Интрапренерство как форма организации инновационной деятельности

Переход к рыночной экономике вызывает принципиальные изменения в системе управления предприятием. Возрастает роль самостоятельных структурных подразделений, взаимосвязи между которыми строятся на договорной основе. Эти изменения определяют новые подходы к организации и качеству управления предприятием, а также к работе управленческого персонала.

Главная цель изменения структуры управления заключается в обеспечении жизнеспособности производства в период становления рынка и сохранении уровня занятости работающих.

В зарубежной литературе широко используются термины антрепренер, интрапренер, интрапредпринимательство.

Антрепренерство обычно ассоциируется в умах людей с деятельностью инициативных, рисковых и ищущих новые технологии индивидов, управляющих малыми самостоятельными предприятиями. И таких людей в современном бизнесе очень много. Однако еще больше их действует в структуре крупных предприятий. Таких людей называют интрапренерами (intrapreneurs). Часто говорят, что интрапренер — это антрепренер в структуре крупного предприятия.

Интрапредпринимательство (intrapreneurship — «интрапренерство») — предпринимательская деятельность, проводимая внутри крупной фирмы. Интрапренерство возникает как реакция на застой, сбои, всякие неурядицы в бизнесе. Складывается этот вид деятельности на узких участках, где возникают задержки производства.

Например, в крупной организации появляется затруднение со сбытом сезонных товаров. Немедленно здесь появляется интрапренерская группа, которая создает отдел сезонной распродажи и разрешает возникшее затруднение.

Теоретики бизнеса считают, что все даже успешно действующие организации должны делать ставку на антрепренеров и интрапренеров. Только в этом случае будет гарантирован успех в бизнесе, а организации, сделавшие ставки на эти нововведения, приобретут известную степень непотопляемости.

Формами интрапредпринимательства являются создаваемые в составе более крупной хозяйственной организации кооперативы, подрядные бригады, арендные подразделения, научно-производст­венные комплексы, венчурные и совместные предприятия. Преимущество данных интрапредпринимательских структур заключается в более быстром переходе из сфер, где спрос на определенный вид продукции удовлетворен, туда, где этот спрос держится на достаточно высоком уровне.

Создание интрапредпринимательских структур не требует, на первых порах, коренных преобразований всей системы управления предприятием, радикальной ломки производственного процесса. Для этого необходимо лишь ослабить пресс единоначалия и обеспечить условия для свободного протекания спонтанных процессов групповой самоорганизации.

16. Особенности бизнес-инкубаторах и технопарках в инновационной деятельности

Остановимся более подробно на бизнес-инкубаторах и технопарках. В начале 80-х годов в американской литературе по проблемам организации и управления мелким бизнесом появилось понятие, синтезирующее комплекс мер, направленных на поддержку, развитие и распространение предприятий малого и среднего бизнеса, - "инкубатор" новых фирм.

"Инкубатор" - это небольшая организация (5-30 человек), в котором создаются условия, максимально приближенные к реальным, для тех, кто хочет профессионально заниматься бизнесом. Опытные специалисты, эксперты в течение определенного времени опекают новичка: за невысокую плату предоставляют помещение для фирмы, дают советы, консультации, вводят в курс дела, знакомят с миром бизнеса, погашают кредиты и убытки. Таким образом, воспитанник "инкубатора" имеет возможность осмотреться, набраться опыта и сил, завоевать репутацию, а затем начать самостоятельное дело.

Западные исследователи выделяют три группы "инкубаторов". В первую группу входят производители новой продукции, разработка которой находится в ранней стадии (создание образца);

во вторую - инновационные фирмы, приступающие к разработке научно-технических идей;

в третью -фирмы, специализирующиеся в сфере оказания деловых услуг, которые проходят период организационного становления.

Одной из главных функций "инкубаторов" является проведение деловой экспертизы создающихся фирм. Даже если эти фирмы имеют талантливые кадры, перспективные идеи и достаточный капитал, им обычно не хватает опыта управления, маркетинга, планирования, экономического анализа, связей в мире бизнеса и репутации.

Другая важная функция "инкубаторов" состоит в финансировании клиентов. В обстановке роста числа источников финансирования (государственные субсидии, венчурный капитал, различные фонды, личные средства) мелкие фирмы нуждаются в осмыслении предоставляемых возможностей и их обоснованном выборе. Как правило, создающиеся фирмы не имеют достаточного опыта общения с финансовыми организациями, а фирмы венчурного капитала предпочитают не иметь дел с новыми компаниями, требующими значительной помощи и подверженным риску банкротства. Поэтому многие из таких инвесторов вкладывают в новые фирмы не более 10 % своего капитала. Опытные специалисты из "инкубатора" могут привлечь внимание венчурного капитала к новичкам по мере их становления.

Третья функция "инкубатора" состоит в том, чтобы способствовать экономическому развитию региона. Это проявляется в повышении занятости, формировании предпринимательской сети, осуществлении структурной перестройки посредством создания новых фирм и т.д.

Перечисленные функции выполняются посредством предоставления широчайшего ассортимента услуг, которые подразделяются на 4 группы:

1. финансовое консультирование и помощь - налогообложение, рисковый менеджмент и страхование, правительственные гарантии и займы.

2. Организация менеджмента - подготовка бизнес-планов, организация найма сотрудников, реклама и маркетинг, обзоры законодательства, организация охраны и режима труда, разработка проектов, исследования и разработка.

3. Общеделовые услуги - подготовка оборудования, отправка и доставка грузов, почтовые услуги, копировальные услуги, секретариат, телекоммуникации, ревизионная деятельность.

4. Профессиональные бизнес-услуги - адвокатура, официальное представительство, патентное обслуживание, учет и анализ, компьютеризация и информационная деятельность.

Возможны несколько типов "инкубаторов".

Первый тип - центр развития передовой технологии, который образован для расширения высокотехнологичных отраслей и привлечения в них новых фирм. Масштабные задачи по развитию региона обусловили непосредственное участие в финансировании "инкубаторов" как государственных и региональных органов, так и технологических центров.

Другой тип "инкубатора" (один из первых в США) - включавший семь центров развития предприятий, стал воплощением идеи предпринимателя, организовавшего ранее шесть преуспевающих фирм. Механизм образования "инкубатора" в этом случае ничем не отличается от создания новой фирмы на средства предпринимателя.

Третий тип - это частное инвестиционное партнерство венчурного типа. Такой тип "инкубатора" обусловлен исключительно частными источниками финансирования и высокотехнологичной ориентацией.

Для России наиболее приемлемым представляется создание "инкубаторов" при академических и научных центрах. Подобные учебные и научные заведения имеют сильный научный потенциал сотрудников, привлечение которых к ассистированию начинающих малых предприятий позволит одновременно решать задачи улучшения подготовки специалистов и вести прикладные научные разработки. Имеющийся экономический потенциал и имидж таких ведущих научных центров будет активно способствовать утверждению зарождающихся структур. Организация "инкубаторских центров" при научных, учебных заведениях даст положительный эффект и в части организации переподготовки и послевузовского обучения, равно как и в создании дополнительных возможностей проведения фундаментальных и прикладных исследований.

Технопарк является своеобразным инкубатором по выращиванию новых малых предприятий, занимающимися наукоемким бизнесом. Он создается на территории, где уже есть определенная интеллектуальная среда, которая обеспечивает быстрый рост высоких технологий, малых предприятий. Центром каждого технопарка является ВУЗ или крупный НИИ, создание на их базе технопарков способствует экономическому возрождению и появлению новых видов производств, структурной перестройке промышленных регионов, созданию новых рабочих мест. Скажем, есть у предпринимателя идея. Он приходит в технопарк, где ему предоставляют на льготных условиях территорию, помещение, возможно, кредит, различные консультативные услуги. Кроме того, обеспечивают взаимодействие между исследовательскими и промышленными структурами, помогают в профессиональной подготовке персонала его фирмы в сфере организационного и финансового менеджмента, маркетинга.

Когда ученый сам не в состоянии самостоятельно организовать фирму, ему на помощь приходят квалифицированные менеджеры, готовые превратить его идею в высокую технологию и конкурентоспособную продукцию. В этом случае идея продается, но автор остается собственником результатов своего интеллектуального труда. Мировой опыт показывает, что из малых инновационных предприятий, "помещенных" в инкубатор технопарка, 98 % становится на ноги, расширяются и начинают активно работать уже за его пределами. Главное значение технопарков и инкубаторов бизнеса состоит в "первоначальной" поддержке малого, преимущественно инновационного предпринимательства.

Для нормальной деятельности технопарк должен владеть землей как основой для развития технопаркового комплекса, зданиями, транспортом, оргтехникой и многим другим. Должна осуществляться связь технопарка с ВУЗом или научной организацией, быть сформирована определенная сфера услуг.

Условия отбора кандидатов для "помещения" в технопарк следующие. Фирма представляет на рассмотрение экспертной комиссии технопарка свою идею, которая может быть реализована в технологии, и хорошо обоснованный бизнес-план. Кроме того, эта фирма должна быть связана с кафедрами университета или другими научными учреждениями и иметь хорошие финансовые возможности, поскольку все услуги у нас платные. Если идея не реализовывается или фирма отклонилась от нее, а также в случае ее некредитоспособности, это предприятие покидает технопарк.

Если же идея хороша, а денег нет, то все зависит от администрации технопарка. Если она пойдет на риск, вкладывая часть своих средств, с тем чтобы далее получать определенный процент от прибыли, то фирма "принимается", если нет, то ей отказывают в приеме. Да и позволить себе профинансировать проект может далеко не каждый технопарк, только тот, при котором существует фонд поддержки.

Технопарки существуют за счет учредителей, взносы которых составляют наибольший процент среди других поступлений. Около 51 % средств вкладывают власти на местах. Действует программа по созданию технопарков в системе высшей школы России. В этой системе они получили наибольшее развитие. Это подтверждает и опыт Великобритании.

17. Препятствия и преимущества для крупных предприятий в осуществление инновационной деятельности

Препятствием для успешной инновационной деятельности крупных организаций являются следующие факторы:

1. Сложность иерархической структуры. Увеличение размера предприятия вызывает тенденцию к потере гибкости в управлении, создает предпосылки для преимущественного развития системы управления, не предусматривающей творческую деятельность. Инновационный процесс более успешно развивается в среде, где имеется возможность отклонения от норм и правил в существующих организационных структурах в разумных пределах деятельности. Поиск нового связан с определенной долей риска. Это часто негативно сказывается на оценке результатов работы исполнителей, что не способствует созданию достаточных условий для стимулирования инновационных мероприятий. Такое препятствие можно до определенной степени ликвидировать путем оптимизации организационной структуры.

2. Сопротивление переменам. Традиции и привычные методы успешной работы подвержены значительной инерции и преодолеваются с большим трудом.

3. Ориентация на сбалансированное достижение высокого уровня показателей работы во всех организационных звеньях. Неравномерное ухудшение показателей работы в разных подразделениях вследствие активной инновационной политики крупного предприятия дестабилизирует ситуацию.

4. Формальная оценка работы исполнителей, которая часто не имеет конкретный характер. Такая оценка связана в большей степени с определенной деятельностью по внедрению новшеств, чем с объективным качеством этой деятельности.

5. Проведение менее гибкой кадровой политики, прежде всего, при использовании наиболее одаренных исполнителей. Иерархичность в управлении не способствует выделению способных работников, занятых инновационной деятельностью.

6. Большие сложности при организации всего инновационного цикла "наука - разработка -производство - потребление" для новых изделий и технологий. Речь идет не только об иерархичности, но и о более широком размахе горизонтальных связей. Отдельные элементы разветвленной цепочки кооперации могут тормозить весь инновационный процесс.

7. Склонность работников, ответственных за инновационную политику, поддаваться "комплексу масштаба". Они недооценивают последствия внедрения отдельных новшеств, которые кажутся им несущественными. Неиспользованные возможности ведут к потере инновационной активности.

Наряду с недостатками на крупных предприятиях имеются и благоприятные условия для осуществления активной и успешной деятельности по внедрению инноваций.

1. Крупные предприятия лучше обеспечены ресурсами. Это облегчает им процесс концентрации больших средств, которые необходимы для инновации высших разрядов. Имеется в виду, прежде всего: концентрация квалифицированных работников, возможность получения широкой информации, закупка лицензий и патентов, концентрация средств для импорта техники, инвестиционного обеспечения исследовательских, конструкторских и экспериментальных подразделений.

2. Положение и мощность крупных организационных единиц позволяют им лучшим образом осуществлять свои планы и преодолевать препятствия внешнего характера. Имеется в виду получение согласия вышестоящих органов, подготовка зарубежного и внутреннего рынка к принятию новинки.

3. Объем средств и общая оснащенность крупных организационных единиц позволяет им успешно решать проблемы, связанные с инновационным риском. Степень риска при активной инновационной деятельности может быть весьма высокой. Полностью избежать риска не в состоянии никакая организация.

4. Высокая жизнеспособность крупных предприятий часто способствует тому, что они самым серьезным образом подходят к разработке и уточнению стратегии предприятия. Создаются благоприятные условия для своевременного осуществления инновационной политики. Реализация стратегических планов инновационного развития крупных предприятий имеет более активную поддержку со стороны центральных органов. Результаты их деятельности имеют большое значение для отрасли и государства.

18. Особенности планирования в инновационном менеджменте

Планирование представляет собой один из элементов системы внутрифирменного управления инновационной деятельностью предприятия. В процессе планирования осуществляется обоснованный выбор основных направлений инновационной деятельности; формирование программ исследований, разработок и производства инновационной продукции; установление календарных сроков проведения работ по проектам; расчет потребности в ресурсах и распределение их по исполнителям.

Планированию инноваций на предприятии присущ ряд принципов, устанавливающих общие правила проектирования и эффективного функционирования подсистемы планирования в системе инновационного менеджмента:

1) единство научно-технических, экономических, социальных задач развития состоит в том, что осуществление инновационной деятельности направлено на достижение определенных экономических результатов. Однако предприятие, как социально-экономическая система, должно обеспечить благоприятные социальные и психологические условия для эффективной творческой работы;

2) принцип научной обоснованности планирования состоит в необходимости учета законов и тенденций научно-технического и экономического развития. Соблюдение данного принципа обеспечивается применением современных информационных технологий, прогрессивных процедур и методов осуществления инновационных процессов;

3) принцип доминирования стратегических альтернатив формируется исходя из долгосрочного характера результатов, длительного цикла осуществления инноваций и их значимости для обеспечения конкурентоспособности инноваций;

4) комплексность планирования проявляется в системной увязке разрабатываемых на предприятии планов и прогнозов. Требование комплексности означает необходимость учета в планировании инноваций условий единства и полноты охвата стадий и этапов инновационного процесса; элементов проектируемых комплексов; учета всех сфер и направлений инновационной деятельности;

5) принцип гибкости планирования инноваций означает требование динамической реакции плановых показателей на возникающие отклонения в ходе планирования или в условиях функционирования внешнего и внутреннего окружения.

Система планирования инноваций включает комплекс различных планов, которые различаются по целям, предмету, уровням, содержанию и периодам планирования (см. рисунок).

Методы планирования инноваций можно классифицировать по следующим основным группам:

· продуктово-тематическое планирование инноваций;

· объемно-календарное планирование инноваций;

· производственное планирование инноваций.

Продуктово-тематическое планирование составляет важнейший элемент системы внутрифирменного планирования инноваций на всех уровнях управления. Его задачи заключаются в определении направлений и пропорций в научно-техническом развитии предприятия, установлении тематики НИОКР, формировании структуры перспективной производственной программы выпуска инновационной продукции и осуществлении всего комплекса инновационных мероприятий.

В самостоятельных НИИ и КБ продуктово-тематическое планирование представлено формированием тематического плана, содержащего перечень НИОКР и инновационных проектов, направленных на реализацию принятой концепции перспективного развития предприятия.

В процессе тематического планирования осуществляется отбор важнейшей тематики, оценка ее эффективности и уровня качества планируемых результатов, определяются исполнители, сроки, сметная стоимость выполнения работ. От качества и уровня обоснованности расчетов при формировании тематического плана предприятия зависят научно-технические и хозяйственные результаты его деятельности в текущем периоде и в перспективе.

С точки зрения содержания расчетов различают стратегическое и оперативное продуктово-тематическое планирование.

Стратегические планы формируют научную и продуктовую политику предприятия на долгосрочную перспективу, определяющую состав развиваемых научно-технических направлений, структуру рынков и характер поведения.

Оперативные продуктово-тематические планы, составляемые на годовой отрезок времени, обеспечивают реализацию стратегических решений и предусматривают формирование конкретного тематического плана НИОКР и производственной программы предприятия.

Выполнение заданий тематического плана обеспечивается в процессе объемно-календарного планирования (ОКП) путем последовательной детализации заданий и доведения их до исполнителей в научных и производственных подразделениях.

Календарное планирование имеет своей целью установление взаимосвязанных сроков начала и окончания работ по каждой теме с учетом имеющихся ресурсов.

В процессе достижения этой цели решаются следующие основные задачи:

1) детализация заданий объемных планов путем установления состава и технологической последовательности выполнения работ по каждой теме;

2) составление календарных планов-графиков работ по выполнению каждой темы;

3) разработка сводных календарных планов работы подразделений и предприятия в целом;

4) составление календарных графиков работы отдельных исполнителей на планируемый период.

Выполнение расчетов по ОКП при решении рассмотренных задач осуществляется с учетом ряда принципиальных требований, предъявляемых к качеству их результатов:

1. Выполнение всей планируемой номенклатуры работ в соответствии с установленными директивными или согласованными с заказчиком договорными сроками завершения работ в целом или по отдельным этапам их проведения.

2. По возможности непрерывное проведение работ по каждому объекту проектируемой техники. Объемно-календарное планирование призвано, учитывая реально существующие условия ограниченности материальных и трудовых ресурсов, обеспечить такое распределение работ по исполнителям, которое бы полностью исключало перерывы в ходе проведения работ по темам.

3. Равномерная и полная загрузка исполнителей и оборудования по отрезкам планируемого периода. Оперативное планирование инноваций призвано обеспечить составление календарных графиков, в которых наряду с непрерывным проведением работ по многим темам предусматривалась бы равномерная загрузка всех исполнителей на протяжении всего планового периода.

Календарное планирование начинается с построения планов-графиков ведения работ по каждой теме. Называемые часто линейными графиками, они широко применяются в практике при проведении относительно несложных работ с небольшим количеством этапов, производимых преимущественно последовательно ограниченным составом исполнителей.

В рамках ОКП обеспечивается сбалансированное распределение объемов работ по подразделениям и исполнителям в соответствии с характером располагаемых ресурсов; установление согласованных сроков занятости работников; загрузка научного и производственного оборудования.

Выполнение объемных расчетов осуществляется в такой последовательности.

На первом этапе осуществляется распределение номенклатуры тематических заданий по отрезкам планируемого периода (месяцам и кварталам года) на основе предварительно построенных укрупненных графиков проведения работ по отдельным темам.

На втором этапе производится распределение работ по подразделениям и закрепление их за исполнителями.

На третьем этапе производятся проверочные расчеты соответствия планируемых объемов работ по пропускной способности подразделений.

На четвертом этапе объемных расчетов подготавливаются мероприятия, необходимые для обеспечения сбалансированности планируемых объемов работ и пропускной способности подразделений. Если по итогам расчетов есть излишек или дефицит кадров, то принимается решение о перераспределении численности работников или объемов работ между подразделениями, или о реализации других мероприятий, обеспечивающих сбалансирование потребных и располагаемых ресурсов.

Производственное планирование инноваций связано с выполнением завершающей стадии инновационных процессов, включающими изготовление опытных экземпляров изделий, проведение масштабных испытаний создаваемых образцов техники и технологии, отработку технической документации для производства инновационного продукта, направленного на удовлетворение имеющегося спроса.

Выполнение этого комплекса работ осуществляется опытно-экспериментальными производствами в виде самостоятельных предприятий или цехов и участков. Состав опытно-производст­венных работ предусматривается в каждом отдельном инновационном проекте. Производственное планирование инноваций имеет задачей распределение производственных работ по календарным отрезкам планируемого периода и закрепление их за определенными рабочими местами. К нему предъявляются требования равномерного и комплексного выполнения производственной программы опытных работ и возможно полного использования трудовых ресурсов и основных фондов предприятия.

Оперативно-производственное планирование осуществляется в три последовательных этапа.

Первый — объемное планирование сводится к расчету производственных программ предприятия, цехов и участков в соответствии с их производственными возможностями. Второй — календарное планирование заключается в построении календарных планов-графиков выполнения опытных работ. Третий — оперативное планирование сводится к доведению производственных заданий до рабочих мест, обеспечению учета, контроля и регулирования хода производства.

19. Риски в инновационном менеджменте: понятие и виды

Инновационная деятельность в большей степени, чем другие направления предпринимательской деятельности, сопряжена с риском, так как полная гарантия благополучного результата в инновационном предпринимательстве практически отсутствует.

В общем виде риск в инновационном предпринимательстве можно определить как вероятность потерь, возникающих при вложении предпринимательской фирмой средств в производство новых товаров и услуг, в разработку новой техники и технологий, которые, возможно, не найдут ожидаемого спроса на рынке, а также при вложении средств в разработку управленческих инноваций, которые не принесут ожидаемого эффекта.

Инновационный риск возникает при следующих ситуациях:

· при внедрении более дешевого метода производства товара или оказания услуги по сравнению с уже использующимися. Подобные инвестиции будут приносить предпринимательской фирме временную сверхприбыль до тех пор, пока такая фирма является единственным обладателем данной технологии;

· при создании нового товара или оказании услуги на старом оборудовании. В данном случае к риску неправильной оценки спроса на новый товар или услугу добавляется риск несоответствия уровня качества товара или услуги в связи с применением оборудования, не позволяющего обеспечивать необходимое качество;

· при производстве нового товара или оказании услуги с по­мощью новой техники и технологии. В данной ситуации инновационный риск включает: риск того, что новый товар и услуга может не найти покупателя;

· риск несоответствия нового оборудования и технологии требованиям, необходимым для производства нового товара или услуги;

· риск невозможности продажи созданного оборудования, так как оно не соответствует техническому уровню, необходимому для производств новых товаров.

В целом риск, возникающий в инновационном предпринимательстве, включает в себя следующие основные виды рисков:

1) риски ошибочного выбора инновационного проекта;

2) риски необеспечения инновационного проекта достаточным уровнем финансирования;

3) маркетинговые риски текущего снабжения ресурсами, необходимыми для реализации инновационного проекта;

4) маркетинговые риски сбыта результатов инновационного проекта;

5) риски неисполнения хозяйственных договоров (контрактов);

6) риски возникновения непредвиденных затрат и снижения доходов;

7) риски усиления конкуренции;

8) риски, связанные с недостаточным уровнем кадрового обеспечения;

9) риски, связанные с обеспечением прав собственности на инновационный проект, и др.

Одной из причин возникновения риска ошибочного выбора инновационного проекта является необоснованное определение приоритетов экономической и рыночной стратегии предпринимательской фирмы, а также соответствующих приоритетов различных видов инноваций, способных внести вклад в достижение целей предприятия.

Риски необеспечения инновационного проекта достаточным уровнем финансирования включают в себя:

1. Риск неполучения средств, необходимых для разработки инновационного проекта. Данный риск характерен для ситуаций, когда инновационный проект требует больших финансовых средств, а предприятие не смогло их получить. Этот вид риска возникает в случае, если предприятие не сможет привлечь инвесторов для финансирования проекта, то есть если не сможет убедить их в достаточной эффективности инновационного проекта.

2. При выборе источника финансирования инновационного проекта у предприятий существует три возможных варианта финансирования. Первый метод — самофинансирование проекта, второй — опора делается на внешние источники финансирования, третий представляет собой комбинацию вышеназванных. Соответственно возникает риск неполучения финансовых средств в результате неправильно выбранного метода финансирования.

Риск по хозяйственным договорам (контрактам) в инновационной деятельности, как показывает анализ результатов заключения и исполнения договоров, включает несколько видов рисков:

1) риск отказа партнера от заключения договора после проведения переговоров. Этот риск может возникнуть в случае необходимости изменения предварительных условий контракта и в случае недобросовестности партнера;

2) риск заключения инновационной фирмой договоров на условиях, отличающихся от наиболее приемлемых либо обычных для предприятия данной отрасли. Данная ситуация возможна в том случае, если для выполнения инновационного проекта требуются уникальное сырье, материалы или комплектующие изделия, количество поставщиков которых ограничено;

3) риск заключения договоров (контрактов) с неплатежеспособными партнерами, он может возникнуть при принятии инновационной фирмой заказов на изготовление продукции, оказание услуг неплатежеспособным покупателям;

4) риск невыполнения партнерами договорных обязательств в установленный срок, в результате чего возникают потери инновационного предприятия, связанные с нарушением графиков поставок, невыполнения партнерами работ, необходимых для осуществления инновационного проекта;

5) риск нанесения ущерба третьим лицам, который включает в себя риск загрязнения окружающей среды и риск причинения морального и материального ущерба гражданам, при осуществлении инновационной деятельности.

20. Сущность инновационной деятельности

Для определения сущности и содержания инновационной деятельности рассмот­рим, как определяют ее Медынский В.Г, Шаршукова Л.Г..

Инновационная деятельность - сложная динамическая система действия и взаимодействия различных методов, факторов и органов управления, занимающих­ся научными исследованиями, созданием новых видов продукции, совершенствованием оборудования и предметов труда, технологи­ческих процессов и форм организации производства на основе но­вейших достижений науки, техники; планированием, финансирова­нием, координацией НТП; совершенствованием экономических рычагов и стимулов; разработкой системы мер по регулированию комплекса взаимообусловленных мероприятий, направленных на ускорение интенсивного развития НТП и повышения его социаль­но-экономической эффективности.

Под инновационной деятельностью в процессе разработки, освоения и реализации научно-технических нововведений понимают виды деятельности, непо­средственно связанные с получением, воспроизводством новых научных, научно-технических знаний и их реализацией в матери­альной сфере экономики.

Под сущностью инновационной деятельности понимается ее внутреннее содержание, выражающееся во взаимосвязи всех многообразных свойств и отношений, обнаруживающееся в раз­личных формах существования: научная, проектно-конструкторская, технологическая деятельность, опытные разра­ботки, работа по освоению новшеств в производстве, их реализа­ция. Содержанием инновационной деятельности является един­ство всех составляющих ее элементов, свойств, внутренних про­цессов, связей, противоречий и тенденций. Оно выражается в том, что инновационная деятельность - это деятельность по до­ведению научно-технических идей, изобретений, разработок до результата, пригодного к практическому использованию, которая предполагает целый комплекс научных, технологических, орга­низационных, финансовых и коммерческих мероприятий, в своей совокупности приводящих к инновациям. Обычно выделяют следующие виды инновационной деятельности:

1. Приобретение неовеществленной технологии со стороны в форме патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, торговых марок, конструкций, моделей и услуг технологического содержания.

2. Приобретение овеществленной технологии - машин и оборудования, по своему технологическому содержанию связан­ных с внедрением на предприятии продуктовых или процессных инноваций.

3. Организация производства и инструментальная подго­товка, охватывающие приобретение производственного оборудо­вания и инструмента, изменения в них, а также в процедурах, ме­тодах, стандартах производства и контроля качества, необходи­мых для создания нового технологического процесса.

4. Маркетинг новых продуктов, предусматривающий виды деятельности, связанные с выпуском новой продукции на рынок, включая предварительное исследование рынка, адаптацию про­дукта к различным рынкам, рекламную компанию, но исключая создание сетей распространения для реализации на рынке.

5. Производственное проектирование, включающее подго­товку планов и чертежей для определения производственных. процедур, необходимых для создания концепции разработки, производства и маркетинга новых продуктов и процессов.

6. Пуск производства и предпроизводственные разработки, включающие модификации продукта и технологического процес­са, переподготовку персонала для применения новых технологий и оборудования, а также пробное производство.

Таким образом, инновационная деятельность начинается с генерации и отработки новых научно-технических идей, а конча­ется выпуском и реализацией наукоемкой продукции, представ­ляющей собой совокупность взаимосвязанных, взаимодопол­няющих друг друга систем и соответствующих им организацион­ных элементов, необходимых и достаточных для эффективного осуществления инновационной деятельности. Она включает мар­кетинговые исследования рынков сбыта, поиск новых потребите­лей, информационное обеспечение возможной конкурентной сре­ды и потребительских свойств товаров конкурирующих предпри­ятий, поиски новаторских идей, решений и партнеров по финан­сированию и внедрению инновационных проектов.

Для успешного протекания инновационной деятельности необходима ее инфраструктура (совокупность видов деятельностей предприятия, призванных создавать условия для нормального функционирования предприятия). Ориентация ее на рынок опреде­ляет способность обеспечивать выполнение всех функций в усло­виях современной рыночной экономики и возможности быстрой адаптации к их постоянным динамическим изменениям. Конеч­ной целью формирования инфраструктуры должно быть не про­сто создание конкретных хозяйствующих субъектов среды для более эффективного ведения инновационной деятельности, а обеспечение осуществления их совокупной деятельности в инте­ресах общества, включая преодоление спада производства, его структурную перестройку и изменения номенклатуры выпускае­мой продукции, усиление ее конкурентоспособности и привлека­тельности для внутреннего и внешнего рынков, создание новых рабочих мест и сохранение научно-технического потенциала.

Функциями инфраструктуры являются:

1. Информационное обеспечение инновационной деятель­ности, дающее возможность доступа к составляющим их базам и банкам данных на различных условиях (в том числе коммерче­ских) для всех заинтересованных в этом предприятий независимо от их форм собственности.

2. Экспертиза (в том числе государственная, научная, фи­нансово-экономическая, экологическая и др. виды) научно-технических и инновационных программ, проектов, предложений и заявок, обеспечивающая высокопрофессиональное и качест­венное проведение различных видов их независимой оценки.

3. Финансово-экономическое обеспечение научно-технической и инновационной деятельности, активное использо­вание различных внебюджетных источников средств (ресурсы местных предпринимательских структур, инвестиции из других стран и т. п.) при прямой или косвенной государственной под­держке этой деятельности.

4. Производственно-технологическую поддержка создания новой конкурентоспособной, наукоемкой продукции и высоких технологий, их практическое освоение на предприятиях, в том числе с использованием лизинга.

5. Сертификация наукоемкой продукции, предоставление осваивающим и производящим ее предприятиям услуг в области стандартизации и контроля качества.

6. Проведение рекламной и выставочной деятельности, маркетинга, патентно-лицензионной работы и защита интеллек­туальной собственности для продвижения научно-технических разработок и наукоемкой продукции на региональный, межре­гиональный, федеральный и зарубежный рынки.

7. Подготовка и переподготовка кадров для научно-технической и инновационной деятельности в условиях рыноч­ной экономики.

8. Координация и регулирование развития научно-технической инновационной деятельности, позволяющейчерез экономические методы и информационное воздействие управлять этими видами деятельности для их более эффективного осущест­вления.

Основные элементы организации инновационной деятель­ности. Любая деятельность нуждается в организации и управле­нии, а инновационная - в особенности. Основные элементы орга­низации инновационной деятельности

- инновационная установ­ка,

- инновационная структура

- и инновационная стратегия.

Инновационная установка определяется отношением выс­шего руководства к инновациям: от резкого неприятия до эйфо­рии по поводу любой новой идеи. Наиболее оптимальным явля­ется взвешенный, сбалансированный подход к каждой разработ­ке.

Инновационная структура предполагает выделение инно­вационной деятельности в отдельное организационное подразде­ление, отграниченное от текущего производства, поскольку нель­зя одновременно создавать новое и заниматься тем, что уже име­ется. Все предприятия, желающие сохранить свое место на рын­ке, вынуждены уделять достаточно внимания проблемам обнов­ления и по возможности создавать специальные подразделения, занимающиеся только исследованиями на перспективу. Органи­зационная основа для инноваций - это группа, команда, постав­ленная вне других структур, занимающаяся нововведениями и подчиненная члену правления предприятия.

Инновационная стратегия заключается в следующем: инно­вация - нестандартный процесс, первые результаты которого мо­гут появиться через довольно продолжительное время, исчисляе­мое иногда годами, причем часто не оправдывают ожиданий. Од­нако в дальнейшем возможен стремительный успех: создание в течение нескольких лет новой отрасли, новой продукции, нового рынка, способствующих обычно получению больших прибылей.

Необходимое условие успешной инновационной деятель­ности - не только публичная оценка удач и достижений новато­ров,но и правильная оценка неудач, умение извлекать из них по­лезные уроки. Большое значение для укрепления позиций на рынке имеет творческое использование чужих идей, путем их усовершенствования и оригинального применения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: