Титов В.А

доктор экономических наук, профессор

(Санкт-Петербургский университет МВД России)

© Санкт-Петербургский университет

МВД России, 2014

1. Целью изучения дисциплины является формирование у будущих специалистов теоретических знаний и практических навыков:

- по осуществлению контроля и ревизии финансово-экономической деятельности коммерческих и некоммерческих организаций государством, контролирующими органами и негосударственными организациями;

- по исследованию хозяйственных процессов и операций с позиции законности, достоверности, хозяйственной целесообразности, обоснованности расчетных, прогнозных и установленных производственных и финансовых нормативов и показателей,

- выявления скрытых резервов, обеспечения сохранности имущества.

Это необходимо пользователям данной информации для выработки, обоснования и принятия решений в области финансовой политики и управления экономикой.

Основные задачи дисциплины:

- ознакомить с историческими и теоретическими основами финансово-экономического контроля, определить направление их реализации применительно к современным условиям в Российской Федерации;

- изучить нормативно-правовое регулирование контроля и ревизии;

- сформировать понимание сущности, роли, функций, видов и методов финансово-экономического контроля в управлении экономикой;

- осветить задачи, вопросы организации, подготовки планирования и проведения ревизии, основные этапы, последовательность работы;

- выработать навыки документирования результатов ревизии, формулирования выводов и предложений по ее материалам;

- ознакомить с методами и специальными приемами при проведении ревизии на объектах разных организационно – правовых форм предприятий и форм собственности;

- сформировать понимание современного состояния финансово-экономического контроля, основных направлений развития и путей совершенствования контрольно – ревизионной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Контроль и ревизия» относится к базовой части 3.1 профессионального цикла (С.3.1.15)

Изучению дисциплины «Контроль и ревизия» предшествуют следующие дисциплины:

- математика;

- информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности;

- экономическая теория;

- экономика организации (предприятия);

- деньги, кредит, банки;

- налоги и налогообложение;

- экономический анализ;

- экономическая безопасность;

- финансы;

- статистика;

- бухгалтерский учет;

- аудит.

Последующими дисциплинами являются:

- практикум по документированию преступлений в сфере экономики;

- бюджетный учет и отчетность;

- анализ финансовой отчетности.

Знания, умения и компетенции,

необходимые до начала изучения дисциплины:

ЗНАТЬ:

- основные понятия, категории и инструменты экономической теории и прикладных экономических дисциплин;

- структуру исполнительных органов государственной власти;

- основные методы и средства поиска, систематизации, обработки, передачи и защиты информации; состав, функции и конкретные возможности справочных и информационно-поисковых систем;

- нормативно-правовое регулирование деятельности субъектов предпринимательства;

- отличие аудита от других форм контроля, методику, технику и технологию проведения аудиторских проверок, аудиторские доказательства и заключения;

- бюджетную классификацию; стадии, участников бюджетного процесса, принципы финансирования субъектов бюджетных правоотношений; методы расчета бюджетных показателей; порядок исполнения бюджетов получателями бюджетных ассигнований; права и обязанности субъектов бюджетных правоотношений.

УМЕТЬ:

- применять методы математического анализа и экономико-математического моделирования для оптимизации решения профессиональных экономических и управленческих задач;

- проводить финансовые вычисления;

- работать в глобальной и локальной компьютерных сетях;

- самообучаться в современных компьютерных средах;

- организовывать автоматизированное рабочее место;

- анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микро- и макроуровне;

- выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий;

ВЛАДЕТЬ:

- навыками самостоятельного осмысления исторического наследия;

- способностью осуществлять бухгалтерский, финансовый, оперативный, управленческий и статистические учеты хозяйствующих субъектов; применять методики и стандарты ведения бухгалтерского, налогового, бюджетного учетов, формирования и предоставления бухгалтерской, налоговой, бюджетной отчетности;

- навыками поведения в служебном коллективе и общения с гражданами в соответствии с нормами служебного и общего этикета;

- навыками эконометрического исследования эмпирических данных;

- навыками компьютерной обработки служебной документации, статистической информации и деловой графики; работы с информационно-поисковыми и информационно-справочными системами и базами данных, используемыми в профессиональной деятельности;

- методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных эконометрических моделей;

- способностью подготавливать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;

- навыками и правилами расчета основных экономических параметров деятельности предприятия, организации, учреждения; методами оценки эффективности работы предприятия, организации, учреждения.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

способностью действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, руководствуясь принципами законности и патриотизма (ОК-1) – в части способности действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, руководствуясь принципами законности;

способностью соблюдать требования законов и иных нормативных правовых актов, нетерпимо относиться к коррупционному поведению (ОК-6);

способностью к толерантному поведению, к социальному и профессиональному взаимодействию с учетом этнокультурных и конфессиональных различий, к работе в коллективе, кооперации с коллегами, к предупреждению и конструктивному разрешению конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности (ОК-7);

способностью к логическому мышлению, анализу, систематизации, обобщению, критическому осмыслению информации, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения (ОК-9);

способностью осуществлять письменную и устную коммуникацию на русском языке, логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-13);

способностью работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации, применять в профессиональной деятельности, автоматизированные информационные системы, используемые в экономике, автоматизированные рабочие места, проводить информационно-поисковую работу с последующим использованием данных при решении профессиональных задач (ОК-16).

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

в контрольно-ревизионной деятельности:

- способностью организовывать и проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов (ПК-25);

- способностью применять методы осуществления контроля финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов (ПК-26);

- способностью оценивать эффективность формирования и использования государственных и муниципальных финансовых ресурсов, выявлять (кроме пресекать) нарушения в сфере государственных и муниципальных финансов (ПК-27);

- способностью оценивать эффективность систем внутреннего контроля и аудита (ПК-28);

- способностью анализировать показатели финансовой и хозяйственной деятельности государственных органов, организаций и учреждений различных форм собственности (ПК-29);

- способностью анализировать результаты контроля, исследовать и обобщать причины и последствия выявленных отклонений, нарушений и недостатков и готовить предложения, направленные на их устранение
(ПК-30).

В результате изучения дисциплины курсант (слушатель) должен:

Знать:

- основные понятия, категории и инструменты экономической теории и прикладных экономических дисциплин (ОК-1);

- нормативно-правовое регулирование деятельности субъектов предпринимательства; производственно-хозяйственная и финансово-экономическая деятельности хозяйствующих субъектов; особенности отдельных направлений их организационно-экономической деятельности; источники и порядок получения информации о субъектах предпринимательства (ОК – 16);

- систему нормативного регулирования контрольно-ревизионной деятельности, права и обязанности ревизоров (инспекторов) (ОК - 1), требования к служебному поведению государственных гражданских служащих (ОК – 6);

- способы социального и профессионального взаимодействия с учетом этнокультурных и конфессиональных различий, кооперации с коллегами, предупреждения и конструктивного разрешения конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности (ОК-7);

- источники и порядок получения информации о субъектах контроля (ОК-16).

Уметь:

- выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий (ОК – 16);

- анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную учетную и отчетную информацию экономических субъектов с целью оценки эффективности их функционирования и принятия управленческих решений (ОК – 6, ОК - 9);

- оценивать состояние защитных функций системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля хозяйствующих субъектов в целях предупреждения и прогнозирования возможных противоправных деяний (ОК – 1, ОК – 6, ОК –16);

- осуществлять анализ и диагностику финансового состояния и результатов деятельности хозяйствующего субъекта; оценивать эффективность его работы, в том числе его структурных подразделений и работников; (ОК 9, ОК –16);

- осуществлять подготовку и планирование проведения ревизии; обобщать и систематизировать материалы ревизии; делать выводы и предложения по материалам ревизии; составлять акт ревизии (ОК -13);

- анализировать результаты контроля, исследовать и обобщать причины и последствия выявленных отклонений, нарушений и недостатков и готовить предложения, направленные на их устранение
(ПК-30);

- анализировать показатели финансовой и хозяйственной деятельности государственных органов, организаций и учреждений различных форм собственности (ПК-29).

Владеть:

- навыками организации и проведения проверок финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов (ПК-25);

- навыками применения методов осуществления контроля финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов (ПК-26);

- навыками оценки эффективности формирования и использования государственных и муниципальных финансовых ресурсов, выявления нарушений в сфере государственных и муниципальных финансов (ПК-27);

- навыками оценки эффективности систем внутреннего контроля и аудита (ПК-28);

- правилами и методикой анализа учетно-отчетной документации, проверки достоверности содержащейся в ней информации с целью контроля за соблюдением законодательства, утвержденных норм, нормативов и смет. (ОК – 6, ОК – 9).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: