Политическая мысль складывается и достигает достаточно высокого уровня на Древнем Востоке и в Античности. Несмотря на определенные различия между ними, фундаментальные теоретико-методологические принципы у них одинаковые.
Главной особенностью политической мысли древности является космоцентризм, т.е. политические отношения рассматриваются как частное проявление всеобщего, космического. Другой отличительный признак - субстанциальность, т.е. исследуется природа вещей, их неизменная сущность. Такой подход предполагает статическое рассмотрение явлений и отношений. Он предполагает, что, например, можно создать государство, эффективно функционирующее во все времена и у всех народов. И, наконец, еще одна особенность политической мысли древности - иррационализм: постижение природы вещей требует метафизического подхода, абстрагирования от эмпирии. К примеру, о сущности государства мы должны рассуждать исходя не из его реальных функций и деятельности, а из его “естественного” предназначения.
|
|
Наиболее рельефно эти особенности проявились в политических учениях Древнего Востока. Следует заметить, что они и поныне оказывают огромное влияние на политические процессы в странах Востока, в связи с чем остановимся чуть подробнее на наиболее известных из них. Все древневосточные концепции опираются на три основных учения: учении о наличии всеобщего первоначала; учении о всеобщей взаимосвязи вещей и явлений (учение о переселении душ, реинкарнации); учении о наличии всеобщей закономерности (дао, дхарма). Вместе с тем они, конечно, по-разному интерпретируются в различных теориях. Так, в зависимости от толкования характера взаимоотношений субъективного (общества, человека) и объективного (естественного закона), а также предпочитаемого типа государства, наиболее известные древневосточные учения можно выстроить в следующем порядке.
Даосизм исходит из того, что любое человеческое истолкование естественного закона извращает его, поэтому никто не может “правильно” интерпретировать его. Невозможность “правильного” истолкования дао порождает принцип недеяния. Совершенномудрый правитель предоставляет всему идти своим естественным путем - дао. Буддизм также исходит из посылки о том, что все в природе следует дхарме. При этом подчеркивается, что дхарма в равной степени направляет всех и, следовательно, она в равной степени доступна всем. Конфуцианство является учением консервативного толка. Для него характерен культ прошлого. Согласно конфуцианству, идеальное - это тождество с естественным (дао). Поэтому создание идеального общества требует восстановления изначально заложенного в явлениях смысла (принцип "исправления имен"). Брахманизм исходит из естественности, вечности и справедливости существующей в природе иерархии вещей. В частности, социальное неравенство (система варн) естественно, вечно и справедливо. Таким образом, для него характерна апология авторитарно-патерналистского государства.
|
|
Легизм утверждает, что естественный закон действует через правителя, он - физического воплощение дао. Иначе говоря, правитель (государство) следует только дао, служение дао есть служение правителю (государству). В силу своего прагматизма легизм иногда называют древневосточным прототипом макиавеллизма.
Для античной политической мысли также характерен космоцентризм (например, Платон строит свое идеальное общество в соответствии с принципами справедливого устройства мироздания), но при этом она допускает определенный разрыв между космосом и его подсистемами.