| Страна, период. | Школы. Направления. Представители. | Методы и приемы обучения. |
| Древний Египет. | Школы ИЗО и черчение- Общеобразовательные предметы. Мемфисская придворная школа архитекторов и скульпторов. | Жестокая, строгая, канонистическая; систематическое обучение; заучивание, пассивное копирование. Схемы, таблицы, образцы работ – учебно-наглядные пособия. Материалы: уголь, кисть, глиняные доски, папирус, камень, сырая штукатурка, черная и красная краска. Рисунок линейный. Ограниченность методики обучения изо искусству, от отца к сыну. |
| Древняя Греция. К 4 веку до н.э. | Фиванская (Аристид) Эффеская (Эфрандор). Сикионская (Эвпомп, Памфил) Аппелес. Афинская школа. | Придает значение светотени и жизненным ощущениям, иллюзиям. Чувственное восприятие природы и внешней красоты. Научные данные, изучение законов природы на основе математики (геометрии). Курс обучения 12 лет—1 талон золота (26 кг 156гр). Метод научного понимания искусства Рисунок основной предмет; изучение технических и технологических приемов. Использование левкаса (грунт белого цвета), красок; воска и буковых дощечек. Вывод: Организация школ -это мастерские, студии, где ученики помощники- подмастерья. Новые принципы и методы изображения, обучения и воспитания. Основа—реалистический рисунок с изучением правил перспективы, светотени, наук, натуры, работы красками. Метод научного понимания искусства. |
| Древний Рим. | Интерес к ремесленно- технической стороне, сокращение сроков обучения, использование искусства для оформления помещений, предметов культа, быта. Пользуясь достижениями Древних Греков упростили систему обучения- повторение приемов работы, копирование образцов и растеряли ценные положения рисунка. Однако на деле римляне не внесли нового в методику и систему преподавания. Они лишь пользовались достижениями греческих художников; более того, много ценных положений методики преподавания рисунка они не сумели сохранить. | |
| Средние века IХ—ХI—века невежества. | Виллар де Оннекур | Утрачены методы и приемы обучения нет рисования как учебной дисциплины. Подчинение церкви, достижения реалистического рисунка были отвергнуты. Механическое копирование. Работая с натуры, копировали оболочку —отсутствовала аналитическая основа. Развитие ремесел и разделение труда. В эпоху средневековья достижения реалистического искусства были отвергнуты. Художники средневековья не знали ни принципов построения изображения на плоскости, ни разработанных греками методов обучения. Пытался обосновать основные положения рисунка |
| Эпоха Возрождения. ХIV—ХVI | Школы мастерские боттеги для мальчиков 10—12 до 18 лет. | Археологические раскопки в Древней Греции; всеобщее обучение, изучение наук (математика, литература, скульптура, и т д. но основа рисунок) построено на практической основе. Мальчики подмастерья находятся в научных лабораториях —мастерских. Методическое руководство со стороны учителя, ежедневная работа. Копирование через кальку – это отрицательно. |
| Ченнино Ченнини. (1404-1472 «Трактат о живописи». | В основе – рисунок и правила изображения на плоскости; использует научный метод, методическую последовательность, личный показ, обобщение формы; изучают математику, геометрию. Использует механическое проектирование на плоскость при помощи завесы. Рисование не механическое упражнение, а упражнение ума. | |
| Леон Батиста Альберти «3 книги о живописи». | Придает большое значение природному образцу, то есть натуре. Отрицает завесу, закрепление материала, научное обоснование—потом практика; методическая последовательность над рисунком. | |
| Леонардо да Винчи. (1452-1519), Книга о живописи. | Теоретические труды представляют большую ценность в области методики и постановки проблем искусства. Таким образом, первоисточником должна быть натура. Великий мастер советует постоянно и везде наблюдать «природные жесты» людей. «Вернувшись домой, следует воспроизводить такие воспоминания в совершенной форме». У Леонардо да Винчи работа по памяти является методом усвоения знаний и навыков, методом, уточняющим и развивающим глаз и зрительную память. | |
| Альбрехт Дюрер Труды о перспективе и строении человека. | Проблемы педагогики (обучение и воспитании), личный показ с объяснением, изображение натуры, изучение природы, метод обрубовки и анализ формы. Сочетание научно- теоретических основ. | |
| Вывод: Большой вклад внесли художники эпохи Возрождения в методику преподавания: способствовали становлению рисунка как учебного предмета, умело использовали научные знания анатомии, перспективы, законов светотени, но мало касались вопросов дидактики и не ставили задачу разработать единую систему обучения и воспитания. Величайшей заслугой мастеров эпохи Возрождения являются открытые ими законы реалистического изображения: передача на плоскости объемно-пространственных форм, перспективных законов. | ||
| Конец ХVI века ХVII век | Академия художеств. | Период становления новой педагогической системы —Академической. Создание художественных школ, академий художеств. Усовершенствование методики. |
| Болонская академия Братьев Каррачи. | Создали специальное учебное заведение, разработали систему и методику преподавания рисунка живописи, композиции, снабдили учебно -методическими пособиями, но постепенно перешли к идеализации и копированию Карраччи впервые в истории обучения рисунку ввели в своей Академии награды за лучшее исполнение учебной работы. Выделение лучшего, поощрение его успехов — плодотворный метод работы с учениками. Распределяя награды среди лучших воспитанников, Карраччи добивались того, что менее успевающие старались приложить все силы к тому, чтобы выйти на первое место и получить награду. Это своеобразное соревнование вселяло в каждого ученика стремление стать первым. В дальнейшем государственные академии художеств, переняв опыт работы братьев Карраччи, утвердили большие и малые золотые и серебряные медали. | |
| 1577-1640 | Школы и мастерские Рубенса, его учеников | Изучение античных образцов. |
| 1648, 1660,1692, 1696,1753,1757, 1768. | Париж, Рим, Вена, Берлин, Мадрид, С-Петербург, Лондон | Открыты академии художеств. В конце ХУ11 века во Французской академии внесен порядок в систему преподавания с «юных лет ученики проходили серьезную выучку». Обучение искусству проходило одновременно с научным просвещением и воспитанием высоких идей. Не уделялось внимание индивидуальности учащихся. |
| Джошуа Рейнольдас. | Строгая система, отрицал зазубривание. Рейнольде с большой убедительностью отстаивал академические принципы обучения. Но при этом он был противником схоластики - зазубривания схем и канонов. «Одна из величайших ошибок в методе преподавания всех академий», по его мнению, состоит в том, что «учащиеся никогда точно не рисуют те живые модели, которые они перед собой имеют. Они изменяют форму согласно своим неопродоленным и неясным представлениям о красоте и рисуют скорее то, какой фигура, по их мнению, должна была бы быть, чем то, какова она на самом деле». | |
| (1749-1832). | Иоганн Вольфганг Гёте | Статьи и мысли об искусстве. Много ценных, мыслей о методике обучения рисованию высказал Гёте, найдет много совпадений в его обосновании метода реалистического искусства с теорией современного советского искусствоведения. Суждения Гёте об искусстве, о рисунке и методах обучения представляют большой интерес как для специальной художественной школы, так и для общеобразовательной. Эти суждения дают ценный материал для усовершенствования методики преподавания и для правильного понимания рисования как общеобразовательного предмета. |
| 1592-1670. | Амос Коменский. | «Великая дидактика», «Метод искусств», но не водит рисование общеобразовательным предметом. |
| 1632-1704 | Джон Локк | «Мысли о воспитании», но не было четких методов, не мог дать методических указаний в преподавании рисования. Он ограничился общими рассуждениями о пользе обучения рисованию. |
| 1712-1788 | Жан Жак Руссо. | «Эмиль». Рисование среди природы, с натуры. Он считал, что для познания окружающей действительности большое значения имеют органы чувств, которые можно развить у ребенка, обучая его рисованию с натуры. Согласно этому он утверждал, что недолжно у ребенка быть другого учителя, кроме самой природы, и других образцов кроме самих предметов. Иначе говоря, Руссо придерживался такого мнения, что дерево нужно рисовать с дерева, дом с дома, а не срисовывать их с изображения на листе бумаги. |
| Петр Шмид | Большое влияние на развитие школьной методики оказали труды берлинского учителя рисования. Он разрабатывал методику обучения рисованию, основываясь на прогрессивных общепедагогических положениях. | |
| (1746-1827). | Иоганн Генрих Песталоцци | Отец школьной методики. Только в начале XIX века рисование начинает входить в круг школьных занятий. Инициатива в этом деле принадлежала швейцарскому педагогу. Рисование прочно завоевывает свое место в общеобразовательных школах. Не случайно учителя рисования назвали его отцом школьной методики. Все знания, по его мнению, исходят из числа, формы и слова. Первым шагом к познанию служит созерцание. Чтобы иметь возможность правильно мыслить, необходимо правильно рассматривать окружающую природу. Рисование и есть наисовершеннейший способ приобрести это умение. |
| Братья Дюпюи Школа для ремесленников | Рисование от общего к частному. Методическая последовательность была необычна. Этот метод предложен Сапожниковым. Обучение по специальным моделям – 5 категорий с усложнением задач. | |
| Много издается методических пособий, учебников по рисованию. Накопился большой опыт который требовал научно—теоретического обоснования. | ||
| Позднее уже к концу 19 века специалисты школьного образования разделились на группы, одни из которых были сторонниками геометрических методов, а другие являлись натуралистами. Анализируя геометрический метод, мы можем заметить, что хотя он и был введен во всех образовательных школах с 1888 года, но все же в целом как метод он себя не оправдал. Многие учителя не правильно понимали процесс обучения. Геометрические фигуры стали изучаться отвлеченно, без какой либо связи с предметами реального мира. И все это привело к тому, что основная масса преподавателей рисования обратилась к опыту сторонников натурального метода. В отличие от геометрического метода натуральный метод обучения заключался в том, что ученик должен был рисовать предметы сразу так, как он их видит, без каких-либо упрощений формы. Следовательно, такой метод обучения рисованию в отличие от геометрического приближает ребенка к жизни, к природе, к окружающей его действительности. | ||
| Америка Джон Дьюи | Отход от общепринятых методов, шли споры: «геометральный» или «натуральный», копировальный или рисование по точкам? Литература по методике обучения была разная и спорная. Система нуждалась в реформе. Появилось много течений и направлений: Сюрреализм, дадаизм, кубизм и т.д. свобода творчества. Обращение к детскому творчеству, «свободное воспитание» | |
| Конец XIX - начало XX века | Кульман, Пранг, Эльснер, Баумгарт, Ауеберг, Брауншвиг, Тэдд | представители натурального метода преподавания издают обширную литературу по методике рисования. Литература этих авторов противоречива как в основных положениях о правилах рисования, так и в методических установках. Одни авторы говорили о строгой последовательности в обучении (Баумгарт, Брауншвиг), другие пропагандировали принцип занимательности, развлечения и отказывались от строгой системы обучения (Кульман). Единства взглядов натуральный метод не имел. В конце 19-начале 20 века на методику обучения изобразительного искусства в школе оказало отрицательное влияние буржуазное формалистическое искусство. Другими словами – отрицание школы вот, что оказалось самым пагубным для методики обучения. |
| К 30-м годам XX века | Овладение графической грамотой, в особенности на начальной стадии обучения, по их утверждениям, детям не нужно. | |
| ХХ век | Керменштейнер | Ведущий теоретик, обращение к «Я». Проблемы эстетического воспитания всех стран мира. |