Политическая мысль древности

Политическая мысль складывается и достигает достаточно высокого уровня на Древнем Востоке и в Античности. Несмотря на определенные раз­личия между ними, фундаментальные теоретико-методологические принципы у них одинаковые.

Главной особенностью политической мысли древности является космо­центризм, т.е. политические отношения рассматриваются как частное прояв­ление всеобщего, космического. Другой отличительный признак - субстан­циальность, т.е. исследуется природа вещей, их неизменная сущность. Такой подход предполагает статическое рассмотрение явлений и отношений. Он предполагает, что, например, можно создать государство, эффективно функ­ционирующее во все времена и у всех народов. И, наконец, еще одна особен­ность политической мысли древности - иррационализм: постижение природы вещей требует метафизического подхода, абстрагирования от эмпирии. К примеру, о сущности государства мы должны рассуждать исходя не из его реальных функций и деятельности, а из его “естественного” предназначения.

Наиболее рельефно эти особенности проявились в политических учени­ях Древнего Востока. Следует заметить, что они и поныне оказывают огром­ное влияние на политические процессы в странах Востока, в связи с чем ос­тановимся чуть подробнее на наиболее известных из них. Все древневосточ­ные концепции опираются на три основных учения: учении о наличии все­общего первоначала; учении о всеобщей взаимосвязи вещей и явлений (уче­ние о переселении душ, реинкарнации); учении о наличии всеобщей законо­мерности (дао, дхарма). Вместе с тем они, конечно, по-разному интерпрети­руются в различных теориях. Так, в зависимости от толкования характера взаимоотношений субъективного (общества, человека) и объективного (есте­ственного закона), а также предпочитаемого типа государства, наиболее из­вестные древневосточные учения можно выстроить в следующем порядке.

Даосизм исходит из того, что любое человеческое истолкование естест­венного закона извращает его, поэтому никто не может “правильно” интер­претировать его. Невозможность “правильного” истолкования дао порождает принцип недеяния. Совершенномудрый правитель предоставляет всему идти своим естественным путем - дао. Буддизм также исходит из посылки о том, что все в природе следует дхарме. При этом подчеркивается, что дхарма в равной степени направляет всех и, следовательно, она в равной степени доступна всем. Конфуцианство является учением консервативного толка. Для него характерен культ прошлого. Согласно конфуцианству, идеальное - это тож­дество с естественным (дао). Поэтому создание идеального общества требу­ет восстановления изначально заложенного в явлениях смысла (принцип "исправления имен"). Брахманизм исходит из естественности, вечности и справедливости су­ществующей в природе иерархии вещей. В частности, социальное неравенст­во (система варн) естественно, вечно и справедливо. Таким об­разом, для него характерна апология авторитарно-патерналистского государ­ства.

Легизм утверждает, что естественный закон действует через правителя, он - физического воплощение дао. Иначе говоря, правитель (государство) следует только дао, служение дао есть служение правителю (государству). В силу своего прагматизма легизм иногда называют древневосточным прототипом макиа­веллизма.

Для античной политической мысли также характерен космоцентризм (например, Платон строит свое идеальное общество в соответствии с прин­ципами справедливого устройства мироздания), но при этом она допускает определенный разрыв между космосом и его подсистемами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: