Принципы бюджетного процесса:
- полноты отражения доходов расходов и источников финансирования бюджетного дефицита
- сбалансированности бюджета
- результативность и эффективности использования бюджетных средств
- общего покрытия расходов бюджета
- прозрачности (открытость)
- достоверности бюджетов
- адресности и целевого характера использования бюджетных средств
- подведомственности расходов
- единство бюджетной системы
- разграничение доходов, расходов, и источников финансирования местных бюджетов
- единство касс
5. Характеристика основных стадий бюджетного процесса.
Бюджетный процесс, характеристика его стадий
Бюджетный процесс – регламентированная законом деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов, организации государственного и муниципального финансового контроля.
Бюджетный процесс строится в соответствии с действующим законодательством РФ, в частности Бюджетным кодексом РФ, законодательными и другими нормативными актами субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Участники бюджетного процесса делятся на группы:
v Органы, обладающие бюджетными полномочиями (все они имеют право законодательной инициативы):
Ø Президент РФ,
Ø Органы законодательной (представительной) и исполнительной власти,
Ø ЦБ РФ,
Ø Счетная палата РФ и контрольно - счетные палаты субъектов РФ,
Ø Органы управления государственными внебюджетными фондами,
Ø Главные распорядители бюджетных средств.
v Органы, не обладающие бюджетными полномочиями:
Ø Все бюджетополучатели,
Ø Кредитные организации, осуществляющие операции со средствами бюджетов разных уровней и внебюджетных фондов.
Составление и исполнение бюджета является функцией исполнительных органов. Рассмотрение, утверждение и контроль исполнения бюджета – функция законодательных органов.
Характеристика этапов бюджетного процесса.
Первый этап. Составление проекта бюджета.
Для составления проектов бюджетов разрабатываются прогнозы социально - экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, а также сводных финансовых балансов РФ, субъектов РФ. Прогноз развития содержит объем ВВП, промышленного производства, товарооборота, следовательно, с его помощью можно планировать поступление доходов. Также закладываются объемы экспорта для государственных нужд, капитальные вложения для развития производства, следовательно, можно определять расходы бюджета.
Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов с учетом норматива финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг. Это новый момент для РФ, необходимость этого зафиксирована в Кодексе. По Конституции за каждым органом власти закреплены определенные полномочия, права гражданина на образование, медицинское обслуживание и др. Раньше существовали нормативы: скажем, на питание детей в дошкольных учреждениях. Все уровни бюджетной системы самостоятельны. Как обеспечить единый по стране уровень социального обеспечения при различных доходах бюджетов. Разрабатываются нормативы.
Бюджетная политика РФ и основные направления составления проекта бюджета на очередной финансовый год определяется посланием о бюджетной политике Президента РФ. Работа по составлению проекта бюджета начинается не позже, чем за 9 месяцев до начала планируемого года (составляется не только годовой, но и трехлетний бюджет).
Используется следующая информация:
- налоговое законодательство, действующее на момент начала разработки проекта бюджета,
- нормативы отчислений от собственных и регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы,
- предполагаемые объемы финансовой помощи,
- виды и объемы расходов, передаваемые с одного уровня бюджетной системы на другой, а также финансово - бюджетные нормы и нормативы.
Проект бюджета составляется финансовым органом. Параллельно составляется проект закона о бюджете на очередной финансовый год. В проекте закона о бюджете содержатся основные характеристики бюджета, то есть:
- общий объем расходов и доходов,
- размер бюджетного дефицита,
- прогнозируемые доходы бюджета по подразделениям бюджетной классификации,
- нормативы отчисления от собственных доходов бюджета, передаваемые бюджетам других уровней,
- нормативы централизации доходов бюджетов других уровней,
- общий объем капитальных и текущих расходов бюджета,
- разбивка расходов по подразделениям бюджетной классификации, а также в разрезе главных распорядителей бюджетных средств (министерств и ведомств),
- расходы и доходы целевых бюджетных фондов,
- объемы финансовой помощи бюджетам других уровней,
- определяются основные характеристики государственного и муниципального долга, государственных и муниципальных заимствований.
Одновременно с проектом бюджета составляются:
- прогноз консолидированного бюджета на очередной финансовый год,
- инвестиционная программа,
- план развития государственного или муниципального сектора экономики,
- программы заимствований – государственных (внешних и внутренних), муниципальных (внешних и внутренних),
- программы предоставления государственных или муниципальных гарантий.
Если какой - либо из этих документов не будет представлен вместе с проектом бюджета, то законодательный орган имеет право отклонить рассмотрение проекта бюджета.
Второй этап. Рассмотрение проекта бюджета исполнительным органом.
Осуществляется с 15 июля по 15 августа года, предшествующего планируемому. Федеральный бюджет сначала рассматривается на Президиуме Правительства РФ, куда входят 3 представителя регионов. Там решаются вопросы о нормативах, финансовой помощи регионам. После одобрения он выносится на заседание Правительства РФ с приглашением руководителей организаций, имеющих статус правительственных учреждений. В результате рассмотрения принимается решение об одобрении проекта бюджета, проекта закона бюджета и других пояснительных документов. Передача документов в законодательный орган происходит не позднее 15 августа года, предшествующего планируемому.
Третий этап. Рассмотрение и утверждение бюджета законодательным (представительным) органом.
Порядок определяется:
- для федерального бюджета – Бюджетным кодексом,
- для региональных и местных бюджетов – законодательными нормативами актами, принимаемыми субъектами РФ и органами местного самоуправления (в г. Москве – Закон о бюджетном процессе).
Внутри порядок рассмотрения определяется регламентом соответствующего законодательного органа.
Согласительные комиссии. Расходы капитального характера часто являются предметом разногласий. Руководители департамента отраслевого финансирования Минфина договариваются с руководителями различных министерств и департаментов. Определенная сумма при рассмотрении бюджета резервируется, а потом распределяется между недовольными сторонами. В случае неустранимых разногласий деньги распределяет Минфин. Между депутатскими группами тоже есть разногласия. Защищены только статьи расходов по финансированию органов управления, правоохранительных органов, обороны.
Рассмотрение бюджета в парламенте.
В Госдуме сначала проект бюджета с формальной точки зрения смотрит бюджетный комитет: наличие всех документов, правильность заполнения. Копии отправляются в профильные комитеты (по обороне, культуре, образованию и др.), Совет Федерации. Начинается рассмотрение:
- I чтение. Определяются основные параметры:
- общий объем доходов с разбивкой по видам;
- общий объем расходов;
- бюджетный дефицит и источники его покрытия;
- лимит роста внешних и внутренних займов в течение года.
Могут быть отклонения:
- образование согласительной комиссии с Правительством,
- возвращение проекта бюджета Правительству на доработку,
- объявление недоверия Правительству в связи с качеством предоставленного бюджета.
- II чтение. Определение расходов в разрезе функциональной классификации.
- III чтение. Определение расходов в разрезе ведомств и целевых государственных программ. Окончательно решается вопрос о поправках.
- IV чтение. Формальное голосование за бюджет целиком.
После одобрения Госдумой бюджет проходит 1 чтение в Совете Федерации. Если он не принимает бюджет, то создается согласительная комиссия с депутатами Думы. Если они не приходят к компромиссу, то Дума при повторном голосовании 2/3 голосов может преодолеть неодобрение Совета Федерации. Дальше происходит подписание бюджета Президентом, опубликование и вступление его в силу. Если Президент не подписывает, то между ни м Советом Федерации создается согласительная комиссия и происходит процедура, описанная выше (как и между Советом Федерации и Госдумой).