Вопрос 6 органы управления в процедуре банкротства. Правовое положение антикризисного управляющего

Основной Орган государственного управления по делам об экономической несостоятельности (банкротстве) – это Департамент по санации и банкротству при Министерстве экономики. Его полномочия предусмотрены ст. 14 Закона 415-З.

СПРАВОЧНО:

кроме данного Департамента по санации и банкротству, при Мин.Экономики действуют следующие Департаменты:

=Департамент по Предпринимательству

=Департамент ценовой политики.

Таким образом, в Министерстве экономики РБ действуют 3 департамента.

Сайт: http://www.economy.gov.by

Компетенция (полномочия) орган государственного управления по делам об экономической несостоятельности (банкротстве)

(Департамента по санации и банкротству при Министерстве экономики):

1. проводит государственную политику по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства),

2. обеспечивает условия для реализации процедур экономической несостоятельности (банкротства);

3. принимает участие в организации системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров для обеспечения процедур экономической несостоятельности (банкротства);

4. согласовывает разработанные в установленном порядке программы подготовки, повышения квалификации и переподготовки управляющих;

5. устанавливает порядок определения наличия (отсутствия) признаков ложной экономической несостоятельности (банкротства), преднамеренной экономической несостоятельности (банкротства), сокрытия экономической несостоятельности (банкротства) или препятствования возмещению убытков кредитору, а также подготовки экспертных заключений по этим вопросам;

6. устанавливает профессионально-квалификационные требования, предъявляемые к управляющим;

7. проводит в установленном порядке аттестацию физических лиц на их соответствие профессионально-квалификационным требованиям, предъявляемым к управляющему, используя при определении их профессиональной пригодности результаты психофизиологического тестирования (то есть если Вы захотите стать временным (антикризисным управляющим, кроме установленных законом требований, Вам необходимо будет сдать экзамен в Департаменте по санации и банкротству);

8. осуществляет контроль за соблюдением управляющими требований законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве) непосредственно либо через образуемые им территориальные органы;

9. ведет учет и проводит анализ платежеспособности государственных организаций;

10. представляет в хозяйственный суд предварительное заключение о платежеспособности должников - государственных организаций или в иных случаях на основании запроса хозяйственного суда;

11. осуществляет мониторинг деятельности управляющих, в том числе ежемесячно анализирует и обобщает информацию, представляемую управляющими;

12. представляет по запросам государственных органов заключения по кандидатурам управляющих, назначаемых в отношении градообразующих или приравненных к ним организаций, государственных организаций, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих государственные и (или) международные заказы;

13. вправе подавать в хозяйственный суд в защиту государственных интересов заявления об экономической несостоятельности (банкротстве) градообразующих или приравненных к ним организаций, государственных организаций;

14. вправе заявлять в хозяйственный суд ходатайства о приостановлении на срок, установленный абзацем четвертым части третьей статьи 121 Закона 415-З, реализации имущества, части имущества должников - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих государственные и (или) международные заказы, для выработки предложений о восстановлении платежеспособности этих должников;

15. принимает (издает) нормативные правовые акты в пределах своей компетенции;

16. осуществляет иные функции, предоставленные ему Законом 415-З и иными актами законодательства.

Государственные органы, иные юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны по запросу органа государственного управления по делам об экономической несостоятельности (банкротстве) безвозмездно представлять документы и иную информацию, необходимые для осуществления этим органом его функций, предусмотренных настоящим Законом и иными актами законодательства, с учетом требований законодательных актов, определяющих порядок и условия представления документов и иной информации.

При государственных органах создаются и действуют комиссии по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства)

Правовое положение вышеуказанных комиссий закреплено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь "Об утверждении Типового положения о комиссии по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства)" от 04.02.2004 N 126 (в ред. от 27.06.2009).

Комиссии создаются при:

1. Национальном банке,

2. Управлении делами Президента Республики Беларусь,

3. других государственных органах и иных государственных организациях, подчиненных Президенту Республики Беларусь (за исключением Администрации Президента Республики Беларусь, Государственного секретариата Совета Безопасности Республики Беларусь и Службы безопасности Президента Республики Беларусь),

4. Национальной академии наук Беларуси,

5. республиканских органах государственного управления и иных государственных организациях, подчиненных Правительству Республики Беларусь,

6. местных исполнительных и распорядительных органах,

7. государственных объединениях.

Численность комиссии, как правило, не должна быть менее 7 человек.

Финансирование обеспечения деятельности комиссии осуществляется в пределах средств, предусмотренных на содержание тех государственных органов, на базе которых они созданы.

Комиссии создаются в целях:

1. разработки и внесения в государственный орган предложений о принятии мер по досудебному оздоровлению;

2. подбора, организации подготовки (наряду с Департаментом по санации и банкротству Мин.Экономики РБ), а также аккредитации лиц на осуществление деятельности управляющего в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) в случае, предусмотренном частью седьмой статьи 62 Закона 415-З;

3. подготовки предложений по проектам мировых соглашений, планов завершения досудебного оздоровления в защитном периоде или планов санации и планов ликвидации должников - юридических лиц, прекращения деятельности должников - индивидуальных предпринимателей;

4. проведения анализа эффективности досудебного оздоровления, выполнения планов санации и планов ликвидации юридических лиц, прекращения деятельности индивидуальных предпринимателей и подготовки предложений по результатам проведения этого анализа.

Состав комиссии:

1. представители государственных органов,

2. представители органа государственного управления по делам об экономической несостоятельности (банкротстве) - Департамента по санации и банкротству Мин.Экономики РБ,

3. представители иных организаций, имеющие высшее преимущественно юридическое и (или) экономическое образование.

4. собственник имущества унитарного предприятия, учредители (участники) юридических лиц либо их представители, индивидуальные предприниматели, в отношении которых принято решение о проведении досудебного оздоровления - на период принятия мер по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства).

Членами комиссии не могут быть лица, имеющие судимость.

Кандидатуры, представленные к включению в состав комиссии, подлежат обязательной проверке правоохранительными и другими органами в соответствии с законодательством.

Одной из основных фигур в процедуре банкротства – является управляющий.

временный (антикризисный) управляющий - индивидуальный предприниматель, юридическое или физическое лицо (гражданин Республики Беларусь либо иностранный гражданин, лицо без гражданства, имеющие вид на жительство в Республике Беларусь), назначаемые хозяйственным судом для осуществления своих полномочий в процедурах экономической несостоятельности (банкротства)

!!ВАЖНО: временный управляющий - в защитном периоде,

антикризисный управляющий - в конкурсном производстве) (в лекции мы используем - управляющий).

Требования к лицам, имеющим право на осуществление деятельности управляющего

Управляющим может быть физическое лицо, имеющее высшее преимущественно экономическое или юридическое образование, необходимый опыт хозяйственной (предпринимательской) деятельности, не имеющее судимости, аттестованное на соответствие профессионально-квалификационным требованиям, предъявляемым к управляющему в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), и получившее аттестат управляющего.

Управляющим может быть также юридическое лицо. К руководителю управляющего - юридического лица как к лицу, обладающему персональной ответственностью, предъявляются требования, установленные Законом 415-З к управляющему - физическому лицу.

Лицам, прошедшим аттестацию на соответствие профессионально-квалификационным требованиям, предъявляемым к управляющему в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), выдается аттестат управляющего категории "A", "B" или "C". (не путать с водительским удостоверением J)

Аттестат категории "A" дает право на назначение управляющим в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) должника, имеющего численность работников до 100 человек.

Аттестат категории "B" дает право на назначение управляющим в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) должника, имеющего численность работников до 1000 человек.

Аттестат категории "C" дает право на назначение управляющим в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) должника без ограничения численности работников.

Управляющий, назначаемый в отношении градообразующей или приравненной к ней организации, государственной организации, а также юридического лица или индивидуального предпринимателя, имеющих государственные и (или) международные заказы, осуществляет деятельность на основании аккредитации.

Работники органа государственного управления по делам об экономической несостоятельности (банкротстве), судьи хозяйственных судов и работники аппаратов хозяйственных судов не вправе осуществлять деятельность управляющего.

При анализе Закона 415-З управляющих условно можно разделить на две категории:

1. Государственные управляющие - управляющие, кандидатуры которых предлагаются государственными органами хозяйственному суду в отношении градообразующих или приравненных к ним организаций, государственных организаций, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих государственные и (или) международные заказы.

2. Коммерческие управляющие - управляющие, специализирующиеся по управлению субъектами хозяйствования негосударственной формы собственности.

При анализе ст. 66, 76, 77 Закона 415-З целесообразно выделить след ующие функции антикризисного управляющего.

1. Управленческая. Безусловно, это основная его функция. Она заключается в непосредственном управлении антикризисным управляющим предприятием, находящимся в процессе экономической несостоятельности либо банкротства.

2. Стабилизирующая функция. Согласно ч. 2 ст. 66 Закона 415-З среди задач управляющего определяются такие, как:

а) восстановление платежеспособности должника;

б) урегулирование взаимоотношений должника и кредиторов;

в) максимально возможное удовлетворение требований кредиторов в соответствии с установленной очередностью.

Управляющий, прежде всего, выполняет именно стабилизирующую функцию, поскольку главной целью его назначения является восстановление нормальной деятельности субъекта хозяйствования, выведение его из состояния полной неплатежеспособности, налаживание прежнего (до кризиса) уровня производства.

3. Защитная функция. На основе анализа ст. 77 Закона 415-З данная функция управляющего выражается в следующих его обязанностях, а именно:

а) обеспечение максимально возможной защиты прав и законных интересов должника и коллектива работников должника, а также кредиторов и иных лиц;

б) обеспечение сохранности имущества должника и принятие мер по его защите;

в) истребование имущества должника, вышедшее из его законного владения;

г) оспаривание требований кредиторов;

д) принятие мер, направленных на заключение мирового соглашения, проведение процедуры санации или ликвидационного производства;

е) предъявление в хозяйственный суд требований о признании сделок недействительными, о применении последствий их недействительности, а также подаче исков о привлечении к субсидиарной ответственности руководителя должника - юридического лица и (или) иных виновных в экономической несостоятельности (банкротстве) должника лиц;

ж) передаче на хранение документов должника, установленных законодательством.

Для наиболее эффективного осуществления защитной функции управляющему необходимо действовать добросовестно, с должной предусмотрительностью, в интересах субъекта хозяйствования, относиться к вверенному ему имуществу как своему собственному. Однако на практике существуют некоторые проблемы в деятельности управляющих. Так, Э.М.Багдасаров (судья хозяйственного суда Витебской области) на конкретном примере показывает возможное недобросовестное исполнение управляющим защитной функции, как то:

- управляющий практически самоустранился от работы и более чем за год посетил предприятие всего несколько раз, в заседаниях суда участия не принимал;

- первому собранию кредиторов управляющим был представлен план санации РУП "С", который трудно назвать иначе, чем сугубо формальным документом: анализ финансового состояния и платежеспособности должника, а также план санации были подготовлены недостаточно профессионально, весьма поверхностно были рассмотрены возможности восстановления платежеспособности должника, а также меры, которые должны быть для этого предприняты. В плане были представлены, скорее, пожелания, не подкрепленные расчетами, без привязки к конкретным срокам и способам их реализации;

- в процессе своей деятельности управляющим заключались договоры, повлекшие убытки. В результате за время его работы кредиторская задолженность предприятия увеличилась более чем на 800 млн.руб., а убытки от хозяйственной деятельности составили около 650 млн.руб.;

- несвоевременно уведомлены работники о предстоящем увольнении; с опозданием на два месяца издан приказ о расторжении трудовых договоров, что повлекло за собой необходимость начисления оплаты за вынужденный простой и увеличение суммы задолженности кредиторам второй очереди на 30 млн.руб. При издании приказов не соблюдались требования трудового законодательства, что вызывало обоснованные жалобы работников. Эти нарушения были устранены только после вмешательства суда;

- антикризисным управляющим не были соблюдены требования об очередности удовлетворения требований кредиторов, в реестр кредиторов не включены требования части лиц, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью. Это повлекло невозможность удовлетворения даже внеочередных долгов, возникших в период конкурсного производства. Эти, а также другие выявленные нарушения могут повлечь по представлению лицензионной комиссии Департамента по санации и банкротству Министерства экономики Республики Беларусь определением хозяйственного суда дисквалификацию управляющего, исчисляемую в несколько лет

К сожалению, на практике подобные ситуации не редкость.

4. Представительская функция. Данная функция выражается главным образом в том, что управляющий выступает от имени предприятия-должника в суде, заключает сделки в его интересах. Так, согласно ст. 76 Закона 415-З управляющий: ходатайствует перед хозяйственным судом о представлении и (или) истребовании у организаций необходимых документов, заключений и иных сведений, относящихся к хозяйственной (экономической) деятельности должника, а также знакомится с такими материалами в месте их нахождения; о привлечении экспертов для проведения экспертизы финансового состояния и платежеспособности должника; о вызове в хозяйственный суд лиц для дачи необходимых разъяснений; предъявляет от имени должника иски, а также подает заявления в общий и хозяйственный суды или иные органы, разрешающие споры в отношении должника; совершает сделки с имуществом должника; обращается в хозяйственный суд при наличии разногласий с кредиторами; заявляет отказ от исполнения обязательств должника; продолжает выполнять условия трудовых договоров (контрактов), заключенных с работниками должника, и коллективного договора должника, заключает, продлевает их; привлекает на основании гражданско-правовых договоров для выполнения задач, связанных с производством по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), бухгалтера, исполнителя оценки, аудитора, иных необходимых лиц.

5. Контрольная функция. На основании анализа ст. 76 и 77 Закона 415-З к данной функции можно отнести такие права и обязанности управляющего, как:

а) входить в служебные и производственные помещения должника и производить в них осмотр;

б) производить опись (инвентаризацию), внутреннюю оценку имущества должника и (или) обеспечивать проведение независимой оценки имущества должника и установление его долгов;

в) проводить анализ хозяйственной (экономической) деятельности, анализ финансового состояния и платежеспособности должника;

г) принимать предусмотренные законодательством меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, в том числе находящегося у третьих лиц, а также по установлению места работы и иных источников доходов должника - индивидуального предпринимателя;

д) определять наличие признаков ложной экономической несостоятельности (банкротства), преднамеренной экономической несостоятельности (банкротства), сокрытия экономической несостоятельности (банкротства) или препятствования возмещению убытков кредитору (кредиторам) и представлять сведения об их наличии в хозяйственный суд, органы прокуратуры, иные правоохранительные и контролирующие (надзорные) органы в соответствии с их компетенцией.

Управляющему, выплачивается вознаграждение, размер и порядок выплаты которого устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь (Постановление Совета Министров Республики Беларусь "Об утверждении Положения о размере и порядке выплаты заработной платы временным (антикризисным) управляющим, осуществляющим деятельность на основании контракта" от 26.01.2013 N 60).

При восстановлении платежеспособности должника, подтвержденной хозяйственным судом, временному (антикризисному) управляющему (по решению хозяйственного суда) может быть выплачена премия в размередо 100 базовых величин за счет средств должника, находившегося в процедуре санации (Указ Президента Республики Беларусь от 12.11.2003 N 508 "О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)" (в ред. от 06.04.2009))

За свою деятельность управляющий несет ответственность. В настоящее время ответственность управляющего подлежит обязательному страхованию (Глава 18 Указа Президента Республики Беларусь "О страховой деятельности" от 25.08.2006 N 530 (вред. от 08.01.2013)). Возмещение ущерба, причиненного кредиторам или должнику по вине управляющего, застраховавшего свою ответственность в порядке обязательного страхования, производится страховой организацией в пределах страховой суммы, установленной по договору обязательного страхования гражданской ответственности временных (антикризисных) управляющих.

Лицо, назначенное управляющим, не вправе одновременно осуществлять права и обязанности управляющего и (или) представителя (лица, входящего в состав) временной администрации более чем в 1 производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), за исключением производств по делам об экономической несостоятельности (банкротстве) отсутствующих должников, индивидуальных предпринимателей, а также должников, в отношении которых в установленном порядке принято решение о ликвидации (прекращении деятельности).

Контроль за соблюдением управляющими требований законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве) осуществляет Департамент по санации и банкротству Мин.экономики РБ.

УСПЕХОВ, МОИ ХОРОШИЕ СТУДЕНТЫ!!! J


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: