Техника 5. Домашняя «куклотперапия»

Это занятие полезно и в домашних условиях, но необходимо подготовить родителей к домашней арт‑терапевтической работе на индивидуальных консультациях или тематическом родительском собрании.

Инициатором игры может стать кто‑нибудь из взрослых, хотя и сами дети с удовольствием предлагают игру «в пальчиковые куклы» своим родственникам. Самодельная кукла помогает автору поделиться с другими самым сокровенным, личным. По тому, как и что ребенок рассказывает, кого осуждает, кому сочувствует, кем восхищается, нетрудно составить представление о нем самом, его ценностях и интересах, отношениях с окружающими.

Ребенок, «оживляя» куклу, ощущает взрослую ответственность за действия куклы, за ее «жизнь», слова, поведение; учится находить адекватное вербальное и телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям, развивать произвольное внимание и способность к концентрации. Для взрослого это замечательная возможность корректного, косвенного (опосредованного куклой) воспитательного воздействия, которое не воспринимается как поучение и не вызывает сопротивления у детей.

Наилучший терапевтический эффект достигается, когда на такие домашние занятия собирается вся семья. Каждый делает свою бумажную куколку, придумывает историю, которой хотел бы поделиться с другими.

Материалы: листы бумаги для рисования, карандаши, фломастеры, краски или другие изобразительные средства. Стира‑тельная резинка, клей, ножницы, нитки, скотч.

Индивидуальная работа. На маленьком листочке прямоугольной формы нарисуйте куклу. Склейте бумагу в виде цилиндра. При желании сделайте кукле одежду, добавьте необходимые детали, аксессуары.

Этап вербализации и кукольной театрализации. Наденьте получившуюся куколку на палец. Придумайте историю, которую кукла хотела бы рассказать о себе. Начать можно словами: «Жил‑был человек (девочка, мальчик), похожий на меня…» Такое начало усиливает эффект проекции и облегчает вербализацию внутреннего состояния. Далее все участники занятия по кругу рассказывают свои истории.

Заключительный этап – рефлексивный анализ. Занятие завершается обсуждением. «Куклам» можно задавать вопросы, дарить их друг другу, можно сделать дом или целый город, в котором они будут жить до следующей игры. Все зависит от настроения и выдумки участников. Главное – серьезное и бережное отношение к изготовленной кукле, ведь это – персонифицированный образ автора.

Темы домашних занятий могут выбираться произвольно в соответствии с проблемами, которые подлежат коррекции. Например: «Когда я был маленьким…», «Когда я стану взрослым…», «Мне приснился сон…», «Однажды в школе…», «Моя кукла очень боялась…», «Жил‑был непоседливый мальчик, которому все время делали замечания…».

На каждом занятии изготавливаются новые бумажные куклы, одна или несколько – в зависимости от желания ребенка. Играть с ними можно по‑разному: «ходить» по столу, надевать как наперстки и показывать из‑за ширмы, манипулировать в воздухе и т. п. Важно, чтобы куклы были продолжением руки.

Наблюдая за тем, как меняется образ, преобладающие цвета, содержание рассказа, нетрудно почувствовать эмоциональные переживания, а также заметить изменения в личности ребенка и его взаимоотношениях с окружающими людьми.

Персонифицированные истории позволяют опосредованно обучать детей поведенческим моделям, безопасным путем обсуждать трудные и щекотливые темы, устанавливать контакты, преодолевать барьеры в общении.

Этапы сочинения «кукольных историй» (Бретт, 1996):

1. Обдумайте проблему, попытайтесь понять чувства и переживания ребенка, посмотреть на ситуацию с детской точки зрения.

2. Сформулируйте основную идею рассказа. Определите, какие мысли и решения хотите сообщить ребенку.

3. Начните рассказ с представления героя, который живет в доме, похожем на ваш, имеет сходные с ребенком проблемы.

4. Расскажите о положительных чертах, которыми герой рассказа похож на ребенка.

5. В начале истории опишите конфликт, а затем расскажите, как его удалось успешно разрешить.

6. Наблюдайте за реакцией ребенка. Он может потерять интерес, оставаться безучастным или, наоборот, «подправлять» рассказ, задавать вопросы, подсказывать, комментировать.

7. Стремитесь к простоте выражений. Содержание рассказа должно быть понятным, а длительность определяться устойчивостью внимания и интересом ребенка.

8. В конце истории обязательно подчеркните, что герой проявил настойчивость и нашел выход из затруднительного положения, а все его знакомые и родственники очень гордились тем, как он преодолевал временные неудачи и терпеливо шел к победе.

Сочинение историй некоторые специалисты рассматривают как самостоятельное психотерапевтическое направление в работе с детьми. Может быть использован метод «общего сочинения истории» ребенком и взрослым с целью совместного поиска адекватных способов разрешения конфликтов, связанных с нарушениями поведения. Сначала историю рассказывает ребенок, затем ее продолжает взрослый. Его задача – включить в повествование «более здоровые» способы выхода из конфликтных ситуаций, чем те, что были предложены ребенком. Данный метод, по утверждению автора, помогает детям понять хорошие и плохие стороны своего «Я», осознать свой гнев и, не опасаясь наказания, выразить его. Обычно истории начинаются со слов: «Однажды…», «Давным‑давно…», «Когда‑то…», «Далеко‑далеко…». Это отделяет ребенка от содержания высказывания во времени и в пространстве и позволяет говорить о том, что вызывает у него тревогу. Заглавие рассказа, придуманное ребенком, помогает взрослому прояснить наиболее важные аспекты детской проблемы.

Метод «общего сочинения историй» можно использовать и для групповых занятий с детьми. Первый участник предлагает начало рассказа, второй продолжает, третий излагает кульминацию, четвертый придумывает развязку. После того как рассказ составлен, дети обсуждают его, а взрослые предлагают им альтернативные, адекватные в социальном плане способы разрешения конфликта.

Таким образом, наилучший результат в домашней куклоте‑рапии достигается, если в структуру занятия включены следующие виды работ: изготовление «пальчиковых» кукол; сочинение рассказов «от лица» этих кукол; кукольные спектакли; терапевтические истории, придуманные куклой‑мамой (папой, бабушкой или другим значимым взрослым), а также совместные «семейные» истории.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: