II. Тропы

· Сравнение

· Развернутые сравнения

· Метафора

· Развернутая метафора

· Метонимия

· Олицетворение

· Оксюморон

· Синекдоха

· Перифраза

· Ирония

· Парадокс

· Гипербола

· Литота

· Эпитет

· Сравнение - оригинальное, необычное сопоставление, уподобление двух предметов или явлений. Сравнение выявляет не любой (случайный), а важный признак сравниваемых объектов. Как крылья доброй птицы, обнимают полукружья колоннады Казанского собора... Снежная пыль столбом стоит в воздухе. Ты всех милее, всех дороже, русская, суглинистая, жесткая земля.

· Развернутое сравнение подробно описывают целую ситуацию, связанную с предметом, которому уподобляется другой предмет, при этом признаки и свойства того, с чем сравнивается, переносятся на то, что сравнивается. Сюжет несет в произведениях важную службу. Но какую? Приходилось вам видеть, как в начале весны талые воды устремляются в узенькое ложе ручья? Пробиваются к нему струи из-под сугробов... И вот уже мчится бурный широкий поток... Путь потоку определило узенькое ложе ручья. Так и сюжет организует путь потоку повествования...

· Метафора - перенос значения с одного понятия на другое на основании условного сходства. Метафора — это скрытое сравнение

Время идет, одно поколение сменяет другое, и каждое из них по-своему оценивает дошедшее до него литературное наследие.

Метафоры должны быть оригинальными, необычными, вызывающими эмоциональные ассоциации. Горит восток зарею новой. Ножка стола. Заря жизни. Льется речь. Золотая осень

· Развернутая метафора - похожа на развернутое сравнение, но в то же время отличается от него. Развернутая метафора более неожиданна и иносказательна. Оценка книги, утвердившаяся на известный срок, очень часто меняется. Какая-нибудь будка, расположенная вблизи может заслонить башню, стоящую вдали.

· Метонимия - уподобление названия одного предмета вместо названия другого на основании внешней или внутренней связи между ними: между предметом и материалом, из которого предмет сделан: не то на серебре – на золоте едал; между содержимым и содержащим: ну, скушай же тарелочку, мой друг; между автором и его произведением: читал Пушкина.

· Олицетворение - перенос человеческих свойств на неодушевленные предметы и явления, когда о них говорится как человеческих существах. Не менее щедра была и наша Чистопрудная осень. Бульвар тонул в опавшей листве...

· Оксюморон - стилистический оборот, в котором сочетаются семантически контрастные слова, создающие неожиданное смысловое единство, понятия, логически исключающие одно другое: живой труп, убогая роскошь, горькая радость, красноречивое молчание.

· Синекдоха - перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними: употребление названия целого вместо названия части, общего вместо частного и наоборот. Защита требует оправдания подсудимого. Пуще всего береги копейку. Мы все глядим в Наполеоны. Взыскательный покупатель. И было слышно до рассвета, как ликовал француз.

· Перифраза - замена однословного наименования явления, лица, предмета, реалии указанием на его характерные признаки, черты. Петербург – петровская столица, город Петра, город на Неве, северная столица, северная Венеция.

· Ирония - одновременно вызывает и удерживает в сознании говорящего и адресата сразу два значения слова или выражения: прямое (буквальное) и переносное (противоположное первому). Игра двух значений и создает нужный эффект — насмешку. Сейчас, когда подумать стало труднее, чем оповестить о своих думах весь мир, в нашей жизни стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости, плоды новорусской образованщины. Особенно здесь не повезло почему-то Суворову. Нет-нет да услышишь из уст телеобозревателя: мол, как говорил Суворов: тяжело в ученье — легко в бою.

· Парадокс - утверждение, изречение, противоречащее, на первый взгляд, здравому смыслу, но таящее в себе более глубокое значение, чем то общепринятое, банальное высказывание (мнение), которое служит в парадоксе предметом иронии. Парадокс придает речи блеск, вызывает у слушателя удовольствие. Это неожиданно, это весело. Парадокс поможет разрушить догму, высмеять устаревшее, является свидетельством блестящего ума его автора. Парадокс должен быть четок, краток, афористичен, логически завершен. Лучшее правительство то, которое меньше всего правит.

· Гипербола – разновидность метафоры или сравнения, состоящая в том, что сопоставляемому компоненту приписываются свойства, значительно превышающие реальные. Тургенев называл вдохновение “приближением бога”, озарением человека мыслью и чувством.

· Литота обратна гиперболе. Это преуменьшение. Казалось им полгода, а чудное сияние в полугодовую ночь — отблеском большого зажженного костра дров.

· Эпитет -образное, необычное, неожиданное определение, обычно выраженное прилагательным или наречием образа действия. Эпитет “вбирает” в себя содержание целой ситуации, его смысл требует пояснений. Если в порядке эксперимента слова, похожие на эпитет, временно изъять из текста, то при этом основной смысл сохранится. “Обычные” определения такому удалению не подлежат. Мы набирали огромные (определение) охапки палой (определение) листвы и несли домой прекрасные, печальные (2 эпитета) букеты...


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: