Классификация и обозначение серий локомотивов

Локомотивы имеют следующую классификацию:

по типу - электровозы, тепловозы, газотурбовозы, паровозы;

по числу секций - одно-, двух-, трехсекционные;

по типу экипажной части - тележечные и с жесткой рамой;

по ширине колеи - широкой и узкой;

по числу осей - восьмиосные, шестиосные, четырехосные, трехосные, двухосные.

В свою очередь тепловозы классифицируются:

по роду службы (грузовые, пассажирские, маневровые и маневрово-вывозные; а также промышленного транспорта);

по типу передачи (с электрической постоянного, постоянно-переменного или переменно-постоянного тока и гидромеханической).

Электровозы разделяются на грузовые и пассажирские электровозы постоянного, переменного или двойного питания.

Тип экипажа локомотива определяет его осевая характеристика, отражающая число, расположение и назначение осей (колесных пар). Для локомотивов тележечного типа осевая характеристика представляет собой сочетание цифр, число которых указывает на число тележек в экипаже, а каждая цифра - число осей в тележке.

       
   
 

В осевых характеристиках (рисунок 1.1) индексы "0" указывают на обмоторенные оси, знаки "-" и "+" показывают, что в первом случае тележки не спарены (несочленены) между собой между собой, а втором - сочленены.

 
 

Рисунок 1.1. Осевые характеристики локомотивов

Для локомотивов, работающих на отечественных, а также зарубежных дорогах, установлены определенные габаритные ограничения, определяемые габаритами Т, 1Т (для локомотивов СНГ) и 02Т (для локомотивов, предназначенных на экспорт). Наиболее распространенный габарит 1Т имеет наибольшую предельную ширину 3400 мм и высоту 5300 мм. Действительные выпускаемые предельные значения высоты и ширины кузова имеют меньшие значения, учитывающие возможные смещения тепловоза в эксплуатации.

Серии тепловозов, т.е. группы тепловозов, построенных по одним и тем же проектам, принято обозначать сочетанием заглавных букв и цифр. Как правило, обозначение серии начинается с буквы Т (тепловоз). Вторая буква указывает на тип передачи (Э - электрическая, Г - гидравлическая). Третья буква обычно говорит о назначении тепловоза (П - пассажирский, М- маневровый.

Цифры указывают номер серии тепловоза. По ним можно определить также и завод-изготовитель. Например, номера серий от 1 до49 отведены магистральным тепловозам, спроектированным Харьковским заводом транспортного машиностроения им. Малышева, номера от 50 до 99 присваиваются тепловозам ПО "Коломенский завод", а номера свыше 100 - тепловозам ПО "Ворошиловград тепловоз".

Цифра перед буквенным обозначением указывает на число секций многосекционного тепловоза. Буква после номера серии указывает либо на модернизированный вариант (3ТЭ10М), либо на завод-изготовитель, если первоначальный экземпляр тепловоза был изготовлен другим заводом (2ТЭ10Л, 2ТЭ10В - Луганск, Ворошиловград).

Серии электровозов обозначаются сочетанием букв ВЛ с двузначными цифрами. Для электровозов постоянного тока присвоены номера серий от 1 до 59, для электровозов переменного тока - от 60 и выше. Буквы после цифр обозначают, что в конструкцию данной серии были внесены изменения.

В республике Казахстан эксплуатируются локомотивы чешского производства. Серия ЧМЭ3 - это тепловоз с электрической передачей, маневровый. Электровозы чешского производства обозначаются буквами ЧС.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: