Цель занятия: дать представление о конфликте как социально-психологическом феномене, сформировать знание об основных видах конфликтов и их причинах
Задание 1. Ответьте на следующие вопросы:
1. Что представляет собой конфликт как объект конфликтологической науки?
2. Какова дефиниция понятия «конфликтоустойчивость личности»?
3. Какие известны виды конфликтов?
4. В чем причины возникновения конфликтов?
Задание 2. Докажите, что конфликт - сложное социальное и психологическое явление, успешность изучения которого во многом зависит от качества исходных методологических и теоретических предпосылок, используемых методов. Отберите факты, доказывающие справедливость ваших выводов (ссылки на мнение ученых, научные работы и т.п.). Приведите определения данного понятия из различных источников.
Задание 3. Обозначьте границы объектной и предметной областей конфликтологии, для этого постарайтесь максимально четко определить содержание, которое мы вкладываем в понятие «конфликт».
|
|
Задание 4. Опираясь на предложенный план, подготовьте сообщение по теме «История и становление понятия «социальный конфликт». Подберите иллюстративный материал.
1. Трактат Адама Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов (1776) - первое систематизированное описание конфликтов.
2. К.Маркса и Ф.Энгельса – авторы диалектической модели конфликтов в классово-антогонистическом обществе.
3. Георг Зиммель, представитель антипозитивистского направления классической социологии, и социал-дарвинист Людвиг Гумплович - родоначальники социологии конфликтов.
4. Научные принципы «социологии конфликтов» (по Георгу Зиммелю).
5. Социальные конфликты как функциональное явление, всеобщая и необходимая предпосылка развития общества во все времена (Людвиг Гумплович).
6. Представление Талкотта Парсонса о конфликтах как об аномалии социума или социальной болезни общества.
7. Концепция позитивно-функционального конфликта Льюиса Коузера.
8. Общая теория конфликтов или поведенческая концепция социальных конфликтов Кеннета Боулдинга.
9. Теория конфликтной модели общества Ральфа Дарендорфа.
10. Микросоциологические модели социальных конфликтов Гальтунга и Раппопорта.
Задание 5. Раскройте смысл понятия «социальный конфликт». Отберите факты, доказывающие справедливость ваших выводов (ссылки на мнение ученых, научные работы и т.п.).
Задание 6. Опираясь на исследования российских и зарубежных конфликтологов, объясните, почему ученые предлагают сузить широкое понимание конфликта и считать, что конфликты возникают главным образом при социальном взаимодействии. Почему ученые считают целесообразным включить в объект конфликтологии зооконфликты — конфликты в животном мире и внутриличностные конфликты?
|
|
Задание 7. Подготовьте сообщение о классификации социальных конфликтов Е.М. Бабосова, типологии Ральфа Дарендорфа и дополняющем ее подходе Йозефа Дойча.Отберите факты, доказывающие справедливость ваших выводов (ссылки на мнение ученых, научные работы и т.п.). Приведите примеры.
Задание 8. Раскройте смысл понятия «внутриличностный конфликт». Отберите факты, доказывающие справедливость ваших выводов (ссылки на мнение ученых, научные работы и т.п.). Приведите примеры.
Задание 9. Определите дефиницию «конфликтоустойчивость личности». Обратитесь к учебному пособию Е.А.Никитиной и А.А.Кузнецовой «Формирование позитивной Я-концепции студентов: от теории к практике» (Курск, 2014).
Задание 10. Подготовьте сообщение о роли эмоций в психологическом механизме поведения в трудных ситуациях. Отберите факты, доказывающие справедливость ваших выводов (ссылки на мнение ученых, научные работы и т.п.). Приведите примеры.
Задание 11. Расскажите о двух основных типах реагирования на трудную ситуацию - активном и пассивном. Подберите иллюстративный материал.
Задание 12. Подготовьте сообщение об основных видах и причинах конфликтов. Отберите факты, доказывающие справедливость ваших выводов (ссылки на мнение ученых, научные работы и т.п.). Приведите примеры.
Задание 13. Докажите обоснованность/необоснованность следующего вывода: «нет ни одного конфликта, который в той или иной степени не был бы обусловлен помимо субъективных и объективными причинами». Отберите факты, доказывающие справедливость ваших выводов (ссылки на мнение ученых, научные работы и т.п.). Приведите примеры.