Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних

 
Регистрационный номер

I. Общие сведения

Содействие обеспечению и защите прав и законных интересов, социальных и иных государственных гарантий детям и иным лицам   03.006
(наименование вида профессиональной деятельности) Код
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Предотвращение нарушений, обеспечение и защита прав и законных интересов детей, их социальных и иных государственных гарантий включая установленные в международных договорах и соглашениях с участием Российской Федерации, надзор за деятельностью опекунов и попечителей
Группа занятий:
  Государственные служащие по социальному и пенсионному обеспечению   Социальные работники  
  Специалисты в сфере социальных проблем      
(код ОКЗ[1]) (наименование) (код ОКЗ) (наименование)  
Отнесение к видам экономической деятельности:
85.31 Предоставление социальных услуг с обеспечением проживания
85.32 Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания
(код ОКВЭД[2]) (наименование вида экономической деятельности)
               

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
 
Обобщенные трудовые функции Трудовые функции
код наименование уровень квалификации наименование код уровень (подуровень) квалификации
A Обеспечение и защита прав и законных интересов несовершеннолетних     Обеспечение и защита права ребенка жить и воспитываться в семье, на общение с родителями и другими родственниками А/01.6  
Обеспечение и защита личных неимущественных прав несовершеннолетних А/02.6
Обеспечение и защита имущественных прав несовершеннолетних А/03.6
B Выявление детей, нуждающихся в помощи государства, содействие оказанию помощи семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации   Выявление и учет детей, нуждающихся в помощи государства, обеспечение защиты их прав и законных интересов В/01.6  
Подготовка материалов для принятия решения по определению формы защиты прав ребенка, нуждающегося в помощи государства В/02.6
Содействие оказанию помощи семьям, имеющим детей, находящимся в трудной жизненной ситуации В/03.6
C Защита прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа     Ведение учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей С/01.7  
Организация и ведение работы с кандидатами в усыновители, опекуны и попечители С/02.7
Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на семейные формы воспитания и под надзор в организации С/03.7
Осуществление контроля за соблюдением прав и законных интересов детей, помещенных под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей С/04.7
Содействие защите прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей С/05.7
D Защита прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных на воспитание в семьи граждан Российской Федерации Оказание содействия семьям, принявшим на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей   Защита личных неимущественных и имущественных прав детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных на воспитание в семьи граждан D/01.7  
Осуществление контроля за соблюдением прав и законных интересов детей, устроенных на воспитание в семьи граждан D/02.7
Оказание содействия семьям, принявшим на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей D/03.7

III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция:
Наименование Обеспечение и защита прав и законных интересов несовершеннолетних Код А Уровень квалификации  
 
Происхождение обобщенной трудовой функции Оригинал Х Заимствовано из оригинала    
    Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта  
Возможные наименования должностей Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних
 
Требования к образованию и обучению Высшее образование по профилю профессиональной деятельности Рекомендуется обучение по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки
Требования к опыту практической работы Не менее 1 года работы в организациях социального обслуживания
Особые условия допуска к работе К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации
Дополнительные характеристики
Наименование документа Код Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
ОКЗ   Государственные служащие по социальному и пенсионному обеспечению
  Специалисты в сфере социальных проблем
  Социальные работники
ЕКС[3]   -
ОКСО[4]   Юриспруденция
  Педагогика
  Педагогика и психология
  Социальная педагогика
  Социальная работа
                       
3.1.1. Трудовая функция
Наименование Обеспечение и защита права ребенка жить и воспитываться в семье, на общение с родителями и другими родственниками Код А/01.6 Уровень (подуровень) квалификации  
 
 
Происхождение трудовой функции Оригинал Х Заимствовано из оригинала    
    Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта
   
Трудовые действия Составление актов обследования условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующих на его воспитание, а также основанного на них заключения при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей и осуществлением родительских прав
Осуществление подготовки правовых актов, предусмотренных федеральными и региональными нормативными правовыми актами, связанных с обеспечением и защитой прав ребенка
Участие в судах в качестве представителя истца (заявителя) по искам в защиту прав, свобод и законных интересов ребенка или представителя государственного органа (органа местного самоуправления) для дачи заключения по делу, а также в качестве представителя ответчика, в случаях предусмотренных законодательством
Запрос необходимых сведений, информации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, организациях
Выяснение мнения ребенка в случаях, предусмотренных законодательством
Взаимодействие со службой медиации для внесудебного разрешения конфликта или урегулирования судебных споров
Проведение обследования условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующих на его воспитание, подготовка заключения в суд по существу спора, связанного с воспитанием детей
Обеспечение и защита прав и законных интересов ребенка по делам с участием иностранных граждан, применением права иностранных государств или вынесенных в них решений уполномоченных органов, включая случаи международного похищения ребенка в целях участия в его воспитании
Обеспечение и защита прав и законных интересов детей, вовлеченных в наихудшие формы детского труда, практику торговли людьми, детскую проституцию и порнографию, в части своих полномочий
Подбор и назначение представителя для защиты прав и законных интересов детей в случаях наличия разногласий между интересами родителей и детей
Содействие проведению экспертиз, назначаемых судом, включая экспертизу детско-родительских отношений
Принудительное исполнение решений судов, в том числе связанных с отобранием ребенка и передачей его другому лицу (лицам), в части своих полномочий
Принятие мер к устранению препятствий для общения ребенка с родственниками
Ведение документации и служебной переписки
Определение видов помощи и перечня услуг, которые необходимо оказать ребёнку и семье для восстановления нарушенных детско-родительских отношений, социальных связей и привязанностей
Разработка вариантов решений, включая судебные, для защиты прав и обеспечения наилучших интересов ребёнка
Осуществление описания производимых действий по выполнению служебных обязанностей
Осуществление сбора и первичной статистической и аналитической обработки информации
Необходимые умения Анализировать законодательство и применять на практике нормативные правовые акты
Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений
Анализировать получаемую информацию и осуществлять её первичную статистическую обработку
Навыки делового общения
Навыки публичного выступления
Общаться с разными категориями граждан, с детьми разных возрастных групп
Разрешать конфликты, содействовать их разрешению
Составлять запросы, вести документацию и электронный документооборот
Описывать конкретные практические случаи
Планировать работу и осуществлять самоконтроль за ее выполнением
Составлять служебные документы аналитического, делового и справочно-информационного характера и работать с ними
Владеть русским языком, грамотно выражать свои мысли, грамотно писать
Владеть современными технологиями работы с информацией базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, почтовые и информационно-поисковые системы и пр.)
Необходимые знания Законодательство Российской Федерации, международные документы в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей
Основы возрастной и социальной психологии
Технологии разрешения конфликтов (восстановительной медиации)
Стандарты оформления документации, деловых бумаг, запросов, в том числе в электронном виде, правила их хранения
Судебное делопроизводство
Основы знаний в области сбора, обработки и анализа статистической информации
Другие характеристики Соблюдение профессиональной этики
    3.1.2. Трудовая функция
Наименование Обеспечение и защита личных неимущественных прав несовершеннолетних Код А/02.6 Уровень (подуровень) квалификации  
 
Происхождение трудовой функции Оригинал Х Заимствовано из оригинала    
    Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта
   
Трудовые действия Подготовка материалов для дачи разрешения на изменение имени и фамилии ребенка
Подготовка материалов для дачи указания относительно имени ребенка и (или) фамилии (при разных фамилиях родителей) при государственной регистрации его рождения в случае отсутствия соглашения между родителями
Подготовка материалов для дачи согласия на установление отцовства в порядке и в случаях, установленных законодательством
Подготовка материалов для объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным)
Подготовка материалов для предъявления в суд требования о признании брака недействительным в случае, если брак заключен с лицом, не достигшим брачного возраста, при отсутствии разрешения на заключение брака до достижения этим лицом брачного возраста, и участие в судебном процессе
Подготовка материалов для установление обязательства родителей (одного из них) не препятствовать общению с ребенком близких и его родственников
Подготовка материалов для дачи согласия на усыновление ребенка несовершеннолетних родителей, не достигших возраста 16 лет, в случае отсутствия у них родителей или опекунов (попечителей)
Подготовка материалов для принятия решения о проведении профилактических осмотров, психиатрического освидетельствования и госпитализации в психиатрический стационар несовершеннолетних в возрасте до 15 лет в случае возражения одного из родителей либо при отсутствии родителей или иного законного представителя
Подготовка материалов для дачи согласия на заключение трудовых договоров с учащимися, достигшими возраста 14 лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и не нарушающего процесса обучения
Подготовка материалов для дачи разрешения на заключение трудовых договоров с лицами, не достигшими возраста 14 лет, для участия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию указанных лиц в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках
Ведение документации и служебной переписки
Необходимые умения Анализировать законодательство и применять на практике нормативные правовые акты
Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений
Составлять и выполнять административные регламенты предоставления услуг
Навыки делового общения
Общаться с разными категориями граждан, с детьми разных возрастных групп
Составлять запросы, вести документацию и электронный документооборот
Планировать работу и осуществлять самоконтроль за ее выполнением
Составлять служебные документы аналитического, делового и справочно-информационного характера и работать с ними
Владеть русским языком, грамотно выражать свои мысли, грамотно писать
Владеть современными технологиями работы с информацией базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, почтовые и информационно-поисковые системы и пр.)
Необходимые знания Законодательство Российской Федерации, международные документы в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей
Стандарты оформления документации, деловых бумаг, запросов, в том числе в электронном виде, правила их хранения
Основы возрастной и социальной психологии
Судебное делопроизводство
Другие характеристики Соблюдение профессиональной этики
  3.1.3. Трудовая функция
Наименование Обеспечение и защита имущественных прав несовершеннолетних Код А/03.6 Уровень (подуровень) квалификации  
 
Происхождение трудовой функции Оригинал Х Заимствовано из оригинала    
    Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта
   
Трудовые действия Подготовка материалов для дачи предварительного разрешения на совершение сделок с имуществом несовершеннолетних детей
Подготовка материалов для дачи предварительного разрешения на обмен жилых помещений находящихся в государственной или муниципальной собственности, в которых зарегистрированы и проживают несовершеннолетние
Подготовка материалов для дачи предварительного разрешения на передачу в собственность несовершеннолетним в возрасте до 14 лет жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние
Подготовка материалов для получения разрешения на раздел имущества несовершеннолетних и на пользование денежными средствами несовершеннолетнего
Подготовка материалов для заключения договоров доверительного управления имуществом несовершеннолетних в случаях, предусмотренных законодательством
Представление интересов несовершеннолетнего при оформлении его имущественных прав в установленных законодательством случаях
Контроль над получением исполнительных документов о принудительном взыскании алиментов
Ведение документации и служебной переписки
Необходимые умения Анализировать законодательство и применять на практике нормативные правовые акты
Составлять проекты распорядительных документов, правовых актов
Проводить обследование жилых помещений
Составлять и выполнять административные регламенты предоставления услуг
Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений
Навыки делового общения
Общаться с разными категориями граждан, детьми разных возрастных групп
Составлять запросы, вести документацию и электронный документооборот
Планировать работу и осуществлять самоконтроль за ее выполнением
Составлять служебные документы аналитического, делового и справочно-информационного характера и работать с ними
Владеть русским языком, грамотно выражать свои мысли, грамотно писать
Владеть современными технологиями работы с информацией базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, почтовые и информационно-поисковые системы и пр.)
Необходимые знания Законодательство Российской Федерации в сфере защиты прав детей
Стандарты оформления документации, деловых бумаг, запросов, в том числе в электронном виде, правила их хранения
Основы возрастной и социальной психологии
Судебное делопроизводство
Другие характеристики Соблюдение профессиональной этики
                                               
3.2. Обобщенная трудовая функция:
Наименование Выявление детей, нуждающихся в помощи государства, содействие оказанию помощи семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации Код B Уровень квалификации  
 
Происхождение обобщенной трудовой функции Оригинал Х Заимствовано из оригинала    
    Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта
 
Возможные наименования должностей Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних
 
Требования к образованию и обучению Высшее образование по профилю профессиональной деятельности Рекомендуется обучение по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки
Требования к опыту практической работы Не менее 1 года работы в организациях социального обслуживания
Особые условия допуска к работе К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации
Дополнительные характеристики
Наименование документа Код Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
ОКЗ   Государственные служащие по социальному и пенсионному обеспечению
  Специалисты в сфере социальных проблем
  Социальные работники
ЕКС - -
ОКСО   Юриспруденция
  Педагогика
  Педагогика и психология
  Социальная педагогика
  Социальная работа
                       
3.2.1. Трудовая функция
Наименование Выявление и учет детей, нуждающихся в помощи государства, обеспечение защиты их прав и законных интересов Код B/01.6 Уровень (подуровень) квалификации  
 
Происхождение трудовой функции Оригинал Х Заимствовано из оригинала    
    Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта
   
Трудовые действия Взаимодействие с гражданами, государственными и муниципальными органами, общественными и иными организациями, средствами массовой коммуникации, негосударственными неправительственными организациями по сообщениям о нарушении прав несовершеннолетних
Обследование условий жизни несовершеннолетнего гражданина, оценка ситуации его благополучия, установление факта нуждаемости в помощи государства и отсутствия родительского попечения
Составление акта обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи, в том числе акт о выявлении ребенка, нуждающегося в помощи государства
Организация отбора и взаимодействия с уполномоченными организациями, осуществляющими полномочия по выявлению несовершеннолетних, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства
Ведение учета детей, нуждающихся в помощи государства, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Осуществление немедленного отобрания ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью в порядке, установленном законодательством
Подготовка заявления в суд о лишении родительских прав, ограничении в родительских правах
Ведение документации и служебной переписки
Необходимые умения Анализировать законодательство и применять на практике нормативные правовые акты
Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений
Проводить обследование условий жизни детей разных возрастных групп
Оценивать ситуации с точки зрения благополучия ребенка
Выявлять признаки и последствия жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних
Выявлять признаки пренебрежения нуждами ребенка со стороны родителей
Составлять акты проверок, запросов; вести документацию и электронный документооборот
Общаться с разными категориями граждан и с детьми разных возрастных групп
Работать в межведомственной команде
Владеть современными технологиями работы с информацией базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, почтовые и информационно-поисковые системы и пр.)
Вести деловые переговоры
Необходимые знания Законодательство Российской Федерации, международные нормативные акты в сфере защиты прав детей
Причины, признаки, критерии детского и семейного неблагополучия
Психология девиантного поведения (алкоголизация, наркомания, конфликт с законом, жестокость, агрессия и пр.)
Педагогика и психология детско-родительских отношений
Основания для признания ребенка нуждающимся в помощи государства и оставшимся без родительского попечения
Основы возрастной и социальной психологии
Судебное производство
Стандарты оформления документации, деловых бумаг, запросов, в том числе в электронном виде, правила их хранения
Другие характеристики Работа специалиста должна быть направлена на раннее выявление детского и семейного неблагополучия
Специалист не должен допускать изъятия детей из семьи без предварительного проведения социально-реабилитационной работы, а также необоснованного изъятия детей из семьи
Вмешательство специалиста в жизнь семьи должно строиться позитивном взаимодействии с родителями с целью обеспечения безопасности и развития ребенка
В практике работы специалиста инициирование вопроса об обращении в суд с иском о лишении родительских прав должно являться крайней мерой вмешательства в семью и применяться в исключительных случаях
Соблюдение профессиональной этики
                     
3.2.2. Трудовая функция
Наименование Подготовка материалов для принятия решения по определению формы защиты прав ребенка, нуждающегося в помощи государства Код B/02.6 Уровень (подуровень) квалификации  
 
Происхождение трудовой функции Оригинал Х Заимствовано из оригинала    
    Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта
   
Трудовые действия Составление и подготовка к утверждению планов по защите прав ребенка
Обеспечение временного устройства детей, нуждающихся в помощи государства, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Обеспечение реализации преимущественного права передачи ребенка на воспитание в семью родственников
Подготовка к заключению договоров об осуществлении опеки (попечительства) в отношении несовершеннолетнего подопечного на возмездных условиях, в том числе договоры о приемной семье, о патронатном воспитании, инициация решений о досрочном расторжении указанных договоров в порядке и в случаях, установленных федеральным законодательством
Получение согласия законного представителя ребенка и ребенка, достигшего возраста 10 лет, на усыновление (удочерение), передачу ребенка под опеку (попечительство), в приемную семью, на патронатное воспитание
Обеспечение временного устройства ребенка, не являющегося гражданином Российской Федерации, при отсутствии родительского попечения
Оказание содействия в передаче ребенка, являющегося иностранным гражданином, компетентному органу государства, гражданином которого является ребенок, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством указанного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации
Подготовка материалов для дачи предварительного разрешения на усыновление (удочерение) ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации и проживающего за пределами Российской Федерации
Организация направления сведений о ребенке-сироте, ребенке, оставшемся без попечения родителей, в случае невозможности его устройства на воспитание в семью, в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, для учета в порядке и в сроки, установленные законодательством
Ведение документации и служебной переписки
Необходимые умения Анализировать законодательство и применять на практике нормативные правовые акты
Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений
Составлять планы по защите прав несовершеннолетнего
Взаимодействовать с органами власти, составлять запросы
Составление договоров в сфере устройства ребенка
Общаться с разными категориями граждан и с детьми разных возрастных групп
Владение современными технологиями работы с информацией, базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, почтовыми и информационно-поисковые системы и пр.)
Необходимые знания Законодательство Российской Федерации, международные правовые документы в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей
Знание форм защиты прав ребенка, нуждающегося в помощи государства
Основы возрастной и социальной психологии
Знание инфраструктуры социальной защиты детства
Знание основ работы государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей
Стандарты оформления документации, деловых бумаг, запросов, в том числе в электронном виде, правила их хранения
Другие характеристики При определении формы защиты ребенка специалист соблюдает приоритет форм семейного воспитания: сохранение ребенка в кровной семье или возврат в кровную семью, усыновление, родственная опека (попечительство), опека (попечительство) посторонними гражданами, помещение в организацию
Любая форма защиты ребёнка должна содержать методы, направленные на сохранение, укрепление и/или восстановление семейных связей, благополучия и самостоятельности семьи
В процессе подготовки передачи ребенка на воспитание в семью специалист широко использует временные формы опеки с целью не допустить помещение ребенка в организацию
При устройстве ребенка специалист должен выяснить мнение ребенка относительно его устройства
Соблюдение профессиональной этики
                     
3.2.3. Трудовая функция
Наименование Содействие оказанию помощи семьям, имеющим детей, находящимся в трудной жизненной ситуации Код B/03.6 Уровень (подуровень) квалификации  
 
Происхождение трудовой функции Оригинал Х Заимствовано из оригинала    
    Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта
   
Трудовые действия Взаимодействие с государственными и муниципальными органами, общественными и иными организациями, средствами массовой информации, негосударственными неправительственными организациями по оказанию помощи семье и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, включая детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе с комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав
Разработка и принятие мер для сохранения кровной семьи для ребенка
Подготовка к заключению договоров социального патроната в случаях и порядке, предусмотренных законодательством и рекомендации к принятию решений об их расторжении
Ведение документации и служебной переписки
Необходимые умения Анализировать законодательство и применять на практике нормативные правовые акты
Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений
Составлять договоры в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации
Навыки делового общения
Необходимые знания Законодательство, международные правовые документы в сфере профилактики социального сиротства
Технологии и методы работы с неблагополучными семьями
Основы психологии общения, делового взаимодействия, медиации
Знание инфраструктуры социальной защиты детства
Знание специфики работы социозащитных учреждений, реабилитационной работы
Стандарты оформления документации, деловых бумаг, запросов, в том числе в электронном виде, правила их хранения
Основы знаний в области сбора, обработки и анализа статистической информации
Другие характеристики Результатом работы специалиста с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, является сохранение кровной семьи для ребенка
При организации помощи специалисты должны обеспечить работу ссемьей преимущественно в домашних условиях
Соблюдение профессиональной этики
                     
3.3. Обобщенная трудовая функция:
Наименование Защита прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа Код C Уровень квалификации  
 
Происхождение обобщенной трудовой функции Оригинал Х Заимствовано из оригинала    
    Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта
 
Возможные наименования должностей Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних  
 
Требования к образованию и обучению Высшее образование по профилю профессиональной деятельности Рекомендуется обучение по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки
Требования к опыту практической работы Не менее 1 года работы в организациях социального обслуживания
Особые условия допуска к работе К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации
Дополнительные характеристики
Наименование документа Код Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
ОКЗ   Государственные служащие по социальному и пенсионному обеспечению
  Специалисты в сфере социальных проблем
  Социальные работники
ЕКС - -
ОКСО   Юриспруденция
  Педагогика
  Педагогика и психология
  Социальная педагогика
  Социальная работа
                           
3.3.1. Трудовая функция
Наименование Ведение учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Код C/01.7 Уровень (подуровень) квалификации  
 
Происхождение трудовой функции Оригинал Х Заимствовано из оригинала    
    Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта  
   
Трудовые действия Ведение журнала первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей
Подготовка заявления о государственной регистрации рождения найденного (подкинутого) ребенка, родители которого неизвестны
Подготовка заявления о государственной регистрации рождения ребенка, оставленного матерью, не предъявившей документа, удостоверяющего ее личность, в медицинской организации, в которой происходили роды или в которую обратилась мать после родов
Направление документированной информации о ребенке, оставшемся без попечения родителей, в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, организации его устройства в семью граждан Российской Федерации, на территории данного субъекта Российской Федерации, и одновременного направления в соответствующий федеральный орган исполнительной власти для учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей
Ведение документации и служебной переписки
Необходимые умения Анализировать законодательство и применять на практике нормативные правовые акты
Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений
Вести документацию, составлять запросы в различные органы исполнительной власти, организации
Взаимодействовать с органами исполнительной власти, организациями
Владеть современными технологиями работы с информацией базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, почтовые и информационно-поисковые системы и пр.)
Необходимые знания Законодательство Российской Федерации, международные правовые документы в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа
Стандарты оформления документации, деловых бумаг, запросов, в том числе в электронном виде, правила их хранения, сбора, обработки и анализа статистических данных
Другие характеристики Соблюдение профессиональной этики
                       
3.3.2. Трудовая функция
Наименование Организация и ведение работы с кандидатами в усыновители, опекуны и попечители Код C/02.7 Уровень (подуровень) квалификации  
 
Происхождение трудовой функции Оригинал Х Заимствовано из оригинала    
    Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта
   
Трудовые действия Информирование граждан о возможности стать усыновителями, опекунами и попечителями, порядке усыновления, установления опеки и попечительства и детях, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в установлении над ними опеки и попечительства (производная информация) через официальный сайт органа опеки и попечительства, интернет-ресурсы и средства массовой информации
Ведение приема и консультирования граждан, выразивших желание стать опекунами, попечителями и/или усыновителями
Осуществление подбора и учета граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных, установленных семейным законодательством формах и порядке
Оказание содействия гражданам, желающим принять детей на воспитание в свои семьи, в выборе ребенка, которого гражданин желал бы принять на воспитание в свою семью
Ведение журнала учета граждан, выразивших желание стать усыновителями, опекунами, попечителями в органе опеки и попечительства
Выдача кандидатам в опекуны, попечители, усыновители направления для посещения ребенка (детей) по месту жительства (нахождения) ребенка (детей)
Подготовка проекта акта о назначении опекуна или об отказе в назначении опекуна либо заключения о возможности или о невозможности гражданина быть опекуном
Обеспечение психологического обследования граждан, выразивших желание стать опекунами, с их согласия, для оценки их психологической готовности к приему несовершеннолетнего гражданина в семью, обеспечение ознакомления граждан с правами, обязанностями и ответственностью опекуна (попечителя), установленными законодательством
Организация обязательной подготовки граждан, выразивших желание стать опекуном/попечителем, за исключением категорий граждан, определенных российским законодательством, которые не могут быть опекунами и попечителями
Организация отбора и работы с уполномоченными организациями, осуществляющими полномочие по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных, установленных семейным законодательством формах
Ведение документации и служебной переписки
Необходимые умения Анализировать законодательство и применять на практике нормативные правовые акты
Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений
Составлять проекты распорядительных документов, правовых актов
Навыки консультирования и медиации
Навыки делового общения
Умение вести документацию, составлять запросы в различные органы исполнительной власти, организации
Взаимодействовать с органами исполнительной власти, некоммерческими организациями
Владение современными технологиями работы с информацией базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, почтовые и информационно-поисковые системы и пр.)
Необходимые знания Законодательство Российской Федерации, законодательство субъектов Российской Федерации, международные правовые документы в сфере семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе знание форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, форм материальной и нематериальной поддержки граждан, принявших на воспитание детей-сирот
Основы возрастной психологии, психологии общения
Основы педагогики воспитания
Медицинские знания (понимание медицинских диагнозов и последствий для развития ребенка, оснований для отнесения детей к группам здоровья, влияние наследственных и генетических факторов)
Знания на проведение социологических опросов
Стандарты оформления документации, деловых бумаг, запросов, в том числе в электронном виде, правила их хранения
Другие характеристики Соблюдение профессиональной этики
                   
3.3.3. Трудовая функция
Наименование Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на семейные формы воспитания и под надзор в организации Код C/03.7 Уровень (подуровень) квалификации  
 
Происхождение трудовой функции Оригинал Х Заимствовано из оригинала    
    Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта
   
Трудовые действия Организация исполнения обязанностей опекуна (попечителя) до устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Составление и подготовка к утверждению планов по защите прав ребенка, оставшегося без попечения родителей
Подготовка материалов для установления предварительной опеки (попечительства) над несовершеннолетними
Подготовка проекта акта о назначении опекуна или попечителя
Подготовка к заключению проекта договора об осуществлении опеки или попечительства (договора о приемной семье, патронатном воспитании)
Подготовка заключения об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка
Участие в судебных заседаниях по делам об установлении усыновления детей российскими и иностранными гражданами или лицами без гражданства
Назначение и контроль выплат единовременного пособия при передаче ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью, денежных средств на содержание ребенка в семье опекуна (попечителя) приемной или патронатной семье, вознаграждения приемным родителям и патронатным воспитателям и иные выплаты, установленные законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации
Направление в налоговые органы по месту своего нахождения сведений об установлении опеки (попечительства) и управлении имуществом подопечного, а также о последующих изменениях, связанных с опекой (попечительством) и управлением имуществом подопечного
Подготовка материалов для выдачи разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных
Подготовка проекта правового акта о помещении ребенка, оставшегося без попечения родителей, под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Получение согласия законного представителя ребенка и ребенка, достигшего возраста 10 лет, на усыновление (удочерение), передачу ребенка под опеку (попечительство), в приемную семью, на патронатное воспитание
Ведение документации и служебной переписки
Необходимые умения Анализировать законодательство и применять на практике нормативные правовые акты
Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений
Оценивать потребности ребенка, условия, необходимые для его развития и воспитания
Составлять планы по защите прав ребенка, оставшегося без попечения родителей
Составлять проекты распорядительных документов, правовых актов
Взаимодействовать с органами исполнительной власти, организациями
Составлять договоры в сфере устройства ребенка
Вести документацию, составлять запросы в различные органы исполнительной власти, организации
Общаться с разными категориями граждан
Общаться с детьми разных возрастных групп
Владеть современными технологиями работы с информацией базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, почтовые и информационно-поисковые системы и пр.)
Необходимые знания Законодательство Российской Федерации, международные правовые документы в сфере семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе знание форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, форм материальной и нематериальной поддержки граждан, принявших на воспитание детей-сирот
Знание требований к организации условий проживания и воспитания в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Основы психологии депривации, привязанности
Особенности воспитания и развития детей в условиях институционализации
Основы возрастной психологии, психологии общения
Основы педагогики, воспитания
Виды и формы материального и нематериального стимулирования, мотивации
Медицинские знания (понимание медицинских диагнозов и их последствий для развития ребенка, оснований для отнесения детей к группам здоровья, влияние наследственных и генетических факторов)
Другие характеристики Специалист обеспечивает выявление и учет мнения ребенка относительно решений, касающихся его жизни в соответствии с его уровнем понимания проблемы
При семейном устройстве специалист по мере возможности обеспечивает подбор семьи для ребенка в соответствии с его потребностями и особенностями развития
Соблюдение профессиональной этики
                     
3.3.4. Трудовая функция
Наименование Осуществление контроля за соблюдением прав и законных интересов детей, помещенных под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Код C/04.7 Уровень (подуровень) квалификации  
 
 
Происхождение трудовой функции Оригинал Х Заимствовано из оригинала    
    Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта
   
Трудовые действия Осуществление контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Принятие мер по возвращению детей, оставшихся без попечения родителей, в кровную семью, в случае если это отвечает его интересам
Содействие защите личных неимущественных прав ребенка, помещенного под надзор в организацию
Принятие мер по защите жилищных прав, сохранности имущества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе подготовка проектов распорядительных актов о выдаче предварительных разрешений на совершение сделок с принадлежащим им имуществом в случаях, предусмотренных федеральным законодательством
Подготовка материалов для дачи законным представителям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разрешения и обязательные для исполнения указания в письменной форме в отношении распоряжения имуществом подопечных
Проверка личных дел воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Осуществление надзора за деятельностью организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Подготовка материалов для дачи разрешения родителям, ограниченным в родительских правах, и иным гражданам на контакты с ребенком
Организация работы по возврату воспитанников организаций в кровную семью
Организация исполнения функций опекуна (попечителя) по завершении пребывания ребенка в образовательной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения им возраста восемнадцати лет
Выполнение функций законного представителя в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не устроенных на семейные формы воспитания и под надзор в организации
Ведение документации и служебной переписки
Необходимые умения Анализировать законодательство и применять на практике нормативные правовые акты
Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений
Организовывать и проводить проверки организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Оценивать уровень развития ребенка в динамике
Проверять соблюдения прав и законных интересов воспитанников
Выявлять признаки и последствия жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетнего, в том числе вовлечения детей в порнографию, проституцию, детский труд и т.п.
Создавать доверительные отношения с воспитанниками (детьми)
Применять на практике нормативные правовые акты
Составлять проекты распорядительных документов, правовых актов
Вести документацию
Необходимые знания Законодательство Российской Федерации, международные правовые документы в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей
Знание приоритетов государственной политики в сфере организации деятельности, в том числе реформирования и реструктуризации системы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Знание правил устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, видов деятельности (услуг), осуществляемых этими организациями, порядка обследования ребенка, оснований принятия решения по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в зависимости от видов деятельности (услуг), осуществляемых организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требований к условиям пребывания в указанных организациях
Основы психологии депривации, привязанности, девиантного и делинквентного поведения
Особенности воспитания и развития детей в условиях институционализации
Основы возрастной психологии, психологии общения
Основы педагогики воспитания
Знание показателей психического, эмоционального, физического развития ребенка в норме и в условиях институционализации
Медицинские знания (понимание медицинских диагнозов и их последствий для развития ребенка, оснований для отнесения детей к группам здоровья, влияние наследственных и генетических факторов)
Знание требований к ведению личного дела воспитанника
Стандарты оформления документации, деловых бумаг, запросов, в том числе в электронном виде, привила их хранения
Другие хар

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow