Экономическое содержание налога на добавленную стоимость

В системе национального налогообложения значительное место занимает налог на добавленную стоимость. НДС. Как основной источник доходной части госбюджета, он представляет собой форму изъятия в бюджет определенной части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения товаров работ и услуг, а также отчислений при импорте товаров. Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет, определяется как разница между суммами налога на добавленную стоимость, начисленными за реализованные товары, работы и услуги, и суммами налога, подлежащими уплате за приобретенные товары, выполненные работы или оказанные услуги.
Налог на добавленную стоимость впервые был введен во Франции в 1954 г. На момент введения НДС в Казахстане этот налог успешно применялся в 43 странах мира, и его применение является обязательным условием для вхождения государств в Европейское Экономическое Сообщество.
Налог на добавленную стоимость явился одним из новых элементов введенных в налоговую систему РК в декабре 1991г. Это несло на себе отпечаток всех процессов, происходящих тогда в постсоветском обществе. Именно в это время Казахстан обрел официальный статус суверенного государства. Финансово-кредитная система, перешедшая в наследство от "союзного" прошлого носила отпечаток прежней административно-командной системы и не отвечала требованиям молодого государства, ставшего на рыночный путь экономического развития. Поэтому одним из первых законодательных актов, принятых Верховным Советом Республики явились законы "О налоговой системе в РК" и "О бюджетной системе РК", которыми непросто реформировалась действовавшая финансовая система, а создавалась новая, с учетом прогрессивных тенденций в мировой практике налогообложения. Ключевым моментом в совершенствовании этой системы и стало введение налога на добавленную стоимость вместо действовавшего ранее налога с оборота.
Взимание налога на добавленную стоимость имело существенные преимущества: значительно расширилась база обложения за счет его использования на всех стадиях производства. Весомым аргументом в пользу этого налога стал мировой опыт построения налоговой системы. Практика развитых зарубежных стран показала, что косвенные налоги постепенно эволюционизировали к единому, равномерно распределяемому налогу на добавленную стоимость, не обременяющему какую-либо группу товаров и не реформирующую финансовые пропорции в народном хозяйстве.
Исходя из классификации налогов по степени оценки объекта обложения, налог на добавленную стоимость относится к реальным налогам. Уплата его определяется лишь характером совершаемой сделки и не принимает в расчет финансовое состояние субъекта налогообложения.
Налог на добавленную стоимость в системе налогообложения относится к косвенным налогам, т.е. взимается с потребителей товаров, работ и услуг путем включения в цену. Налог на добавленную стоимость отражает экономическую реализацию государственной собственности. С его помощью государство изымает часть чистого дохода у производственных и торговых посредников за возможность получения ими чистого дохода.
Как и все косвенные налоги, налог на добавленную стоимость выполняет преимущественно фискальную роль, при его введении преследовалась также цель обеспечения госбюджета надежным и эффективным источником доходов. Он является одним из эффективных средств предотвращения инфляционного обесценивания бюджетных средств, т.к. прямо связывает налоговые поступления с ростом цен.
С помощью налога на добавленную стоимость регулируется сфера потребления, и основной целью его применения в высоко развитых промышленных странах является стремление к снижению платежеспособного спроса, чтобы избежать так называемого "разогрева экономики".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: