Бюджетному процессу свойственны принципы его осуществления

Принципы бюджетного процесса:

- полноты отражения доходов расходов и источников финансирования бюджетного дефицита

- сбалансированности бюджета

- результативность и эффективности использования бюджетных средств

- общего покрытия расходов бюджета

- прозрачности (открытость)

- достоверности бюджетов

- адресности и целевого характера использования бюджетных средств

- подведомственности расходов

- единство бюджетной системы

- разграничение доходов, расходов, и источников финансирования местных бюджетов

- единство касс


5. Характеристика основных стадий бюджетного процесса.

Бюджетный процесс, характеристика его стадий

Бюджетный процесс – регламентированная законом деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов, организации государственного и муниципального финансового контроля.

Бюджетный процесс строится в соответствии с действующим законодательством РФ, в частности Бюджетным кодексом РФ, законодательными и другими нормативными актами субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Участники бюджетного процесса делятся на группы:

v Органы, обладающие бюджетными полномочиями (все они имеют право законодательной инициативы):

Ø Президент РФ,

Ø Органы законодательной (представительной) и исполнительной власти,

Ø ЦБ РФ,

Ø Счетная палата РФ и контрольно - счетные палаты субъектов РФ,

Ø Органы управления государственными внебюджетными фондами,

Ø Главные распорядители бюджетных средств.

v Органы, не обладающие бюджетными полномочиями:

Ø Все бюджетополучатели,

Ø Кредитные организации, осуществляющие операции со средствами бюджетов разных уровней и внебюджетных фондов.

Составление и исполнение бюджета является функцией исполнительных органов. Рассмотрение, утверждение и контроль исполнения бюджета – функция законодательных органов.

Характеристика этапов бюджетного процесса.

Первый этап. Составление проекта бюджета.

Для составления проектов бюджетов разрабатываются прогнозы социально - экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, а также сводных финансовых балансов РФ, субъектов РФ. Прогноз развития содержит объем ВВП, промышленного производства, товарооборота, следовательно, с его помощью можно планировать поступление доходов. Также закладываются объемы экспорта для государственных нужд, капитальные вложения для развития производства, следовательно, можно определять расходы бюджета.

Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов с учетом норматива финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг. Это новый момент для РФ, необходимость этого зафиксирована в Кодексе. По Конституции за каждым органом власти закреплены определенные полномочия, права гражданина на образование, медицинское обслуживание и др. Раньше существовали нормативы: скажем, на питание детей в дошкольных учреждениях. Все уровни бюджетной системы самостоятельны. Как обеспечить единый по стране уровень социального обеспечения при различных доходах бюджетов. Разрабатываются нормативы.

Бюджетная политика РФ и основные направления составления проекта бюджета на очередной финансовый год определяется посланием о бюджетной политике Президента РФ. Работа по составлению проекта бюджета начинается не позже, чем за 9 месяцев до начала планируемого года (составляется не только годовой, но и трехлетний бюджет).

Используется следующая информация:

- налоговое законодательство, действующее на момент начала разработки проекта бюджета,

- нормативы отчислений от собственных и регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы,

- предполагаемые объемы финансовой помощи,

- виды и объемы расходов, передаваемые с одного уровня бюджетной системы на другой, а также финансово - бюджетные нормы и нормативы.

Проект бюджета составляется финансовым органом. Параллельно составляется проект закона о бюджете на очередной финансовый год. В проекте закона о бюджете содержатся основные характеристики бюджета, то есть:

- общий объем расходов и доходов,

- размер бюджетного дефицита,

- прогнозируемые доходы бюджета по подразделениям бюджетной классификации,

- нормативы отчисления от собственных доходов бюджета, передаваемые бюджетам других уровней,

- нормативы централизации доходов бюджетов других уровней,

- общий объем капитальных и текущих расходов бюджета,

- разбивка расходов по подразделениям бюджетной классификации, а также в разрезе главных распорядителей бюджетных средств (министерств и ведомств),

- расходы и доходы целевых бюджетных фондов,

- объемы финансовой помощи бюджетам других уровней,

- определяются основные характеристики государственного и муниципального долга, государственных и муниципальных заимствований.

Одновременно с проектом бюджета составляются:

- прогноз консолидированного бюджета на очередной финансовый год,

- инвестиционная программа,

- план развития государственного или муниципального сектора экономики,

- программы заимствований – государственных (внешних и внутренних), муниципальных (внешних и внутренних),

- программы предоставления государственных или муниципальных гарантий.

Если какой - либо из этих документов не будет представлен вместе с проектом бюджета, то законодательный орган имеет право отклонить рассмотрение проекта бюджета.

Второй этап. Рассмотрение проекта бюджета исполнительным органом.

Осуществляется с 15 июля по 15 августа года, предшествующего планируемому. Федеральный бюджет сначала рассматривается на Президиуме Правительства РФ, куда входят 3 представителя регионов. Там решаются вопросы о нормативах, финансовой помощи регионам. После одобрения он выносится на заседание Правительства РФ с приглашением руководителей организаций, имеющих статус правительственных учреждений. В результате рассмотрения принимается решение об одобрении проекта бюджета, проекта закона бюджета и других пояснительных документов. Передача документов в законодательный орган происходит не позднее 15 августа года, предшествующего планируемому.

Третий этап. Рассмотрение и утверждение бюджета законодательным (представительным) органом.

Порядок определяется:

- для федерального бюджета – Бюджетным кодексом,

- для региональных и местных бюджетов – законодательными нормативами актами, принимаемыми субъектами РФ и органами местного самоуправления (в г. Москве – Закон о бюджетном процессе).

Внутри порядок рассмотрения определяется регламентом соответствующего законодательного органа.

Согласительные комиссии. Расходы капитального характера часто являются предметом разногласий. Руководители департамента отраслевого финансирования Минфина договариваются с руководителями различных министерств и департаментов. Определенная сумма при рассмотрении бюджета резервируется, а потом распределяется между недовольными сторонами. В случае неустранимых разногласий деньги распределяет Минфин. Между депутатскими группами тоже есть разногласия. Защищены только статьи расходов по финансированию органов управления, правоохранительных органов, обороны.

Рассмотрение бюджета в парламенте.

В Госдуме сначала проект бюджета с формальной точки зрения смотрит бюджетный комитет: наличие всех документов, правильность заполнения. Копии отправляются в профильные комитеты (по обороне, культуре, образованию и др.), Совет Федерации. Начинается рассмотрение:

- I чтение. Определяются основные параметры:

- общий объем доходов с разбивкой по видам;

- общий объем расходов;

- бюджетный дефицит и источники его покрытия;

- лимит роста внешних и внутренних займов в течение года.

Могут быть отклонения:

- образование согласительной комиссии с Правительством,

- возвращение проекта бюджета Правительству на доработку,

- объявление недоверия Правительству в связи с качеством предоставленного бюджета.

- II чтение. Определение расходов в разрезе функциональной классификации.

- III чтение. Определение расходов в разрезе ведомств и целевых государственных программ. Окончательно решается вопрос о поправках.

- IV чтение. Формальное голосование за бюджет целиком.

После одобрения Госдумой бюджет проходит 1 чтение в Совете Федерации. Если он не принимает бюджет, то создается согласительная комиссия с депутатами Думы. Если они не приходят к компромиссу, то Дума при повторном голосовании 2/3 голосов может преодолеть неодобрение Совета Федерации. Дальше происходит подписание бюджета Президентом, опубликование и вступление его в силу. Если Президент не подписывает, то между ни м Советом Федерации создается согласительная комиссия и происходит процедура, описанная выше (как и между Советом Федерации и Госдумой).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: