доктор экономических наук, профессор
(Санкт-Петербургский университет МВД России)
© Санкт-Петербургский университет
МВД России, 2014
1. Целью изучения дисциплины является формирование у будущих специалистов теоретических знаний и практических навыков:
- по осуществлению контроля и ревизии финансово-экономической деятельности коммерческих и некоммерческих организаций государством, контролирующими органами и негосударственными организациями;
- по исследованию хозяйственных процессов и операций с позиции законности, достоверности, хозяйственной целесообразности, обоснованности расчетных, прогнозных и установленных производственных и финансовых нормативов и показателей,
- выявления скрытых резервов, обеспечения сохранности имущества.
Это необходимо пользователям данной информации для выработки, обоснования и принятия решений в области финансовой политики и управления экономикой.
Основные задачи дисциплины:
- ознакомить с историческими и теоретическими основами финансово-экономического контроля, определить направление их реализации применительно к современным условиям в Российской Федерации;
|
|
- изучить нормативно-правовое регулирование контроля и ревизии;
- сформировать понимание сущности, роли, функций, видов и методов финансово-экономического контроля в управлении экономикой;
- осветить задачи, вопросы организации, подготовки планирования и проведения ревизии, основные этапы, последовательность работы;
- выработать навыки документирования результатов ревизии, формулирования выводов и предложений по ее материалам;
- ознакомить с методами и специальными приемами при проведении ревизии на объектах разных организационно – правовых форм предприятий и форм собственности;
- сформировать понимание современного состояния финансово-экономического контроля, основных направлений развития и путей совершенствования контрольно – ревизионной деятельности.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Контроль и ревизия» относится к базовой части 3.1 профессионального цикла (С.3.1.15)
Изучению дисциплины «Контроль и ревизия» предшествуют следующие дисциплины:
- математика;
- информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности;
- экономическая теория;
- экономика организации (предприятия);
- деньги, кредит, банки;
- налоги и налогообложение;
- экономический анализ;
- экономическая безопасность;
- финансы;
- статистика;
- бухгалтерский учет;
- аудит.
Последующими дисциплинами являются:
- практикум по документированию преступлений в сфере экономики;
- бюджетный учет и отчетность;
|
|
- анализ финансовой отчетности.
Знания, умения и компетенции,
необходимые до начала изучения дисциплины:
ЗНАТЬ:
- основные понятия, категории и инструменты экономической теории и прикладных экономических дисциплин;
- структуру исполнительных органов государственной власти;
- основные методы и средства поиска, систематизации, обработки, передачи и защиты информации; состав, функции и конкретные возможности справочных и информационно-поисковых систем;
- нормативно-правовое регулирование деятельности субъектов предпринимательства;
- отличие аудита от других форм контроля, методику, технику и технологию проведения аудиторских проверок, аудиторские доказательства и заключения;
- бюджетную классификацию; стадии, участников бюджетного процесса, принципы финансирования субъектов бюджетных правоотношений; методы расчета бюджетных показателей; порядок исполнения бюджетов получателями бюджетных ассигнований; права и обязанности субъектов бюджетных правоотношений.
УМЕТЬ:
- применять методы математического анализа и экономико-математического моделирования для оптимизации решения профессиональных экономических и управленческих задач;
- проводить финансовые вычисления;
- работать в глобальной и локальной компьютерных сетях;
- самообучаться в современных компьютерных средах;
- организовывать автоматизированное рабочее место;
- анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микро- и макроуровне;
- выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий;
ВЛАДЕТЬ:
- навыками самостоятельного осмысления исторического наследия;
- способностью осуществлять бухгалтерский, финансовый, оперативный, управленческий и статистические учеты хозяйствующих субъектов; применять методики и стандарты ведения бухгалтерского, налогового, бюджетного учетов, формирования и предоставления бухгалтерской, налоговой, бюджетной отчетности;
- навыками поведения в служебном коллективе и общения с гражданами в соответствии с нормами служебного и общего этикета;
- навыками эконометрического исследования эмпирических данных;
- навыками компьютерной обработки служебной документации, статистической информации и деловой графики; работы с информационно-поисковыми и информационно-справочными системами и базами данных, используемыми в профессиональной деятельности;
- методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных эконометрических моделей;
- способностью подготавливать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;
- навыками и правилами расчета основных экономических параметров деятельности предприятия, организации, учреждения; методами оценки эффективности работы предприятия, организации, учреждения.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
способностью действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, руководствуясь принципами законности и патриотизма (ОК-1) – в части способности действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, руководствуясь принципами законности;
способностью соблюдать требования законов и иных нормативных правовых актов, нетерпимо относиться к коррупционному поведению (ОК-6);
способностью к толерантному поведению, к социальному и профессиональному взаимодействию с учетом этнокультурных и конфессиональных различий, к работе в коллективе, кооперации с коллегами, к предупреждению и конструктивному разрешению конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности (ОК-7);
|
|
способностью к логическому мышлению, анализу, систематизации, обобщению, критическому осмыслению информации, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения (ОК-9);
способностью осуществлять письменную и устную коммуникацию на русском языке, логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-13);
способностью работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации, применять в профессиональной деятельности, автоматизированные информационные системы, используемые в экономике, автоматизированные рабочие места, проводить информационно-поисковую работу с последующим использованием данных при решении профессиональных задач (ОК-16).
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
в контрольно-ревизионной деятельности:
- способностью организовывать и проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов (ПК-25);
- способностью применять методы осуществления контроля финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов (ПК-26);
- способностью оценивать эффективность формирования и использования государственных и муниципальных финансовых ресурсов, выявлять (кроме пресекать) нарушения в сфере государственных и муниципальных финансов (ПК-27);
- способностью оценивать эффективность систем внутреннего контроля и аудита (ПК-28);
- способностью анализировать показатели финансовой и хозяйственной деятельности государственных органов, организаций и учреждений различных форм собственности (ПК-29);
- способностью анализировать результаты контроля, исследовать и обобщать причины и последствия выявленных отклонений, нарушений и недостатков и готовить предложения, направленные на их устранение
(ПК-30).
|
|
В результате изучения дисциплины курсант (слушатель) должен:
Знать:
- основные понятия, категории и инструменты экономической теории и прикладных экономических дисциплин (ОК-1);
- нормативно-правовое регулирование деятельности субъектов предпринимательства; производственно-хозяйственная и финансово-экономическая деятельности хозяйствующих субъектов; особенности отдельных направлений их организационно-экономической деятельности; источники и порядок получения информации о субъектах предпринимательства (ОК – 16);
- систему нормативного регулирования контрольно-ревизионной деятельности, права и обязанности ревизоров (инспекторов) (ОК - 1), требования к служебному поведению государственных гражданских служащих (ОК – 6);
- способы социального и профессионального взаимодействия с учетом этнокультурных и конфессиональных различий, кооперации с коллегами, предупреждения и конструктивного разрешения конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности (ОК-7);
- источники и порядок получения информации о субъектах контроля (ОК-16).
Уметь:
- выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий (ОК – 16);
- анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную учетную и отчетную информацию экономических субъектов с целью оценки эффективности их функционирования и принятия управленческих решений (ОК – 6, ОК - 9);
- оценивать состояние защитных функций системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля хозяйствующих субъектов в целях предупреждения и прогнозирования возможных противоправных деяний (ОК – 1, ОК – 6, ОК –16);
- осуществлять анализ и диагностику финансового состояния и результатов деятельности хозяйствующего субъекта; оценивать эффективность его работы, в том числе его структурных подразделений и работников; (ОК 9, ОК –16);
- осуществлять подготовку и планирование проведения ревизии; обобщать и систематизировать материалы ревизии; делать выводы и предложения по материалам ревизии; составлять акт ревизии (ОК -13);
- анализировать результаты контроля, исследовать и обобщать причины и последствия выявленных отклонений, нарушений и недостатков и готовить предложения, направленные на их устранение
(ПК-30);
- анализировать показатели финансовой и хозяйственной деятельности государственных органов, организаций и учреждений различных форм собственности (ПК-29).
Владеть:
- навыками организации и проведения проверок финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов (ПК-25);
- навыками применения методов осуществления контроля финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов (ПК-26);
- навыками оценки эффективности формирования и использования государственных и муниципальных финансовых ресурсов, выявления нарушений в сфере государственных и муниципальных финансов (ПК-27);
- навыками оценки эффективности систем внутреннего контроля и аудита (ПК-28);
- правилами и методикой анализа учетно-отчетной документации, проверки достоверности содержащейся в ней информации с целью контроля за соблюдением законодательства, утвержденных норм, нормативов и смет. (ОК – 6, ОК – 9).