Роли и социальные институты

Задача этого этапа – познакомить подростков с различными ролями, подвести их к пониманию того, что мы играем определенные роли, приспосабливаем себя к обществу. Мы решаем, какое лицо покажем миру, как бы нам хотелось выглядеть в глазах окружающих. Каждый из нас принимает на себя множество ролей. Роль – проводник в социум, который позволяет более естественно входить в среду, обеспечивает успешное взаимодействие с другими людьми. Общество связывает с ролью некоторые ожидания. У человека есть представления о том, что общество ждет от него в этой роли и что он ждет от общества и от отдельных людей. Если ожидания от ролей у участников взаимодействия не совпадают, это приводит к конфликтам. Понимание социальных ожиданий и овладение ролями повышает социальную успешность. То, какие роли мы выбираем, зависит от наших целей в жизни.

Упражнение 1. «Роли»

«Мы можем играть разные роли и можем менять их, но при этом мы остаемся собой – так же, как у нас остается то же тело, когда мы меняем одежду. Нарисуйте или опишите словами как можно больше ролей, в которых вы бывали когда‑либо в жизни. Желательно нарисовать их, так как роль связана с образом… Нарисовали? Сейчас по кругу мы будем называть по одной роли и показывать рисунок или зачитывать описание. Если у кого‑то закончились роли, то он просто пропустит ход.

Кому сколько ролей удалось представить? Какие из этих ролей – социальные роли? Какие роли назывались чаще других, а какие показались необычными? Какие роли вам нравятся, часто принимаются вами, а какие совсем не хочется играть?»

При обсуждении можно поставить вопрос: «А где ты – настоящий?» Это трудный вопрос, но он дает возможность еще раз подумать о разнице между личностью и ее ролями. Внимание группы акцентируется на том, что мы всегда больше, чем наши роли.

Упражнение 2. «Парные роли»

«Наши роли меняются в зависимости от того, с кем мы взаимодействуем. Давайте поиграем в такую игру: встанем в круг и, бросая друг другу мяч, будем называть какую‑то роль. Тот, кто получает мяч, сначала называет парную ей роль, а затем какую‑то свою роль и бросает мяч следующему».

Упражнение 3. «Парные роли – 2»

Двое участников (добровольцы) выходят из комнаты и задумывают какие‑либо парные роли, например клоун–зритель, продавец–покупатель и т. п. Затем они возвращаются и показывают сценку без слов. Остальные участники должны догадаться, какие роли были задуманы.

Удалось ли отгадать, какие роли были изображены? Что помогло (помешало) узнать роли? Затем сценки разыгрывают другие участники.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: