Тема 3.2. Краткий исторический очерк методики преподавания изобразительного искусства в школе

  Страна, период. Школы. Направления. Представители. Методы и приемы обучения.
Древний Египет.     Школы ИЗО и черчение- Общеобразовательные предметы.     Мемфисская придворная школа архитекторов и скульпторов. Жестокая, строгая, канонистическая; систематическое обучение; заучивание, пассивное копирование. Схемы, таблицы, образцы работ – учебно-наглядные пособия. Материалы: уголь, кисть, глиняные доски, папирус, камень, сырая штукатурка, черная и красная краска. Рисунок линейный.   Ограниченность методики обучения изо искусству, от отца к сыну.  
Древняя Греция. К 4 веку до н.э.   Фиванская (Аристид)     Эффеская (Эфрандор).   Сикионская (Эвпомп, Памфил) Аппелес.   Афинская школа.   Придает значение светотени и жизненным ощущениям, иллюзиям. Чувственное восприятие природы и внешней красоты. Научные данные, изучение законов природы на основе математики (геометрии). Курс обучения 12 лет—1 талон золота (26 кг 156гр). Метод научного понимания искусства Рисунок основной предмет; изучение технических и технологических приемов.   Использование левкаса (грунт белого цвета), красок; воска и буковых дощечек. Вывод: Организация школ -это мастерские, студии, где ученики помощники- подмастерья. Новые принципы и методы изображения, обучения и воспитания. Основа—реалистический рисунок с изучением правил перспективы, светотени, наук, натуры, работы красками. Метод научного понимания искусства.
  Древний Рим.       Интерес к ремесленно- технической стороне, сокращение сроков обучения, использование искусства для оформления помещений, предметов культа, быта. Пользуясь достижениями Древних Греков упростили систему обучения- повторение приемов работы, копирование образцов и растеряли ценные положения рисунка. Однако на деле римляне не внесли нового в методику и систему преподавания. Они лишь пользовались достижениями греческих художников; более того, много ценных положений методики преподавания рисунка они не сумели сохранить.
Средние века IХ—ХI—века невежества.       Виллар де Оннекур Утрачены методы и приемы обучения нет рисования как учебной дисциплины. Подчинение церкви, достижения реалистического рисунка были отвергнуты. Механическое копирование. Работая с натуры, копировали оболочку —отсутствовала аналитическая основа. Развитие ремесел и разделение труда. В эпоху средневековья достижения реалистического искусства были отвергнуты. Художники средневековья не знали ни принципов построения изображения на плоскости, ни разработанных греками методов обучения.   Пытался обосновать основные положения рисунка
Эпоха Возрождения. ХIV—ХVI   Школы мастерские боттеги для мальчиков 10—12 до 18 лет.     Археологические раскопки в Древней Греции; всеобщее обучение, изучение наук (математика, литература, скульптура, и т д. но основа рисунок) построено на практической основе. Мальчики подмастерья находятся в научных лабораториях —мастерских. Методическое руководство со стороны учителя, ежедневная работа. Копирование через кальку – это отрицательно.
Ченнино Ченнини. (1404-1472 «Трактат о живописи».     В основе – рисунок и правила изображения на плоскости; использует научный метод, методическую последовательность, личный показ, обобщение формы; изучают математику, геометрию. Использует механическое проектирование на плоскость при помощи завесы. Рисование не механическое упражнение, а упражнение ума.
Леон Батиста Альберти «3 книги о живописи». Придает большое значение природному образцу, то есть натуре. Отрицает завесу, закрепление материала, научное обоснование—потом практика; методическая последовательность над рисунком.
Леонардо да Винчи. (1452-1519), Книга о живописи.     Теоретические труды представляют большую ценность в области методики и постановки проблем искусства. Таким образом, первоисточником должна быть натура. Великий мастер советует постоянно и везде наблюдать «природные жесты» людей. «Вернувшись домой, следует воспроизводить такие воспоминания в совершенной форме». У Леонардо да Винчи работа по памяти является методом усвоения знаний и навыков, методом, уточняющим и развивающим глаз и зрительную память.
Альбрехт Дюрер Труды о перспективе и строении человека. Проблемы педагогики (обучение и воспитании), личный показ с объяснением, изображение натуры, изучение природы, метод обрубовки и анализ формы. Сочетание научно- теоретических основ.
  Вывод: Большой вклад внесли художники эпохи Возрождения в методику преподавания: способствовали становлению рисунка как учебного предмета, умело использовали научные знания анатомии, перспективы, законов светотени, но мало касались вопросов дидактики и не ставили задачу разработать единую систему обучения и воспитания. Величайшей заслугой мастеров эпохи Возрождения являются открытые ими законы реалистического изображения: передача на плоскости объемно-пространственных форм, перспективных законов.
Конец ХVI века ХVII век   Академия художеств.   Период становления новой педагогической системы —Академической. Создание художественных школ, академий художеств. Усовершенствование методики.
Болонская академия Братьев Каррачи.   Создали специальное учебное заведение, разработали систему и методику преподавания рисунка живописи, композиции, снабдили учебно -методическими пособиями, но постепенно перешли к идеализации и копированию Карраччи впервые в истории обучения рисунку ввели в своей Академии награды за лучшее исполнение учебной работы. Выделение лучшего, поощрение его успехов — плодотворный метод работы с учениками. Распределяя награды среди лучших воспитанников, Карраччи добивались того, что менее успевающие старались приложить все силы к тому, чтобы выйти на первое место и получить награду. Это своеобразное соревнование вселяло в каждого ученика стремление стать первым. В дальнейшем государственные академии художеств, переняв опыт работы братьев Карраччи, утвердили большие и малые золотые и серебряные медали.
1577-1640   Школы и мастерские Рубенса, его учеников Изучение античных образцов.  
1648, 1660,1692, 1696,1753,1757, 1768.   Париж, Рим, Вена, Берлин, Мадрид, С-Петербург, Лондон   Открыты академии художеств. В конце ХУ11 века во Французской академии внесен порядок в систему преподавания с «юных лет ученики проходили серьезную выучку». Обучение искусству проходило одновременно с научным просвещением и воспитанием высоких идей. Не уделялось внимание индивидуальности учащихся.
  Джошуа Рейнольдас.   Строгая система, отрицал зазубривание. Рейнольде с большой убедительностью отстаивал академические принципы обучения. Но при этом он был противником схоластики - зазубривания схем и канонов. «Одна из величайших ошибок в методе преподавания всех академий», по его мнению, состоит в том, что «учащиеся никогда точно не рисуют те живые модели, которые они перед собой имеют. Они изменяют форму согласно своим неопродоленным и неясным представлениям о красоте и рисуют скорее то, какой фигура, по их мнению, должна была бы быть, чем то, какова она на самом деле».
(1749-1832). Иоганн Вольфганг Гёте Статьи и мысли об искусстве. Много ценных, мыслей о методике обучения рисованию высказал Гёте, найдет много совпадений в его обосновании метода реалистического искусства с теорией современного советского искусствоведения. Суждения Гёте об искусстве, о рисунке и методах обучения представляют большой интерес как для специальной художественной школы, так и для общеобразовательной. Эти суждения дают ценный материал для усовершенствования методики преподавания и для правильного понимания рисования как общеобразовательного предмета.
1592-1670.   Амос Коменский.   «Великая дидактика», «Метод искусств», но не водит рисование общеобразовательным предметом.
1632-1704   Джон Локк   «Мысли о воспитании», но не было четких методов, не мог дать методических указаний в преподавании рисования. Он ограничился общими рассуждениями о пользе обучения рисованию.
1712-1788   Жан Жак Руссо. «Эмиль». Рисование среди природы, с натуры. Он считал, что для познания окружающей действительности большое значения имеют органы чувств, которые можно развить у ребенка, обучая его рисованию с натуры. Согласно этому он утверждал, что недолжно у ребенка быть другого учителя, кроме самой природы, и других образцов кроме самих предметов. Иначе говоря, Руссо придерживался такого мнения, что дерево нужно рисовать с дерева, дом с дома, а не срисовывать их с изображения на листе бумаги.
  Петр Шмид Большое влияние на развитие школьной методики оказали труды берлинского учителя рисования. Он разрабатывал методику обучения рисованию, основываясь на прогрессивных общепедагогических положениях.
(1746-1827). Иоганн Генрих Песталоцци Отец школьной методики. Только в начале XIX века рисование начинает входить в круг школьных занятий. Инициатива в этом деле принадлежала швейцарскому педагогу. Рисование прочно завоевывает свое место в общеобразовательных школах. Не случайно учителя рисования назвали его отцом школьной методики. Все знания, по его мнению, исходят из числа, формы и слова. Первым шагом к познанию служит созерцание. Чтобы иметь возможность правильно мыслить, необходимо правильно рассматривать окружающую природу. Рисование и есть наисовершеннейший способ приобрести это умение.
  Братья Дюпюи Школа для ремесленников   Рисование от общего к частному. Методическая последовательность была необычна. Этот метод предложен Сапожниковым. Обучение по специальным моделям – 5 категорий с усложнением задач.
    Много издается методических пособий, учебников по рисованию. Накопился большой опыт который требовал научно—теоретического обоснования.
      Позднее уже к концу 19 века специалисты школьного образования разделились на группы, одни из которых были сторонниками геометрических методов, а другие являлись натуралистами. Анализируя геометрический метод, мы можем заметить, что хотя он и был введен во всех образовательных школах с 1888 года, но все же в целом как метод он себя не оправдал. Многие учителя не правильно понимали процесс обучения. Геометрические фигуры стали изучаться отвлеченно, без какой либо связи с предметами реального мира. И все это привело к тому, что основная масса преподавателей рисования обратилась к опыту сторонников натурального метода. В отличие от геометрического метода натуральный метод обучения заключался в том, что ученик должен был рисовать предметы сразу так, как он их видит, без каких-либо упрощений формы. Следовательно, такой метод обучения рисованию в отличие от геометрического приближает ребенка к жизни, к природе, к окружающей его действительности.
  Америка Джон Дьюи   Отход от общепринятых методов, шли споры: «геометральный» или «натуральный», копировальный или рисование по точкам? Литература по методике обучения была разная и спорная. Система нуждалась в реформе. Появилось много течений и направлений: Сюрреализм, дадаизм, кубизм и т.д. свобода творчества. Обращение к детскому творчеству, «свободное воспитание»
Конец XIX - начало XX века Кульман, Пранг, Эльснер, Баумгарт, Ауеберг, Брауншвиг, Тэдд представители натурального метода преподавания издают обширную литературу по методике рисования. Литература этих авторов противоречива как в основных положениях о правилах рисования, так и в методических установках. Одни авторы говорили о строгой последовательности в обучении (Баумгарт, Брауншвиг), другие пропагандировали принцип занимательности, развлечения и отказывались от строгой системы обучения (Кульман). Единства взглядов натуральный метод не имел. В конце 19-начале 20 века на методику обучения изобразительного искусства в школе оказало отрицательное влияние буржуазное формалистическое искусство. Другими словами – отрицание школы вот, что оказалось самым пагубным для методики обучения.
К 30-м годам XX века   Овладение графической грамотой, в особенности на начальной стадии обучения, по их утверждениям, детям не нужно.
ХХ век   Керменштейнер Ведущий теоретик, обращение к «Я».   Проблемы эстетического воспитания всех стран мира.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: