double arrow

Формы государственного правления и их характеристика


Форма государственного правления — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании

По формальному источнику власти формы правления делятся на монархии и республики. В монархии источником власти является одно лицо. Оно получает свой пост по наследству, независимо от воли избирателей.

Монархии делятся на абсолютные и конституционные. При абсолютной монархии имеет место неограниченная власть главы государства. При конституционной монархии власть главы государства ограничена законом. Конституционная монархия, в свою очередь, подразделяется на дуалистическую и парламентскую. В дуалистической монархии глава государства обладает значительной исполнительной властью. В парламентской монархии полномочия главы государства ограничены представительскими функциями. В этом случае главной фигурой в структуре верховной власти является премьер-министр.
В республике источником власти является народное большинство, и высшие органы власти формируются народом.




Выделяют три вида современных республик: парламентские, президентские и полупрезидентские. Они различаются соотношением полномочий законодательной, исполнительной власти и власти главы государства.
Парламентская республика.
В парламентской республике правительство:

а) формируется партиями, имеющими большинство в парламенте;

б) несет перед парламентом политическую ответственность (это означает право парламента отправить правительство в отставку).
Президент: а) является номинальным главой государства (т.е. его полномочия ограничены представительскими функциями, он не имеет реальной, т.е. исполнительной, власти); б) избирается, как правило, парламентом, а не народом; в) имеет право распустить парламент.
Парламент: а) формирует правительство; б) может вынести правительству вотум недоверия.
Суть парламентской республики заключается в том, что законодательная и исполнительная власть принадлежит парламенту.
Президентская республика.
В президентской республике члены правительства назначаются президентом и подотчетны только ему.
Президент: а) является одновременно главой государства и главой исполнительной власти; б) избирается народом; в) политической ответственности перед парламентом не несет (т.е. парламент не может отправить возглавляемое президентом правительство в отставку). г) является верховным главнокомандующим; д) имеет право отлагательного вето на решения парламента
Однако сильный, обладающий исполнительной властью президент ограничен как минимум двумя существенными «но»: 1) президенту нужна поддержка парламента в вопросах бюджета; 2) он не может распустить парламент.
Последние две черты являются общими для президентской и полупрезидентской республик.
Парламент: а) решает вопросы бюджета; б) имеет право вето на должностные назначения президента; в) вправе начать процесс импичмента против президента.
Сутью президентской республики является сотрудничество и исполнительной власти.
Полупрезидентская республика.
В полупрезидентской республике правительство: а) формируется совместно президентом и главой правительства; б) несет двойственную ответственность: перед президентом и перед парламентом.
Президент: а) избирается народом; б) имеет право распустить парламент; в) имеет право единоличного введения чрезвычайного положения, но на это время утрачивает право роспуска парламента.
Парламент: а) контролирует правительство через утверждение ежегодного бюджета; б) может вынести правительству вотум недоверия.
Сутью полупрезидентской республики является смешение черт парламентской и президентской республик.









Сейчас читают про: