Выполнение контрольной работы имеет целью более глубокое и самостоятельное изучение теоретических вопросов дисциплины, а так же приобретение навыков и умений по исчислению важнейших статистических показателей, выявлению влияния факторов изменения их в динамике, по вычислению планового уровня развития явления.
Работа должна быть оформлена грамотно и аккуратно. Способ оформления: рукописный, машинописный и набранный на компьютере текст, студент выбирает самостоятельно.
Страницы контрольной работы нумеруются. Каждое задание выполняется с новой страницы. Перед каждым ответом нужно писать номер и полный текст вопроса.
Для замечаний преподавателя с правой стороны следует оставлять поля. Для ответа на теоретический вопрос необходимо использовать материал нескольких учебных пособий, материалы средств массовой информации. Решение задач должно сопровождаться необходимыми пояснениями, формулами и пояснением полученных цифровых данных.
В конце работы приводится список используемой литературы, проставляется дата и подпись студента. Для рецензии преподавателя оставляется два чистых листа.
|
|
Выполненная работа представляется в учебное заведение в установленные графиком сроки. Работа оценивается «зачтено» или «не зачтено». Студент, получивший контрольную работу с оценкой «зачтено» знакомится с рецензией и с учетом замечаний преподавателя дорабатывает отдельные вопросы в устной или письменной форме по указанию преподавателя.
Не зачтенная контрольная работа возвращается студенту с подробной рецензией для повторного выполнения. Работа выполняется вновь и сдается вместе с не зачтенной работой на проверку этому же преподавателю. Контрольная работа, выполненная не по своему варианту, возвращается без проверки.
Выбор варианта контрольной работы
Номер варианта | ||||||||||
Первая буква фамилии | А, Б, В | Г, Д, Е | Ж, З, И | К, Л | М, Н, О | П, Р, С | Т, У, Ф | Х, Ц, Ч | Ш, Щ, Э | Ю, Я |
Вариант контрольной работы определяется по таблице в зависимости от первой
буквы фамилии (по паспорту).
Вариант № 1
1. Статистическое наблюдение: понятие, программно – методологические вопросы, виды и способы наблюдения,
2. По данным Пенсионного фонда РФ на конец года.
Всего пенсионеров – 38209256 чел.
в том числе:
- получающие трудовые пенсии – 36255694 чел.
- получающие пенсии по государственному обеспечению – 1953562 чел
Рассчитать возможные относительные величины.
3. Рассчитать средний стаж работы, показатели вариации: дисперсию, средне квадратическое отклонение, коэффициент вариации, оформить вывод.
|
|
Группы работников, по стажу работы, лет | Количество работников, чел. |
до 5 | |
5 – 10 | |
10 – 15 | |
15 – 20 | |
свыше 20 | |
итого |
Вариант № 2
1.Группировка статистических данных: виды, применение, правила построения.
2. Имеются данные о поставках книги в книжные магазины.
Товарная группа | Базисный период | Отчетный период | ||
количество тыс. шт. | цена за 1 шт., руб. | количество, тыс. шт. | цена за 1 шт., руб. | |
А | ||||
Б |
Определить индексы стоимости, цен и физического объема поставки.
3. рассчитать среднюю цену 1 кг конфет по следующим данным.
Наименование | Выручка, р. | Цена за 1кг, р. |
Белочка | ||
Ассорти | ||
Трюфели | ||
итого | х |
Вариант № 3
1. Обобщающие статистические показатели: абсолютные и относительные величины. Понятие и порядок расчета.
2. Используя взаимосвязь показателей ряда динамики, определите уровни ряда динамики и недостающие в таблице цепные показатели ряда динамики по следующим данным:
Год | Пассажирооборот, млрд. пасс. км | Цепные показатели | |||
Абсолютный прирост, млрд. пасс. км | Темп роста, % | Темп прироста, % | Абсолютное значение 1 % прироста | ||
144,0 | |||||
108,8 | |||||
-5,3 | |||||
198,6 | |||||
4,4 | 2,01 |
3. Деятельность торговой фирмы за 2 месяца характеризуется следующими данными:
Товар | Товарооборот, тыс. р. | |
Март | Апрель | |
какао | ||
кофе растворимый | ||
кофе молотый | ||
чай | ||
итого |
Оцените общее изменение физического объема реализации с учетом того, что в апреле фирма повысила цены на 15%.
Вариант № 4
1. Средние величины: виды, свойства, область применения.
2. Вычислить плановый уровень развития явления на 2010 и 2011 годы трендовым методом.
Показатель | |||||
Производство подсолнечника, млн. тн | 4,9 | 4,8 | 6,4 | 6,8 | 5,6 |
3. Определить общий индекс цен:
Товар | Товарооборот, тыс. р. | Изменение цен, % | |
1 квартал | 2 квартал | ||
мясо | +9 | ||
яйцо | - | ||
рыба | -1 | ||
итого | х |
Вариант № 5
1. Показатели вариации: абсолютные и относительные.
2. Рассчитать среднесписочную численность работников за март месяц, если на 1 марта по списку состояло 12 чел, 15 марта – 3 человека уволились, 23 марта - 2 человек принято на работу. До конца месяца изменений не было.
3. Рассчитать базисные показатели ряда динамики: абсолютный прирост, темп роста, темп прироста; средние показатели ряда динамики: абсолютный прирост, темп роста, темп прироста.
Оформить вывод.
Показатель | |||||
ВВП на душу населения, тыс.р. | 74,5 | 91,6 | 118,5 | 151,1 | 188,0 |
Вариант № 6
1. Выборочное наблюдение: понятие, значение, практика применения.
2. Имеются следующие данные о вкладах населения в Сбербанк РФ в одном из регионов на первое число месяца, тыс. р.
Янв. | Фев. | Март | Апр. | Май | Июнь | Июль | Авг. | Сен. | Окт. | Ноя. | Дек. | Янв. |
Определите средний размер вклада населения:
- за каждый квартал
- за каждое полугодие (2 способами)
- за год (2 способами).
3. Имеются следующие данные о реализации молочных продуктов на городском рынке:
Продукт | Товарооборот, тыс. р. | Изменение цены в декабре по сравнению с ноябрем, % | |
ноябрь | декабрь | ||
молоко | +2,1 | ||
сметана | +3,5 | ||
творог | +4,2 | ||
итого |
Рассчитайте общий индекс цен, товарооборота и физического объема.
Вариант № 7
1. Статистическое изучение связей.
2. Имеются следующие данные о распределении работников организации по возрасту:
Группы работников | Количество работников, чел. |
до 20 | |
20 – 24 | |
24 – 28 | |
28 – 32 | |
Свыше 32 | |
итого |
Вычислить:
|
|
- средний возраст работника;
- абсолютные и относительные показатели вариации.
3. Известен объем производства электроэнергии в 3 странах.
Вид продукции | Венгрия | Германия | Россия |
Эл. энергия, млрд. квт/ч |
Рассчитать относительные показатели интенсивности, используя данные о среднегодовой численности населения млн. чел.: Венгрия – 10,3; Германия – 81,4; Россия - 148,3
Вариант № 8
1. Ряды динамики: понятие, виды, статистические показатели изменения уровней ряда.
2. Имеются следующие данные по предприятиям фирмы:
№ предприятия входящего в фирму | ||||
Выпуск продукции, р. | Средняя выработка на одного рабочего в день, р. | Отработано рабочими чел./дней | Средняя выработка на одного рабочего в день, р. | |
59390,13 | 770,3 | 800,2 | ||
34246,10 | 710,5 | 750,0 | ||
72000,00 | 800,0 | 810,5 |
Определить:
- среднею выработку на одного рабочего в день в целом по фирме и в 1 и 2 кварталах;
- на сколько процентов изменилась средняя выработка на одного рабочего в день во 2 квартале по сравнению с 1 кварталом;
- среднюю выработку на одного рабочего в день по фирме за 1 полугодие.
3. В отчетном периоде по сравнению с базисным, физический объем товарооборота вырос на 9,5%. Цены повысились на 3,8%. Вычислить на сколько изменился товарооборот в фактических ценах.
Вариант № 9
1. Статистические методы выявления основной тенденции ряда динамики.
2. Имеются данные о товарообороте магазинов за определенный период времени, млн. р.
- составить ранжированный ряд в порядке возрастания;
- составить интервальный вариационный ряд;
- определить размах вариации, моду, и медиану;
- построить гистограмму
3. определить среднесписочную численность работников в 1 квартале, если среднесписочная численность работников по месяцам составила (чел):
|
|
- январь – 180;
- февраль – 174;
- март – 163.
Вариант № 10
1. Индексы: понятие, виды. Агрегатный индекс, как основная форма индекса.
2. Поступление денежных средств от реализации продукции, работ, услуг за отчетный год по предприятию следующее:
Месяц | ||||||||||||
Фактически поступило на расчетный счет, тыс. р. |
Определить начальный, конечный и средний уровень ряда динамики. Построить ряд динамики с нарастающими итогами по кварталам года. Определить среднемесячный уровень поступления денежных средств за каждый квартал. Изобразить графически.
3. Имеются следующие данные о себестоимости и объемах производства продукции промышленного предприятия.
Изделие | ||||
себестоимость единицы продукции, р. | произведено тыс. шт. | себестоимость единицы продукции, р. | произведено тыс. шт. | |
А | 63,4 | 52,7 | ||
Б | 41,0 | 38,8 | ||
В | 89,2 | 91,0 |
Определите:
- индивидуальные и сводные индексы себестоимости;
- сводный индекс физического объема продукции;
- сводный индекс затрат на производство. Покажите взаимосвязь сводных индексов.
Экзаменационные вопросы.
1. Что означает термин “Статистика”?
2. Что является предметом статистической науки?
3. Назовите основные категории и понятия “Статистики”.
4. Дайте определение статистического показателя и укажите их виды.
5. В чём заключается метод статистики?
6. Назовите стадии статистического исследования.
7. Важнейшие принципы организации статистики в РФ.
8. Структура органов Государственной статистики на современном этапе.
9. Назовите международные статистические организации.
10. Понятие статистического наблюдения.
11. Цель, объект наблюдения, единица наблюдения и единица учёта.
12. Этапы статистического наблюдения.
13. Программа статистического наблюдения.
14. Формы статистического наблюдения.
15. Виды статистического наблюдения.
16. Способы статистического наблюдения.
17. Ошибки наблюдения и методы проверки достоверности данных.
18. Понятие о статистической сводке, виды и этапы.
19. Статистические ряды распределения, их виды.
20. Метод группировок, его значение и задачи.
21. Виды группировок.
22. Метод вторичной группировки.
23. Понятие о статистической таблице, виды таблиц.
24. Графический метод в статистике.
25. Понятие абсолютных величин – значение, виды, единицы измерения
26. Относительные величины, условия их применения.
27. Виды относительных величин и способы их расчёта, формы выражения.
28. Понятие и виды средних величин.
29. Мода и медиана.
30. Абсолютные и относительные показатели вариации.
31. Виды и формы взаимосвязей.
32. Корреляционный и регрессивный методы анализа взаимосвязи.
33. Понятие выборочного наблюдения и условия применения.
34. Генеральная и выборочная совокупность.
35. Основные характеристики генеральной и выборочной совокупности.
36. Методы и способы отбора единиц в выборку.
37. Ошибки выборочного наблюдения – средние и предельные.
Список литературы
1. Сергеева И.И., Чекулина Т.А.., Тимофеева С.А. Статистика: учебник. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА – М. 2008. – 272 с. – (Профессиональное образование).
2. Лысенко С.Н., Дмитриева И.А. Общая теория статистики: учебное пособие. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА – М. 2006.- 208 с. – (Профессиональное образование).
3. Статистика: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. В.М. Гусаров, Е.И. Кузнецова. – 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2008. – 479с.
4. Харченко Н.М. Экономическая статистика: учебник. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков И.К.», 2008. – 368с.
5. Вопросы статистики: Ежемесячный научно – информационный журнал.
6. Россия в цифрах. 2009:краткий статистический сборник. – М.: Росстат, 2009. – 525с.
7. Сидоренко М.Г. Статистика: учебное пособие. – М.: ФОРУМ, 2007. - 160с. - (Профессиональное образование).
8. Официальный сайт Росстата в Интернете http:/www.gks.ru
[1] Сергеева И. И., Тимофеева С. А., Чекулина Т. А. Статистика: учебник – М.: ИД «Форум»: ИНФРА – М. 2008 – с. 64
[2] Сергеева И. И., Тимофеева С. А., Чекулина Т. А. Статистика: учебник – М.: ИД «Форум»: ИНФРА – М. 2008 – с. 61
[3] Сидоренко М. Г. Статистика: учебное пособие. – М.: Форум, 2007. – с. 57
[4] Лысенко С. Н., Дмитриева И. А. Общая теория статистики: учебное пособие. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА – М. 2006. – с. 23
[5] Сведения автора
[6] Сведения автора
[7] Сергеева И.И., Чекулина Т.А., Тимофеева С.А. Статистика: учебник. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М. 2008.- с.90
[8] Основные итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года//Вопросы статистики.- 2009.-№1.-с. 17-19
[9] И.А. Герасимова. О тенденциях и дифференциации субъектов РФ по уровню социально – экономическому развитию. Вопросы статистики// 2008.-№2.- с. 56-64,
[10] А.А. Френкель Прогноз развития экономики России на 2008год. Вопросы статистики// 2008.-№2.- с. 53-54,
[11] П.А. Макарова, Н.А. Флуд; Статистическая оценка инновационного развития. Вопросы статистики //2008.-№2.- с. 15,
[12]В.И. Дьяченко Проблемы не пользования статистической информации при разработке целевых программ социально- экономического развития Дальнего Востока. Вопросы статистики// 2009.-№1.- с. 74,.
[13] Основные итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года. Вопросы статистики// 2009.-№1.- с 17-19
[14] Сергеева И. И., Чекулина Т. А., Тимофеева С. А. Статистика: учебник-М.: ИД «Форум»:ИНФРА-М,2008,-с.130-132
[15] И.А. Герасимова. О тенденциях и дифференциации субъектов РФ по уровню социально – экономическому развитию. Вопросы статистики// 2008.-№2.- с. 56-64,
[16] Основные итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года//Вопросы статистики.- 2009.-№1.-с. 17-19