ПК в объеме опытного пользователя (MS Office, Outlook Express, Internet Explorer). Английский язык — чтение и перевод со словарем.
Водительские права категории «В».
Сейчас для того, чтобы составить резюме, большого ума не надо. Соответствующие рекомендации постоянно публикуются в прессе, а на некоторых кадровых сайтах Интернета можно найти готовые шаблоны, которые достаточно заполнить. Это несколько осложняет нам жизнь, однако не так уж сложно с наличием опыта научиться различать перспективные резюме от «пустышек». Об этом и поговорим.
Начнем с того, что резюме имеют две принципиально разные части. Первая — «объективна», то есть анкетные и автобиографические данные кандидата. Второе — это то, что он сам хочет о себе рассказать. Так сказать, самопрезентация. Безусловно, значение имеют обе части, но разное.
Объективные данные легко позволят вам отсеять лиц, не подходящих под требования к кандидатам, которые вы выработали ранее в целях систематизации отбора (почему вы выбрали именно такие критерии — мы здесь не обсуждаем). Возраст: не хотите вы брать сотрудников старше 45 лет — значит, отметаем (кстати, интересный вопрос: а если кандидату 46?). Уверены вы, что мужчина не бывает хорошим бухгалтером, — значит, мужиков выкидываем. Хотите только «профильное» образование — пожалуйста, кандидат обязан указать законченное (или не законченное) им учебное заведение. Ищете на завод главного энергетика — очевидно, что без соответствующего опыта и сертификата людей просто нельзя рассматривать.
|
|
Дальше — несколько сложнее. Речь идет о трудовой биографии и опыте кандидата. Иногда несоответствие очевидно. Например, вам нужен менеджер по продаже автозапчастей. А кандидат, хоть и закончил МАДИ, всю жизнь торговал только вафлями. Все ясно: рынка не знает, а если знал — давно забыл. На обучение слишком много времени уйдет, тем более что предложений на рынке труда хватает.
Иногда оно не слишком очевидно. Вы торгуете станками. У вас на руках резюме человека, который торговал сырьем… но на те же самые предприятия, куда вы поставляете свое оборудование. С одной стороны, совсем другая номенклатура. С другой стороны — те же самые клиенты, с которыми кандидат уже умеет разговаривать.
В таких ситуациях надо принимать решения, исходя из кадровой политики вашей компании, а также из предложения на рынке труда. Например, если вы готовы к экспериментам, лучше такого человека пригласить на собеседование. Тем более если предложений у вас не достаточно. И наоборот: если вы завалены предложениями, лучше отнестись построже, чтобы сэкономить трудозатраты.
Все это касается, само собой, распространенных и «простых» вакансий. Если же речь идет о том же финансовом директоре или ином «топе», тогда сложнее. Здесь надо мягче относиться к формальным и прочим признакам резюме. А вдруг вы случайно упустите хорошего кандидата?
|
|
Что касается трудовой биографии, я предлагаю обратить внимание на несколько признаков, легко вылавливаемых из резюме.
Все приведенные примеры — реальные резюме из Интернета, естественно, обезличенные. Иногда, дабы вас не утомлять, я привожу их с сокращениями.
Слишком короткие резюме. Читаешь и не понимаешь, то ли человеку совсем нечего о себе сказать, то ли стесняется…
Ф.И.О.: Анна Ивановна.
Специальность: менеджеры по оптовым продажам/сбыту, секретари, референты.
Образование: высшее.
Возраст: 35.
Зарплата от $350, постоянная работа в офисе, полная занятость.
Образование высшее экономическое. Стаж работы более 5 лет. Работала секретарем, помощником руководителя.
Не замужем.
Что здесь скажешь? «Серая мышка». Совершенно не умеет себя подать. Кстати, иногда — неплохой вариант, если речь идет о такой же «скромной» вакансии…
Тем не менее претендентов на «скромные» вакансии в Интернете — пруд пруди. Вот уж что — не дефицит! Поэтому я лучше сэкономлю свое время и вызову на собеседование кого‑нибудь другого, о ком могу составить предварительное суждение, изучив нормальное резюме. Сэкономлю часа полтора, да и человека лишний раз дергать не буду.
А вот вам мужской вариант.
Этот претендент хочет уже приличную по нынешним временам сумму, да и на должность претендует не последнюю. Что ему мешало поподробнее рассказать о себе?
Должность: руководители, главы отделов, опыт работы более 5 лет.
Образование: высшее.
Возраст: 36.
Зарплата от $1500, постоянная работа в офисе, полная занятость.
Резюме
Энергичный, молодой, образованный (ВВИА им. Н. Е. Жуковского, РГУУ), с опытом работы на руководящих должностях.
Я думаю, следующее: судя по первому образованию, это отставной офицер без особого опыта работы в бизнесе. Поймите правильно, ничего не имею против военных, наоборот, уважаю. Только знаю точно: без опыта, полностью перекраивающего представления о действительности, кадровый офицер не способен быть нормальным руководителем в бизнесе. Слишком разные правила игры. Поэтому на данного кандидата также не стану тратить времени (особенно с учетом его ожиданий по заработной плате). Сравните с приведенным ранее офицерским резюме: тот, по крайней мере, не имеет явно завышенных притязаний…
Вот еще один замечательный пример.
Ф.И.О.: Гарольд.
Специальность: маркетологи, рекламисты, PR‑менеджеры, опыт работы более 5 лет. Руководители, главы отделов в сфере производства, опыт работы более 5 лет.
Менеджеры по оптовым продажам/сбыту: продуктов питания, ТНП, опыт работы более 5 лет.
Образование: высшее.
Возраст: 26.
Зарплата от $1000, постоянная работа в офисе, полная занятость.
Резюме
Жду серьезных предложений от производителя или торговой компании. Разработка стратегии развития бренда, управление портфелем брендов, проведение мероприятий по продвижению.
Я так и не понял, чем занимался уважаемый Гарольд последние пять лет (с учетом возраста): был маркетологом, рекламистом, PR‑менеджером, руководителем производства или менеджером по оптовым продажам/сбыту: продуктов питания и ТНП. Мне кажется, что если СЕРЬЕЗНО, то это все же разные специальности и профессии.
На самом деле все ясно: стандартная мелкая оптово‑розничная фирмешечка, где действительно надо «все в одном». Поэтому и не указывает ни образования, ни мест работы.
Особенно радует финал: Его Высочество Ждет Серьезных Предложений от Производителя… Разработка стратегии развития бренда, управление портфелем брендов…
|
|
Знаете, что такое бренд? Это: «Кока‑кола», «Версаче», «Майкрософт», «Сникерс», ну, сок «Я» или пельмени «Дарья», наконец. Раскрученный бренд может составлять до 90% коммерческого успеха и рыночной стоимости компании. И затраты такие же немалые, а риска — вагон и маленькая тележка. Как сказал один американский толстосум: «Я точно знаю, что половину денег на рекламу трачу зря. Только не знаю, какую половину».
Стану я приглашать на раскрутку своего бренда, пусть плохонького, такого «супер‑профи», который даже не удосужился указать, где работал? Щас. Я скорее тендер устрою. Среди настоящих профи с портфолио [35].
Тоже не приглашу. По крайней мере, на тысячу долларов — железно.
Частота смены мест работы. Мы все понимаем, что время сложное, бизнес нестабилен, и вообще человек ищет, где лучше. Но если кандидат менял места работы с частотой около раза в год или, тем более, чаще — это уже серьезный симптом. Кто вам сказал, что он не покинет вашу фирму с такой же скоростью?
Я не буду приводить здесь примеров. Если вы работаете в подборе персонала хотя бы год, вы таких много видели. Стоит ли тратить бумагу бесконечным:
1996‑1997 — ТОО «Страшила», реализация алкогольной продукции, менеджер;
1997‑1997 — ООО «Железный дровосек», продажа станков с ЧПУ, старший менеджер;
1997‑1998 — СП «Русиш полотенцен», производство текстиля, менеджер;
1998‑1999 — ИЧП «Шапокляк», реализация импортной косметики, менеджер…
и т. д. и т. п. по сию пору.
Тут есть нюанс: иногда бывает, что человек на самом деле работу и не менял. Просто работал в группе компаний, руководство которой по каким‑то соображениям меняло юридические лица. Формально: прыгал с места на место. На самом деле: работал все время в одной и той же организации, но записи в трудовой книжке менялись, причем не по его воле.
Признак такой ситуации: обычно в подобных случаях в названиях компаний все же сохраняется «фирменный» корень. Например, если ваш кандидат год работая в «Карабас‑холдинг», потом — в «Карабас‑Трейд», а сейчас — в торговом доме «Карабас», то, скорее всего, смена места работы была чисто формальной.
|
|
Любители учиться. Есть у нас такие соискатели, безумно жадные до знаний. «Драмкружок, кружок по фото, да еще и петь охота… Про кружок по рисованью тоже все голосовали…»
Сначала — вуз (у таких людей обычно какой‑нибудь «левый»). Потом курсы ландшафтного дизайна. Потом — менеджерские. Дальше — НЛП (ну куда ж без него сейчас!). В итоге — не менее десятка разных дипломов.
В принципе я ничего против тяги к знаниям не имею. Только вот не очень понятно, откуда у людей время берется. А главное — практика собеседований с кандидатами показывает, что в большинстве случаев такие «дипломофилы» ни деловыми, ни личными качествами не блещут.
Вся жизнь на госслужбе. Я стараюсь (кроме отдельных специальных случаев) не иметь дела с кандидатами, трудовая биография которых прошла исключительно в госучреждениях. Особенно — в управленческих (читай — бюрократических) структурах. Оттуда приходят какие‑то ужасно плавные и замедленные люди. Без огонька в глазах.
Все‑таки работа в коммерческих структурах приучает шевелиться, развивает у людей какую‑то другую энергетику. А из государственных контор приходят люди, которым мало денег, но которые решительно не готовы сменить темп работы и уровень ответственности, чтобы зарабатывать больше.
Кроме того, многие из них почему‑то уверены, что «им все должны». Если хотите, чтобы я работал, — обеспечьте и то, и это…
Наконец: полное отсутствие навыка счета денег. А без этого в коммерческом предприятии — совсем никак, тем более если человек претендует на руководящую должность.
Отсутствие роста. Человек меняет места работы с разумными интервалами. Скажем, в 3‑5 лет. Но в каждой новой фирме занимает прежнее положение. Не важно какое. От менеджера к менеджеру или от генерального к генеральному. Или еще интереснее: с падением. С уровня генерального директора перешел на менеджерский. Мне в таких случаях всегда представляется, что он уже достиг своего личного «потолка». Хотите — рассматривайте. Но, скорее всего, этот персонаж звезд с неба хватать не будет.
Вот несколько анекдотичный, поэтому и показательный пример:
ОПЫТ РАБОТЫ
2001‑2002 ГУП «Горлифт», филиал 2: техник‑программист
2001‑2001 ООО «Чашки и плошки»: продавец‑консультант
1999‑2001 ООО «Гюлистан»: коммерческий директор
Чувствуете, какой прогресс? От коммерческого директора через продавца‑консультанта — аж до целого техника‑программиста какого‑то ГУПа! Головокружительная карьера. Главное — человек нигде более года не засиживался.
«Сомнительные» места работы. Я, наверное, старый ретроград. Но что‑то мне ужасно не хочется брать на работу людей, которые подвизались до этого в казиношном, лотерейном или прочем игорном бизнесе. Да, законом это не запрещено. Но как‑то рука не поднимается… Если только вы не управляющий трудовыми ресурсами казино.
Если вы — «продвинутый» управляющий персоналом, то должны следить за «черными списками» компаний, публикуемыми в Интернете и других источниках. Ничего плохого не могу сказать о сотрудниках таких фирм… но все же, стоит обратить внимание.
Вообще, хороший вариант: прочитав в резюме название компании, где работал кандидат, посмотрите в Интернете, что про нее пишут. Время займет небольшое, а результаты иногда оказываются поразительными. Даже если вы в итоге захотите встретиться с кандидатом, будете вооружены информацией для предстоящего интервью.
Поток лирики. В известном смысле противоположность первому варианту.
Знаете, что больше всего утомляет в работе управляющего персоналом? Бесконечные собеседования (об этом подробнее — в первой главе). Специалисты по психологии общения пишут: в современном мире информации слишком много, больше, чем способен воспринять человеческий разум. Поэтому стоит оберегать себя от лишней информационной нагрузки.
Вот образец. Учтите, это только выдержки из резюме, которое вообще‑то занимает б (!) страниц. Я вас просто пожалел. Обратите внимание: это, как и прочие, — точная цитата из «живого» резюме.
«Пластилин» — универсальный менеджер, из которого конкретная коммерческая структура сможет сформировать методом предварительного незначительного обучения, тренингов и ввода в должность менеджером по персоналу собственного специалиста, непосредственно под свою специфику, корпоративные правила и культуру. Найти готового высококачественного, разностороннего специалиста за сравнительно небольшие деньги сложно и не всегда реально. Мое предложение для тех, кто считает решение этой проблемы эффективным путем взращивания с нуля собственных кадров. Желаемые направления — должность логиста (склад, транспорт), помощника логиста, кладовщика, менеджера (персонал, пассивные продажи). НАСТОЯЩАЯ, СЕРЬЕЗНАЯ, реальная, с хорошими перспективами, способная от начала до конца раскрыть мой творческий потенциал, стать стилем жизни, построить карьеру, получить признание, опыт, обеспечив при этом существенное материальное благосостояние, а также генерирование, реализацию многочисленных новых идей на благо и стабильное процветание поверившего в меня работодателя. Предпочтение фирмам, ориентированным на японский стиль менеджмента.
ДЕЛОВЫЕ КАЧЕСТВА
Умею работать с людьми, коммуникабелен, пунктуален, серьезно отношусь, с преданностью к доверенному делу. Принципиален, трудолюбив, последователен (системность), проявляю фанатизм, требовательность. Обладаю аналитическим складом ума, креативностью, повышенным рационализмом и выносливостью, неплохо ориентируюсь в обстановке и на местности, готов к обучению, повышению образования, стажировкам, переезду, долгим командировкам.
Обладаю возможностью задерживаться и работать в дополнительное время.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА Организаторские способности, генерирование идей, умение быстро и эффективно решать задачи, предприимчивость, умение налаживать контакты, поддерживаю командный стиль работы, провожу анализ деятельности, поиск ошибок и их устранение, знание ПК, оргтехники на уровне очень уверенного пользователя (большинство офисных и ряд графических пакетов, любительский веб‑дизайн), относительно беглый набор текста. Базовое знание английского языка.
ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА
Высокая работоспособность, коммуникабельность, быстрая и эффективная обучаемость, ответственность,, чувство юмора, вежливость. Нетерпимость к алкоголю и табаку, стрессоустойчивость, уравновешенность, готовность к работе по разным направлениям, активность (при необходимости), честность, потребность в самореализации, культура поведения, разносторонние интересы, полная самостоятельность и самодостаточность, отсутствие вредных привычек, жилищных проблем, большинства комплексов и предрассудков, с пониманием и вниманием отношусь к критике.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ Официального опыта работы по заявленным должностям нет. Но, возможно, это и к лучшему, ибо если компания не заинтересована в обучении персонала согласно своей специфике деятельности, то, по‑моему, она не очень‑то заинтересована и в собственном хорошем, постоянном специалисте. Да и опыт работы в других структурах зачастую мешает своими «наследственными» правилами и устоями… Ориентируюсь и настроен на работу в компании, проповедующей японский стиль менеджмента, ибо предпочитаю чувствовать себя «винтиком» (человеком, от которого что‑то действительно зависит) в механизме большой и слаженной машины, работающей на общее благо и миссию, с единой, идеально продуманной и разработанной системой. На первое место ставлю процесс работы, общекомандные интересы, дальнейшие перспективы, а потом уже большой заработок и личное благосостояние, считая эту концепцию более эффективной.
ХОББИ, УВЛЕЧЕНИЯ
Организация выпуска и распространения дайджеста фотообъявлений по любым видам знакомств, домашний быт, чтение научно‑познавательной литературы, самообразование. Планирую получение прав и углубленное изучение иностранных языков.
Я даже не стану разбирать в деталях это резюме, хотя в нем есть на чем заострить внимание. Вывод простой: если человек так много способен говорить о себе в письменном тексте, что же я получу в устном?! Часа два трепотни, причем ведь не отделаешься… Нет, никакого приглашения. Найдем более лаконичный персонаж.
Образование: высшее юридическое.
Знание иностранного языка: в рамках университетского курса.
Предыдущее место работы:
1996 — 1997 гг. «FIXIS» (когда он был маленькой фирмочкой). Четкого разделения обязанностей у нас не было, поэтому в зависимости от надобности приходилось заниматься всем подряд от закупок‑продаж до сборки‑техобслуживания. После кризиса попал в опалу и был изгнан в сервисный центр.
1998 г. — сервисный центр «FIXIS», когда он уже стал большим.
Тех. поддержка пользователей, ремонт ПК, разрешение конфликтных ситуаций с клиентами, работа с поставщиками, установка ПО и т. д. Отсюда ушел сам потому, что надоело сидеть на низкой зарплате.
1999 г. — середина 2000 гг. ООО «ИКЛМ и Ко» (несколько разбросанных по Москве офисов). Эту фирму делали вдвоем с еще одним человеком на деньги «папы», занимались на разных этапах развития вообще всем. Сначала делали все сами, когда поднялись и набрали людей, занимались только раздачей ЦУ. «ИКЛМ и Ко» почил в бозе, потому как «папа» начал валять дурака и перестал нас слушаться.
С середины 2000 г. — по сентябрь 2001 г. являлся вольным художником и жил за счет различных юридических и физических лиц, достаточно состоятельных и неграмотных, чтобы платить за регулярное внимательное рассматривание их техники, задумчивый взгляд и запуск каких‑то страшных программ, перед тем как решить их проблему.
С сентября 2001 г. по нынешний день работаю в сервисном центре South computers. Занимаюсь тех. поддержкой пользователей, ремонтом ПК и т. д., как и в любом сервисе. Отсюда уже почти ушел в связи с тем, что не согласен с кадровой политикой фирмы.
Опыт у меня достаточно большой, без проблем работаю и с людьми, и с железом. Исполнителен до идиотизма, честен до отвращения, легко уживчив в любых условиях, привык к неограниченному рабочему дню, способен на оплачиваемый трудовой подвиг, умеренно пунктуален, упрям, люблю деньги и пиво.
В этом опусе смущает многое. Первое — то, что человек с «высшим юридическим» образованием не работает по специальности, а всю трудовую биографию возится с компьютерами. Значит, либо образование такое, либо…
Кстати, на айтишников‑самоучек без специального образования я тоже нагляделся, спасибо, не надо.
Второе — сама стилистика (см. ниже про «юморные» резюме).
Третье — как‑то не сочетается самохарактеристика автора («Исполнителен до идиотизма, честен до отвращения, легко уживчив в любых условиях») и им же излагаемые детали трудовой биографии: «…„папа“ начал валять дурака и перестал нас слушаться»; «…жил за счет различных юридических и физических лиц, достаточно состоятельных и неграмотных, чтобы платить за регулярное внимательное рассматривание их техники, задумчивый взгляд и запуск каких‑то страшных программ, перед тем как решить их проблему». Как‑то не «бьет» исполнительность, честность и уживчивость с таким высокомерно‑пренебрежительным тоном в отношении работодателей.
Нет, и с этим персонажем встречаться я не стану.
Менеджер‑супермен.
При изучении резюме вы очень часто будете сталкиваться с людьми, умеющими абсолютно все и в кратчайшие сроки поднявшие компанию‑работодателя на невообразимые высоты. Это — нормальная практика. Самое обидное для нашего бизнеса, что такие люди почему‑то не задерживаются надолго нигде, максимум — год‑два. То есть работодатели явно не в состоянии оценить своих благодетелей.
У меня таких примеров — пруд пруди. Приведу тот, который мне больше всего нравится. Надеюсь, и вы оцените. Установочные данные подавшего объявление и конкретные места работы, как всегда, изменены.
ФИО: Ролан Богомилов.
Возраст: 20.
Образование: высшее.
Город: Москва.
Зарплата от $1000, постоянная работа в офисе, неполная занятость.
Цель: Пост General Manager.
Пост исполнительного директора.
Пост заместителя генерального директора.
Пост директора по знаниям.
Опыт работы:
2002.05‑07 ООО «Мабур» г. Удоев
Руководитель секретариата, директор по знаниям, бизнес‑ассистент генерального директора.
Введена новая система документооборота.
Увеличена скорость коммуникаций с филиалами.
Уменьшены затраты на коммуникации на 55%.
Проведена серия лекций на повышение квалификации с зам. директоров филиалов.
Формализован и регламентирован процесс документооборота.
Нормативные приказы предприятия.
Оргструктура.
Регламентирование процесса фондоотдачи.
Систематизация функции отчета (отчет о формировании активов, отчет по выручкам).
Бизнес‑планирование.
Формализация проектной формы управления.
3 проекта по автоматизации работы предприятия.
Создание корпоративной базы знаний.
Ассистирование заместителю генерального директора.
Автоматизация складского и товарного учетов.
Монтаж ЛВС в филиалах по ключ.
Введение систем мониторинга и коммуникаций. 2001‑2002 гг. УГУ г. Удоев
Системный администратор.
Введена в строй новая топология сети.
Организована единая компьютерная сеть.
Написание специализированных программ управления сетевым доступом.
Введены в строй 4 новых сервера.
Увеличение пропускной способности сети в 6 раз за счет оптимизации топологии, введения в строй серверов и перенастройки операционных систем.
2000‑2002 УГУ г. Удоев
Веб‑дизайнер.
Разработан дизайн 7 проектов.
Создано 3 сайта и 41 домашняя страничка.
Введен в пользование Macromedia Flash MX, и написано 2 проекта с использованием данного пакета.
Стажировка на веб‑студии УГУ.