Задача этого этапа – познакомить подростков с различными ролями, подвести их к пониманию того, что мы играем определенные роли, приспосабливаем себя к обществу. Мы решаем, какое лицо покажем миру, как бы нам хотелось выглядеть в глазах окружающих. Каждый из нас принимает на себя множество ролей. Роль – проводник в социум, который позволяет более естественно входить в среду, обеспечивает успешное взаимодействие с другими людьми. Общество связывает с ролью некоторые ожидания. У человека есть представления о том, что общество ждет от него в этой роли и что он ждет от общества и от отдельных людей. Если ожидания от ролей у участников взаимодействия не совпадают, это приводит к конфликтам. Понимание социальных ожиданий и овладение ролями повышает социальную успешность. То, какие роли мы выбираем, зависит от наших целей в жизни.
Упражнение 1. «Роли»
«Мы можем играть разные роли и можем менять их, но при этом мы остаемся собой – так же, как у нас остается то же тело, когда мы меняем одежду. Нарисуйте или опишите словами как можно больше ролей, в которых вы бывали когда‑либо в жизни. Желательно нарисовать их, так как роль связана с образом… Нарисовали? Сейчас по кругу мы будем называть по одной роли и показывать рисунок или зачитывать описание. Если у кого‑то закончились роли, то он просто пропустит ход.
|
|
Кому сколько ролей удалось представить? Какие из этих ролей – социальные роли? Какие роли назывались чаще других, а какие показались необычными? Какие роли вам нравятся, часто принимаются вами, а какие совсем не хочется играть?»
При обсуждении можно поставить вопрос: «А где ты – настоящий?» Это трудный вопрос, но он дает возможность еще раз подумать о разнице между личностью и ее ролями. Внимание группы акцентируется на том, что мы всегда больше, чем наши роли.
Упражнение 2. «Парные роли»
«Наши роли меняются в зависимости от того, с кем мы взаимодействуем. Давайте поиграем в такую игру: встанем в круг и, бросая друг другу мяч, будем называть какую‑то роль. Тот, кто получает мяч, сначала называет парную ей роль, а затем какую‑то свою роль и бросает мяч следующему».
Упражнение 3. «Парные роли – 2»
Двое участников (добровольцы) выходят из комнаты и задумывают какие‑либо парные роли, например клоун–зритель, продавец–покупатель и т. п. Затем они возвращаются и показывают сценку без слов. Остальные участники должны догадаться, какие роли были задуманы.
Удалось ли отгадать, какие роли были изображены? Что помогло (помешало) узнать роли? Затем сценки разыгрывают другие участники.