История метода

А. ЛЭНГЛЕ

“Тот, кто спрашивает жизнь “Зачем?”,

выдержит почти любое “Как”.

(Ф. Ницше в формулировке В.Франкла)

Экзистенциальный анализ (и логотерапия как его составная часть) – это психотерапевтический метод, осуществляемый преимущественно в вербально индуцированном процессе. С точки зрения методик и лежащей в их основе картины человека, ЭА – феноменологическая, персональная[1] психотерапия. Ее цель – помощь личности в том, чтобы она открыла в себе способность свободно (в духовном и эмоциональном смысле) и полно проживать свою жизнь, смогла выйти на аутентичные установки и актуализировать личную ответственность по отношению к собственной судьбе и миру. Экзистенциальный анализ применяется при психосоциальных, психосоматических и психически обусловленных эмоциональных и поведенческих нарушениях.

В центре экзистенциального анализа стоит понятие ” экзистенция ”, означающее наполненную смыслом, воплощаемую свободно и ответственно жизнь в создаваемом самим человеком мире, с которым он находится в отношениях взаимовлияния/взаимодействия и противоборства.

Одна из задач экзистенц-аналитической терапии – освобождение пациента от фиксаций, разного рода искажений и однобокости, от травматизаций, оказывающих влияние на его переживание и поведение. Психотерапевтический процесс осуществляется через феноменологический анализ эмоциональности – центра и вместилища переживаний. Работа с “задним” биографическим планом и эмпатическое присутствие психотерапевта способствуют пониманию, а также лучшему доступу к эмоциональности. Следующий шаг – анализ личностных установок и решений, благодаря чему пациент становится открытым тем содержаниям, целям, задачам и ценностям, в которых он чувствует свое аутентичное призвание.

История метода

Экзистенциальный анализ и его раздел – логотерапия были основаны в 20 – 30-е годы венским неврологом и психиатром Виктором Франклом (1905–1997) (Frankl, 1938; 1994). Он считается “третьей венской школой психотерапии” (Hofstätter, 1957; Soucek, 1948). Рано заинтересовавшись психоанализом, Франкл имел непосредственные контакты с Зигмундом Фрейдом. Однако психотерапевтическое образование он получил в школе индивидуальной психологии Альфреда Адлера. Здесь он нашел также своих прямых учителей – Освальда Шварца и Рудольфа Аллерса. Их влияние помогло Франклу открыть свою задачу, сопутствовавшую ему в течение всей его последующей жизни, – борьбу с психологизмом в психотерапии.

В центре его интересов стояло то, что он называл “специфически человеческим”, – духовность человека, находящая особое выражение в поиске смысла. Он не хотел допускать, чтобы эта специфически человеческая черта стала жертвой механистического редукционизма. Подобная позиция вскоре привела к конфликту с Альфредом Адлером, исключившим Франкла из Общества в 1927 году после выхода оттуда Шварца и Аллерса (Längle, 1998; Titze, 1985). В результате он стал усиленно изучать экзистенциальную философию и феноменологию Макса Шелера. Незадолго до депортации в концлагерь (1941/1942 гг.) Франкл создал своё главное произведение по экзистенциальному анализу и логотерапии (Frankl, 1982), которое, однако, там пропало.

Два с половиной года Франкл провёл в концлагерях, потеряв за это время практически всю свою семью. Он находил опору в трех вещах, которые наполняли его жизнь смыслом, помогая пережить ужас пребывания в лагере. Это – духовная связь с семьёй в соединении с надеждой на встречу; стремление, вопреки всему, восстановить пропавший труд по логотерапии и оставить его потомкам; наконец, глубокая религиозность. После войны Виктор Франкл описал те переживания, которые обрушиваются на человека в условиях концлагеря. Он последовательно проводит мысль, что смысл, обеспечивая духовными ориентирами и делая жизнь содержательной, дает человеку силы выжить даже в самых тяжких условиях. (Frankl, 1977).

Развивая логотерапию, Франкл первоначально видел в ней некое дополнение к психотерапии 30-х годов. По его замыслу, она должна была применяться в качестве метода, корректирующего психологизм других психотерапевтических методов (Längle, 1998). Однако одновременно его увлекала идея развития психотерапевтической антропологии и он все более погружался в изучение тех страданий, которые возникают из-за потери смысла. Ещё в 20-е годы он развил технику парадоксальной интенции, с помощью которой успешно излечивались разного рода страхи, благодаря чему эта техника нашла широкое международное признание. Логотерапия тех лет оперировала богатым арсеналом психиатрических знаний, и поначалу практиковалась почти исключительно психиатрами. Найдя опору в экзистенциально-аналитической антропологии, позволившей заново систематизировать эти знания, логотерапия обрела собственную специфику (Frankl, 1994; 1997; [1947] 1997). Не ограничиваясь этой работой, Франкл выступал с многочисленными докладами. Он получал приглашения с предложением прочитать циклы лекций примерно от 200 университетов всех континентов мира. 28 раз его удостаивали звания почётного доктора.

За последние 15 лет экзистенциальный подход в Западной Европе получил значительное методическое развитие, в основном благодаря усилиям Общества логотерапии и экзистенциального анализа г. Вены (GLE – Gesellschaft für Logotherapie und Existenzanalyse). Так что сегодня о нем можно говорить как о самостоятельном направлении в психотерапии. Этот переход от логотерапии как некого дополнения к традиционной психотерапии“ к статусу самостоятельного психотерапевтического направления нашел отражение также и в смене названия: “экзистенциальный анализ” (Längle, 1993; Stumm, 1994).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: