Глава 1 Маюров А.Н., Маюров Я.А

ТАБАК И АЛКОГОЛЬ – ПЕРВЫЕ ШАГИ В ПРОПАСТЬ

УРОКИ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ

Ростов-на-Дону

2013
ББК

Одобрено Федеральным агентством по образованию Министерства образования и науки РФ

Рецензенты: И.В. Бестужев-Лада, академик РАО;

Д.В. Колесов, академик РАО;

Т.И. Ермакова, канд. педагогических наук, директор Нижегородской гимназии № 2.

Маюров А.Н., Маюров Я.А.

Уроки культуры здоровья. Табак и алкоголь – первые шаги в пропасть. Учебное пособие для ученика и учителя. 10 класс. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. - 154с.

ISBN

Учебное пособие «Табак и алкоголь – первые шаги в пропасть» продолжает серию «Уроков культуры здоровья», содержащих разработки уроков по культуре трезвости и здоровья для учащихся 10 класса. В нем рассматриваются такие темы, как: «Нормы права и правонарушения»; «Красота природы и человек»; «Твой праздник»; «Иллюзии курильщиков»; «Пассивное курение» и др.

Пособие можно использовать в процессе учебной деятельности, а также во внеклассной работе, для проведения классных часов, факультативных занятий, родительских собраний, летнего оздоровительного отдыха.

ББК

Учебное пособие удостоено педагогической награды России – медали Януша Корчака

© Маюров А.Н., Маюров Я.А., 2013

ISBN

Глава 1

Нормы права и правонарушения*

На этом уроке ты: · знакомишься с понятиями "правонарушение", "просту­пок", "вина"; · размышляешь о причинах правонару­шений; · учишься анализировать свои и чужие поступки с точки зрения правомерного поведения; · осмысливаешь по­нятие "юридическая ответственность"; · сравниваешь фор­мы юридической от­ветственности на примерах древних и современных правовых норм; Основные понятия темы: · правонарушение; · проступок; · преступление; · вина; · юридическая ответственность; · цели наказания; · справедливость.   ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПРАВОНАРУШИТЕЛЬ -человек, способный на правонарушение.   Потенциал - совокупность средств, возможностей, необ­ходимых для чего-либо   УНИКАЛЬНОСТЬ – неповторимость, неодинаковость взглядов, вкусов, поступков.   Свойства характера и качества личности, которые приводят к правонарушениям: · легкомыслие, · самонадеянность, · неуважение к за­кону, · неуважение к другим людям.   ВИНА - это отноше­ние лица к совершае­мому им обществен­но опасному деянию; способность предви­деть, допускать, осо­знавать и желать от­рицательных послед­ствий своих действий.   Это интересно! Случилось это в 1926 г., во время похода скаутов по югу Англии. Воспользовав­шись занятостью наставника, 8-летний Линдон Хоукинс забрался в его палатку и похитил две дольки шоколада. Почти семь десятилетий хранил он тайну о совершенном преступлении. Совершенно случайно Хоукинс узнал, что тот командир отряда скаутов, а ныне 90-летний священник Дэвид Ки, еще жив. Узнав адрес священника, раскаявшийся "граби­тель" отправил ему письмо с чеком на 50 фунтов стерлингов. "Я долгие годы стра­дал от чувства вины за содеянное, - написал Хоукинс. -Примите этот маленький чек в благодарность за про­веденные вместе прекрасные дни и очень вкусный шоколад".   Пометки на полях: Право - это все то, что истинно и справедливо. В. Гюго. Если ты выполнял задание, предлагающее нарисовать дерево "Строение права", то не­зависимо от того, рисовал ли ты это дерево на листе бумаги или представлял его образ в своих мыслях, можешь сделать вывод о том, какое огромное количество норм права можно на нем поместить. А сколько их существует в действительности? Очень мно­го. Вполне закономерен вопрос - неужели человек в состоянии соблюсти такое коли­чество законов и норм? Но мы с тобой признали, что нормы права рождены обществом для обеспечения своей жизнедеятель­ности. Поэтому в большинстве случаев впол­не добровольно люди соблюдают эти нормы. Поведение людей, соответствующее нормам права, называется правомерным. Итак, в основном люди отличаются именно правомерным поведением. Но внутрен­ние причины для этого у каждого разные. Одни соблюдают законы потому, что по­читают их, признают их важность. Другие над этим могут и не очень задумы­ваться, а просто ведут себя "как все". Третьи не нарушают норм права из-за боязни наказания. Впрочем, один и тот же человек в разных жизненных ситуациях может руководствоваться всеми перечисленными доводами. Однако нельзя отрицать того, что нару­шения закона все-таки происходят. Поведение людей, нарушающее нор­мы права, называется правонарушени­ем. Теперь подумаем над тем, почему люди нарушают закон. Видимо, те доводы, кото­рые способствуют правомерному поведению, не всегда срабатывают. Кто-то не признает важность закона. Кто-то не хочет поступать, как все. Кто-то не боится наказания или думает, что никто не узнает о правонаруше­нии. Встречаются люди, для которых харак­терно и первое, и второе, и третье. Они особенно легко идут на нарушение закона. Пробуем разобраться дальше. Почему человек руководствуется данными мотивами, приводящими к правонарушению? Об­рати внимание на то, что характер человека, его поступки зависят и от него самого, и от окружающего общества. Интересно, если бы потенциальный пра­вонарушитель перед совершением проти­воправного поступка думал о неизбежности наказания, решился бы он на правонаруше­ние или нет? Скорее всего, все-таки нет. Люди, идущие на правонарушение, думают, что так или иначе они сумеют остаться безнаказанными. Иногда это объясняется их легкомысли­ем, иногда излишней самонадеянностью. Однако и общество виновато в том, что люди не боятся наказания. Зачастую государство и общество слабо реагируют на правонарушения, на беззаконие, и преступники остаются безнаказанными. Мы неоднократно говорили о том, что каждый человек уникален. А один из важ­нейших признаков права, как ты уже знаешь, - общеобязательность. Нет ли здесь противоречия? Может быть, нельзя придумать одинаково хорошие законы для всех людей разом и добиться их исполнения? И если это так, то кто-то всегда будет посту­пать не как все? Все это приводит к заключению, что гу­манные законы должны учитывать то, что является общим для всех нас; те же законы, которые разделяют и различают людей, приводят к дискриминации, а значит, к росту числа правонарушений. Однако и сам человек, прежде чем поступать вопреки всем и вся, должен серьезно задуматься над последствиями таких поступков. Главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону. Человек не понимает или не хочет понимать важности соблюдения закона для благополучия общества, а значит, и каждого его члена. Он не уважает старших, он помыкает младшими и слабыми. Относительно же к алкоголю и другим наркотикам, главной причиной наркотизма является доступность наркотиков и положительная психологическая программа на их потребление и применение. Если законы призваны опираться на нормы добра и справедливости, то, нарушая закон, человек нарушает нравственную норму. Воспитывая нравственные качества, ты воспитываешь тем самым в себе правомер­ное поведение, и наоборот, правомерное поведение охраняет нравственность. Таким образом, мы с тобой пришли еще к одной важной мысли. Препятствиями на пути правомерного поведения являются те же самые преграды, что стоят на пути добра. Таковы некоторые общие причины неправомерного поведения. Каковы отличительные признаки поступка, признанного правонарушением? Если право охраняет общество, то правонарушение приносит ему вред. Нарушение нормы права общественно опасно. ОБЩЕСТВЕННАЯ ОПАСНОСТЬ - это первый признак правонарушения. Второй признак, необычен, но если он отсутствует, то поступок, который выглядит как правонарушение, таковым не является. Этот признак - НАЛИЧИЕ ВИНЫ. Представь себе ситуацию. С одного из верхних этажей строящегося здания падает работник, который вставлял в окна рамы. Он задевает строительную люльку, и это сохраняет ему жизнь. Но из люльки выпадает рабочий-маляр и получает серьезные увечья. Совершил ли правонарушение первый рабочий-строитель, если его собственное падение было случайным? Нет, так как в случайном падении не может быть предвидения отрицательных последствий. Его поступок, говоря проще, не несет вины, которая является обязательным признаком правонарушения. Если же первый рабочий был пьян, то его вина безусловна. Правонарушения могут быть легкими и тяжелыми, то есть иметь разную степень опасности для общества. По степени этой опасности, вредности для общества их мож­но разделить на две группы. ПРОСТУПКИ - правонарушения мень­шей степени опасности. Они могут быть дисциплинарные, административные, иму­щественные, финансовые, семейные. Это очень многочисленная группа право­нарушений. В течение дня в школе то и дело совершаются дисциплинарные проступки, хотя многие из вас не склонны относить их к правонарушениям. Например, списыва­ние на экзамене, опоздание на урок и про­сто... разговоры между учениками, мешаю­щие учителю вести урок. Не забывай, что за любое правонарушение человек несет ответ­ственность и должен быть наказан! ПРЕСТУПЛЕНИЯ - опасные виды право­нарушений. За них, конечно, следует более суровое наказание. Преступления нарушают нормы уголовного права. Все виды преступ­лений перечислены в Уголовном кодексе Рос­сийской Федерации. К сожалению, приходится признать, что количество преступлений не уменьшается, а, наоборот, растет, особенно совершенных в результате потребления алкоголя и других наркотиков. Людей всегда мучил вопрос, как бороться с правонарушениями. Что для этого должно сделать общество и что может сделать каж­дый отдельный человек? Подумай над этим и ты. В правосудии есть еще одно замечательное правило. До того как суд принимает свое решение, человек считается невиновным. Ну а если вина доказана - держи ответ. Юридическая ответственность - это применение мер государственного принуждения за совершенное правона­рушение. Государство наказывает правонарушите­ля разными способами. Трудно судить чело­века, сложно его и наказывать. В наказании важна справедливость. Попробуем разобраться в том, что означает "справедливое наказа­ние". Вспомни, когда тебя в последний раз наказывали за проступок.
Сознание права развивает сознание долга. Всеоб­щий закон - это свобода, кончающаяся там, где начи­нается свобода другого. В. Гюго        
Мой проступок Полученное наказание Соответствовало ли оно поступку? Что я чувствовал
1. 2. 3.      
 
Гюго, Виктор Мари (1802-1885) – французский писатель.   Сущность права состоит в равновесии двух нравст­венных интересов: личной свободы и общего блага. В. Соловьев. Соловьев Владимир Сергеевич (1853-1900) – русский философ.   Правосудие есть основание всех общественных добродетелей. П. Гольбах Гольбах, Поль Анри (1723-1789) – французский философ.   Не следует забывать, что враги часто бывают правы, осуждая наших друзей, а правда усиливает удар врага; - сказать печальную и обидную правду о дру­зьях раньше, чем скажет ее враг, значит обессилить нападение врага. М. Горький. Горький Максим (Алексей Максимович Пешков) (1868-1936) – русский писатель. Сделай вывод о том, в чем заключался результат наказания. Обменяйтесь мнения­ми. И еще один вопрос. Знал ли ты заранее о том, какое наказание последует за твоим проступком? Какую роль это сыграло? А какие меры принимает государство к правонарушителю? В древнем обычном праве считалось правильным и справедливым, чтобы преступника наказывал сам потерпевший. Чаще всего потерпевший наносил обидчику точно такой же ущерб, какой понес сам. Действовало правило "око за око, зуб за зуб". Со временем, с развитием государствен­ности, появляются специальные органы, на которые возлагается функция наказания. Они обязаны действовать в соответствии с законом. Современное общество не может обойтись без мер государственного воздействия. Но как мы сейчас определяем цели наказания? · Для восстановления справедливости преступник должен понести кару - лишения, страдания, ограничения. · Наказание должно привести к ис­правлению правонарушителя, его пере­воспитанию. · Наказание правонарушителя долж­но послужить уроком для других людей, предупредить другие правонарушения. Непросто определить такое наказание, при котором все цели были бы достигнуты. Что важнее - покарать преступника или перевоспитать его? Все важно! С ростом числа правонарушений все боль­шее число людей склоняется к мнению, что нужно ужесточать наказание. Но это может озлобить человека, и вместо возвращения к правомерному поведению он приобретет же­лание мстить. Этого ли мы хотим? Мы уже обсуждали необходимость воспитания в себе такого качества, как умение - прощать. Если люди не научатся это делать, то оступившийся человек окажется в одино­честве. Чувствуя враждебность, он сохранит склонность к антиобщественным поступкам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: