Тверь, 2013

ТВЕРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ГОУВПО ТвГУ)

УТВЕРЖДАЮ

Декан филологического факультета

________________М.Л. Логунов

_________________________2013г.

Рабочая программа

По дисциплине

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДО XIX ВЕКА

для студентов 3 курса очной формы обучения

специальность – 031001, филология

Обсуждено на заседании кафедры Составители д.ф.н., профессор

________ Протокол № ____ __________ С.А.Васильева

д.ф.н., профессор

Е.Н. Строганова

И.о. зав. кафедрой

______________ О.С. Карандашова

Тверь, 2013

№ 1. Роман Ф.М. Достоевского «Бедные люди» в литературном контексте 1840-х годов

I. История создания и публикации романа. Первый роман Достоевского в восприятии современников. В чем вы видите сходство и различие оценок? (статьи В.Г. Белинского и В.Н. Майкова).

II. «Сентиментальный натурализм» (Ап. Григорьев) молодого Достоевского.

1. Сентименталистские традиции в романе:

а) Образ «девушки бедной и погубленной»: судьба Вареньки Доброселовой. «Двойники» Вареньки в романе (как соотносятся с образом главной героини образы матери Покровского и Саши?).

б) Жанровые особенности произведения: эпистолярная форма, элементы исповеди. Сюжетные реминисценции сентиментального «мещанского» романа в структуре «Бедных людей».

2. «Бедные люди» и поэтика «натуральной школы». Традиции «физиологического» очерка в романе:

а) «Натурализм» и детализация бытописания («страсть к подробностям»). Образ Петербурга и его связь с судьбами «бедных людей» (обратите внимание на сюжетные линии Горшковых и Покровских).

б) Герой-чиновник как социальный тип. Социальный статус героя, среда его обитания. Синтез «натуральных» и «сентиментальных» черт в структуре образа Девушкина. Имя героя и его характер.

3. Усложнение «сентиментальной» линии «натуральной» поэтикой: «физиология» городской жизни; соотнесенность образа героини с образами «маленьких людей».

III. «Титулярное сердце, честное и чистое» – художественное открытие Достоевского.

1. Рефлексия «маленького человека»: «амбиция» и самоуничижение как выражение самосознания героя. Функция в романе сквозного образа «ветошки» (проанализируйте соответствующие фрагменты). Бунт Девушкина против судьбы.

2. Любовь «маленького человека»: хронотопическое несовпадение героев. Значима ли, на наш взгляд, хронологическая конкретика в романе? Обратите внимание на возраст героев и на соотнесенность каждого из них с определенным временем года («осень» Вареньки и «весна» Девушкина).

3. Литературные вкусы Девушкина и его «слог». Почему Достоевский заставляет своего героя так много внимания уделять «слогу»? Характерологическая и сюжетообразующая функция чтения в романе: «рецензии» Девушкина на повести Пушкина и Гоголя. Можно ли считать Самсона Вырина и Акакия Акакиевича Башмачкина литературными прототипами Девушкина? В чем суть полемики Достоевского с Гоголем?

1. Новаторство Достоевского в изображении слова героя (М.М. Бахтин).

Литература


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: