Социальная политика государства во Франции

Общая характеристика французской модели состоит в более существенной по сравнению с другими странами роли государства в социальной сфере. Либерализация социальных отношений во Франции началась значительно позже и проходит медленнее (с середины 90-х годов 20 века).

Традиционно активная роль государства в социальной сфере в послевоенный период заключается в следующем:

· Развитая многоступенчатая социальная инфраструктура (различные виды социальной помощи, образовательная, медицинская)

· Система регулирования трудовых отношений

Основной проблемой в сфере регулирования трудовых отношений стала проблема безработицы. В середине 70-х годов 20 века при Президенте Эстене была провозглашена концепция «дуалистического общества»: общество было разделено на 2 группы. Первую группу составляют работники динамично развивающихся отраслей, вторую группу – трудящиеся традиционных отраслей экономики. Государство было обязано учитывать преимущественно интересы работников первой группы. Поддержку работникам второй группы следовало оказывать лишь в той мере, в какой это было необходимо.

Кризис занятости 90-х годов заставил по-новому поставить проблему разделения трудоспособного населения Франции - на работающих и безработных. С этого момента государство методами финансовой политики содействовало росту занятости во всех отраслях французской экономики, особенно в нерыночных областях (культура, спорт)

· Система социального партнерства

Данная политика развивается во Франции с 50-х годов 20 века. На национальном уровне социальное партнерство обеспечивается через личные встречи руководителей профцентров и предпринимательских объединений с государственными чиновниками. Данная политика предполагает их постоянную совместную деятельность в рамках экономических и социальных советов. Представители предпринимательства и профсоюзов участвуют в работе комиссии по планированию, в национальной комиссии по коллективным переговорам, в национальном агентстве по улучшению условий труда.

На уровне фирмы отношения предпринимателей и трудящихся регулируется трудовым правом. Источниками трудового права во Франции являются Конституция станы, Кодекс труда и различные законы и подзаконные акты о труде. Причиной такого развитого трудового законодательства во Франции являются традиционно сложные взаимоотношения предпринимателей и профсоюзов.

1982 год реформа трудового права во Франции. В рамках данной реформы государство значительно расширило полномочия профсоюзов. Они получили более широкий доступ к экономической информации, была укреплена их финансовая база. Новые законы обязали предпринимателей информировать профсоюзы и обсуждать с ними проблемы экономической политики структурной реорганизации. Закон предоставил комитетам консультативные функции при решении вопроса об установлении цен. В рамках данной реформы государство выступало основным организатором действующей системы коллективных договоров. С 1982 года ведение переговоров и заключение коллективных договоров по вопросам, связанных с оплатой труда, являются обязательными.

С 1996 года право на участие в переговорах получили не только представители профсоюзов, но и делегаты непосредственного персонала.

· С середины 70-х годов 20 века во Франции действует система индексации оплаты труда. Она создавалась с автоматической привязкой к росту цен в стране. В 90-х годах привязка начала осуществляться к темпам роста производительности труда. Среднегодовой темп роста заработной платы устанавливается правительством. Один раз в 5 лет проходят переговоры об условиях присвоения тарифных разрядов и коэффициентов. Повышение общенационального минимума оплаты труда также осуществляется правительством.

К положительным аспектам социальной политики государства относят ее глобальный характер, который охватывает все моменты жизни человека. Но огромные социальные расходы требовали мощного экономического фундамента. Сегодня социальные расходы являются самой большой расходной статьей в структуре государственного бюджета.

Характерной тенденцией последних лет стал растущий дефицит государственного бюджета за счет необоснованного роста социальных расходов. Еще одним отрицательным моментом стало увеличение налогового бремени.

Сегодня правительство Франции проводит реформирование социальных программ. Основной целью этого реформирования является не столько уменьшение финансирования сколько пересмотр содержания программ. На первый план сегодня выдвинулись: оказание адресной помощи самым нуждающимся, стимулирование занятости и расширение системы подготовки и переподготовки кадров. Пересматриваются в сторону ужесточения такие меры социальной помощи как пособия по безработице и программы досрочного выхода на пенсию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: