После установления власти фараонов в цивилизации сформировалась система законов. Правовыми источниками древнего Египта считались:
· обычаи (общепринятые нормы поведения),
· указы фараона,
· распоряжения визиря.
В период Нового царства около VIII в. до н.э. был составлен «Кодекс Бокенранфа», что является нетипичным для государства.
Отличалось правовое положение разных слоев населения:
· жреческий сан,
· военная знать,
· ремесленники,
· крестьяне.
Вещное право в Древнем Египте
Земля Египта находилась полностью в государственной собственности и принадлежала единолично фараону. Понятия частной собственности не существовала. Уделы передавались по царскому распоряжению для ведения хозяйства отдельным общинам.
В Египте впервые было составлено завещание. Частные лица подписывали договоры об аренде, купли-продаже, ссуде и образовании товарищества.
Семейное право Египта
В государстве главенствовал матриархат. Дети носили имя матери. Женщина обладала широкими правами: на выбор условий заключения брака, на развод. И мужчины, и женщины наследовали на одинаковых условиях.
|
|
Уголовное право Египта
Новое законодательство постепенно вытеснило обычай кровной мести и совершения выкупов. Наказания отличались особой жестокостью. Практиковалось применение смертной казни, телесные наказания и членовредительство. Под особой защитой фараона были религиозные дела. Преступления против веры часто приводили к смерти.
Процессуальное право Древнего Египта
Судебная инстанция находилась также в ведении фараона и не имела независимости. Верховенство власти принадлежало царю и его помощнику – визирю. Высшим судебным органом, сформированным в период Древнего царства, были «шесть палат». Управление ими осуществлялось визирем.
В особых случаях и при рассмотрении сложных дел правосудие вершил сам фараон или специальная судебная коллегия. В эпоху Нового царства судебные полномочия осуществлялись:
· в центральном судебном управлении,
· окружными судьями,
· судьями городских поселений,
· в комовых судах,
· в судах при храмах.
Существовало и взяточничество, несмотря на то, что жрецы носили на груди «знак Истины».