отвергнуты. Художники средневековья не знали ни принципов построения изображения на плоскости, ни разработанных греками методов обучения.
Пытался обосновать основные положения рисунка
|
Эпоха Возрождения.
ХIV—ХVI
| Школы мастерские боттеги для мальчиков 10—12 до 18 лет.
| Археологические раскопки в Древней Греции; всеобщее обучение, изучение наук (математика, литература, скульптура, и т д. но основа рисунок) построено на практической основе. Мальчики подмастерья находятся в научных лабораториях —мастерских.
Методическое руководство со стороны учителя, ежедневная работа.
Копирование через кальку – это отрицательно.
|
Ченнино Ченнини. (1404-1472 «Трактат
о живописи».
| В основе – рисунок и правила изображения на плоскости; использует научный метод, методическую последовательность, личный показ, обобщение формы; изучают математику, геометрию. Использует механическое проектирование на плоскость при помощи завесы. Рисование не механическое упражнение, а упражнение ума.
|
Леон Батиста Альберти
«3 книги о живописи».
| Придает большое значение природному образцу, то есть натуре. Отрицает завесу, закрепление материала, научное обоснование—потом практика; методическая последовательность над рисунком.
|
Леонардо да Винчи. (1452-1519),
Книга о живописи.
| Теоретические труды представляют большую ценность в области методики и постановки проблем искусства.
Таким образом, первоисточником должна быть натура. Великий мастер советует постоянно и везде наблюдать «природные жесты» людей. «Вернувшись домой, следует воспроизводить такие воспоминания в совершенной форме». У Леонардо да Винчи работа по памяти является методом усвоения знаний и навыков, методом, уточняющим и развивающим глаз и зрительную память.
|
Альбрехт Дюрер
Труды о перспективе и строении человека.
| Проблемы педагогики (обучение и воспитании), личный показ с объяснением, изображение натуры, изучение природы, метод обрубовки и анализ формы. Сочетание научно- теоретических основ.
|
| Вывод: Большой вклад внесли художники эпохи Возрождения в методику преподавания: способствовали становлению рисунка как учебного предмета, умело использовали научные знания анатомии, перспективы, законов светотени, но мало касались вопросов дидактики и не ставили задачу разработать единую систему обучения и воспитания. Величайшей заслугой мастеров эпохи Возрождения являются открытые ими законы реалистического изображения: передача на плоскости объемно-пространственных форм, перспективных законов.
|
Конец ХVI века
ХVII век
| Академия художеств.
| Период становления новой педагогической системы —Академической. Создание художественных школ, академий художеств. Усовершенствование методики.
|
Болонская академия
Братьев Каррачи.
| Создали специальное учебное заведение, разработали систему и методику преподавания рисунка живописи, композиции, снабдили учебно -методическими пособиями, но постепенно перешли к идеализации и копированию
Карраччи впервые в истории обучения рисунку ввели в своей Академии награды за лучшее исполнение учебной работы. Выделение лучшего, поощрение его успехов — плодотворный метод работы с учениками. Распределяя награды среди лучших воспитанников, Карраччи добивались того, что менее успевающие старались приложить все силы к тому, чтобы выйти на первое место и получить награду. Это своеобразное соревнование вселяло в каждого ученика стремление стать первым. В дальнейшем государственные академии художеств, переняв опыт работы братьев Карраччи, утвердили большие и малые золотые и серебряные медали.
|
1577-1640
| Школы и мастерские Рубенса, его учеников
| Изучение античных образцов.
|
1648, 1660,1692, 1696,1753,1757,
1768.
| Париж, Рим, Вена,
Берлин, Мадрид, С-Петербург, Лондон
| Открыты академии художеств. В конце ХУ11 века во Французской академии внесен порядок в систему преподавания с «юных лет ученики проходили серьезную выучку». Обучение искусству проходило одновременно с научным просвещением и воспитанием высоких идей. Не уделялось внимание индивидуальности учащихся.
|
| Джошуа Рейнольдас.
| Строгая система, отрицал зазубривание.
Рейнольде с большой убедительностью отстаивал академические принципы обучения. Но при этом он был противником схоластики - зазубривания схем и канонов. «Одна из величайших ошибок в методе преподавания всех академий», по его мнению, состоит в том, что «учащиеся никогда точно не рисуют те живые модели, которые они перед собой имеют. Они изменяют форму согласно своим неопродоленным и неясным представлениям о красоте и рисуют скорее то, какой фигура, по их мнению, должна была бы быть, чем то, какова она на самом деле».
|
(1749-1832).
| Иоганн Вольфганг Гёте
| Статьи и мысли об искусстве.
Много ценных, мыслей о методике обучения рисованию высказал Гёте, найдет много совпадений в его обосновании метода реалистического искусства с теорией современного советского искусствоведения. Суждения Гёте об искусстве, о рисунке и методах обучения представляют большой интерес как для специальной художественной школы, так и для общеобразовательной. Эти суждения дают ценный материал для усовершенствования методики преподавания и для правильного понимания рисования как общеобразовательного предмета.
|
1592-1670.
| Амос Коменский.
| «Великая дидактика», «Метод искусств», но не водит рисование общеобразовательным предметом.
|
1632-1704
| Джон Локк
| «Мысли о воспитании», но не было четких методов, не мог дать методических указаний в преподавании рисования. Он ограничился общими рассуждениями о пользе обучения рисованию.
|
1712-1788
| Жан Жак Руссо.
| «Эмиль». Рисование среди природы, с натуры.
Он считал, что для познания окружающей действительности большое значения имеют органы чувств, которые можно развить у ребенка, обучая его рисованию с натуры. Согласно этому он утверждал, что недолжно у ребенка быть другого учителя, кроме самой природы, и других образцов кроме самих предметов. Иначе говоря, Руссо придерживался такого мнения, что дерево нужно рисовать с дерева, дом с дома, а не срисовывать их с изображения на листе бумаги.
|
| Петр Шмид
| Большое влияние на развитие школьной методики оказали труды берлинского учителя рисования. Он разрабатывал методику обучения рисованию, основываясь на прогрессивных общепедагогических положениях.
|
(1746-1827).
| Иоганн Генрих Песталоцци
| Отец школьной методики.
Только в начале XIX века рисование начинает входить в круг школьных занятий. Инициатива в этом деле принадлежала швейцарскому педагогу. Рисование прочно завоевывает свое место в общеобразовательных школах. Не случайно учителя рисования назвали его отцом школьной методики. Все знания, по его мнению, исходят из числа, формы и слова. Первым шагом к познанию служит созерцание. Чтобы иметь возможность правильно мыслить, необходимо правильно рассматривать окружающую природу. Рисование и есть наисовершеннейший способ приобрести это умение.
|
| Братья Дюпюи
Школа для ремесленников
| Рисование от общего к частному. Методическая последовательность была необычна. Этот метод предложен Сапожниковым. Обучение по специальным моделям – 5 категорий с усложнением задач.
|
|
| Много издается методических пособий, учебников по рисованию. Накопился большой опыт который требовал научно—теоретического обоснования.
|
|
| Позднее уже к концу 19 века специалисты школьного образования разделились на группы, одни из которых были сторонниками геометрических методов, а другие являлись натуралистами.
Анализируя геометрический метод, мы можем заметить, что хотя он и был введен во всех образовательных школах с 1888 года, но все же в целом как метод он себя не оправдал. Многие учителя не правильно понимали процесс обучения. Геометрические фигуры стали изучаться отвлеченно, без какой либо связи с предметами реального мира. И все это привело к тому, что основная масса преподавателей рисования обратилась к опыту сторонников натурального метода.
В отличие от геометрического метода натуральный метод обучения заключался в том, что ученик должен был рисовать предметы сразу так, как он их видит, без каких-либо упрощений формы. Следовательно, такой метод обучения рисованию в отличие от геометрического приближает ребенка к жизни, к природе, к окружающей его действительности.
|
| Америка
Джон Дьюи
| Отход от общепринятых методов, шли споры: «геометральный» или «натуральный», копировальный или рисование по точкам? Литература по методике обучения была разная и спорная. Система нуждалась в реформе. Появилось много течений и направлений: Сюрреализм, дадаизм, кубизм и т.д. свобода творчества. Обращение к детскому творчеству, «свободное воспитание»
|
Конец XIX - начало XX века
| Кульман, Пранг, Эльснер, Баумгарт, Ауеберг, Брауншвиг, Тэдд
| представители натурального метода преподавания издают обширную литературу по методике рисования. Литература этих авторов противоречива как в основных положениях о правилах рисования, так и в методических установках. Одни авторы говорили о строгой последовательности в обучении (Баумгарт, Брауншвиг), другие пропагандировали принцип занимательности, развлечения и отказывались от строгой системы обучения (Кульман). Единства взглядов натуральный метод не имел.
В конце 19-начале 20 века на методику обучения изобразительного искусства в школе оказало отрицательное влияние буржуазное формалистическое искусство. Другими словами – отрицание школы вот, что оказалось самым пагубным для методики обучения.
|
К 30-м годам XX века
|
| Овладение графической грамотой, в особенности на начальной стадии обучения, по их утверждениям, детям не нужно.
|
ХХ век
| Керменштейнер
| Ведущий теоретик, обращение к «Я».
Проблемы эстетического воспитания всех стран мира.
|