Тема 8. Контроль как функция менеджмента

Контроль – процесс обеспечения достижения предприятиями своих целей. Благодаря контролю, предприятия имеют возможность устранять помехи на пути выполнения плановых заданий. Таким образом, контроль можно определить как процесс, при помощи которого предприятия обеспечивают достижения своих целей.

Контроль позволяет определить, какая деятельность на пути достижения цели была более эффективной. Обеспечивается единство решений и выполнение поставленных задач. Способствует укреплению дисциплины, соблюдению законности.

Смысл контроля – создание гарантий, повышение эффективности управления, выполнение плана.

Объект контроля – предприятия, организации. Предметы – процессы, происходящие в организации и в ее элементах.

Функции контроля:

1. контролирует производственный процесс нормы распределения материальных, финансовых ресурсов;

2. технический и технологический контроль;

3. контроль качества готовой продукции и т.д.

Инструменты контроля:

1. наблюдение;

2. проверка всех сторон деятельности;

3. учет (сбор, регистрация и обобщение всей информации, необходимой руководству для принятия управленческих решений) и анализ.

Виды контроля:

1. предварительный контроль – осуществляется до фактического начала работы, контроль всех видов ресурсов. Цель – обеспечение необходимых условий для бесперебойной работы предприятия. Планирование и создание организационной структуры позволяют осуществить предварительный контроль. Строгое осуществление правил при выработке правил, четкое написание должностных инструкций, эффективное доведение формулировки целей до подчиненных используется по отношению к:

а. человеческим ресурсам (анализ профессиональных знаний, необходимых для выполнения должностных обязанностей);

б. финансовым ресурсам (составление бюджета);

в. материальным ресурсам (вырабатываются стандарты допустимого качества).

2. текущий контроль – осуществляется в ходе выполнения работы, основанной на результатах, полученных для контроля; во время текущего контроля аппарату управления необходима обратная связь;

3. заключительный контроль – осуществляется после выполнения работы, контроль итогов. Цель – формирование мотивационных вознаграждений, корректировка поведения руководителя, формирование плана на будущее на основе анализа полученных результатов.

Классификационные признаки контроля:

1. на стадии производственного процесса (операционный контроль, транспортировка, хранение, контроль качества готовой продукции);

2. в зависимости от субъекта контроля (самоконтроль, инспекционный контроль, межгосударственный контроль, контроль менеджера);

3. по степени охвата объекта контроля (сплошной и выборочный);

4. по режиму контроля (усиленный, нормальный);

5. по степени механизации (ручной, механический, автоматизированный, автоматический);

6. по способу получения и обработки информации (регистрационный, статистический, расчетно-аналитический);

7. по периодичности выполнения (непрерывный, периодический);

8. по времени (предварительный, текущий, заключительный).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: