Искусство дрессировки

Завоевав сердце, нельзя не наказы­вать. Если не на­казывать, подчи­ненный, движимый естественным же­ланием приближе­ния к центру при­тяжения, забудет о мере. Он потеряет главное качество подчиненного — го­товность выполнить приказ, еще ничего не зная о его содержании. Ненаказываемый подчиненный бу­дет стремиться выполнять лишь те приказы, ко­торые способствуют его продвижению в центр, и уклоняться от выполнения иных. Тем самым по­рождая порядок, при котором и иные подчиненные будут рыться в ваших приказах, как в товарах в дешевом магазине, выбирая наиболее для себя под­ходящие для выполнения. Наказан лишь тот, кто почувствовал себя наказанным, а не тот, кого на­казали.

Пастор Шлаг с интересом читал Владимира Тарасова

Основные понятия и законы

Два главных понятия дрессировки — это управляющие сиг­налы и подкрепление: положительное или отрицательное.

Что может быть управляющим сигналом, вербальным или невербальным распоряжением? Очень многое. Это может быть и приглашающая улыбка, и о-чень удивленные глаза, и огорченное покачивание головы, и жесткий приказ: в зависимости от того, что в ситуации требуется и что вы себе можете позволить.

А что может быть положительным или отрицательным под­креплением? Самое смешное, что все те же самые вещи:

все зависит от конкретной ситуации и стиля воздействия. Впрочем, есть достаточно универсальное понятие, кото­рое вмещает в себя основные варианты положительного подкрепления, — это поглаживания...

• Поглаживание комплиментом, поглаживание тем, что по­вернули к человеку голову, тем, что процитировали. Тем, что пожали руку или погладили по плечу...

Напротив, когда вы улыбнулись демонстративно другому, повернулись спиной, это уже — уколы (С удовольствием сошлемся на Эрика Берна, введшего в научный оборот эти живые понятия. Кто его не читал, порадуйте себя «Играми, в которые играют люди» и другими его великолепными книгами).

. А еще сильнее — удары: бросили колкую фразу, жестко посмотрели, кину­ли обвинение... Ушли...

Искусство дрессировки и состоит из четких управляю­щих воздействий и чередования положительных и отри­цательных подкреплений, а основные законы таковы:

• Моментальность подкрепления: закон срочности,

• Стабильность подкрепления: закон повторения,

• Реальность подкрепления: закон сенсорной очевид­ности,

• Работа на позитиве.

Итак, что же держат в голове профессионалы-воспитате­ли, когда в воспитательном процессе,

• не суть — в семье или в корпорации, используют элементы дрессировки?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: