Ключевые слова

Происхождение русской поясной борьбы в Сибири

Аннотация

Русская борьба на поясах имеет общие корни происхождения с единоборствами индоевропейских и индоиранских народов. Этот вид состязания родился из тактики внезапного нападения на противника со спины и его пленения. В Западную Сибирь поясная борьба пришла с русскими переселенцами, под её влиянием появилась борьба на опоясках одетых через плечо, а затем борьба на опоясках одетых на груди крестом.

Ключевые слова

Борьба на поясах, воинская культура, русская борьба, единоборства, традиционные состязания, игровая культура, восточные славяне, Западная Сибирь, традиционная культура, русская ментальность, освоение Сибири, славянская одежда, староверы.

Разнообразные виды состязаний характерные для всех без исключения народов возникли в глубокой древности как элемент физической подготовки для успешной охоты, ведения военных действий, охраны соплеменников, собственности и т.д. Они становились неотъемлемой частью традиционной культуры этносов. Как составная часть традиционной культуры русских, многие элементы состязаний сохраняются до наших дней. Одним из важных элементов в мужской воинской культуре, отражающим ментальность русского человека, является борьба на поясах. Происхождение единоборства на поясах у русских – узловой вопрос истории состязательной культуры, ответ на него раскроет момент зарождения и вектор развития борьбы, детали характерные только для русских, установить степень влияния других народов на русскую культуру, уточнит историческую картину народной жизни.

У русских Западной Сибири было три вида борьбы на поясах. Во всех опояска, именно так называли в Сибири пояс, одевалась по-разному. В одних оборачивали вокруг талии, далее в тексте борьба называется на поясах; в других через плечо и вокруг талии, далее - через плечо; в-третьих, середину пояса закидывали за шею, скрещивали на груди, потом на пояснице, и завязывали вокруг талии, далее - накрест [Александров А.В., 2007. С.163-174; ПМА [1] ].

В отдельные исторические периоды, количество и качество источников по борьбе на поясах или в обхват за пояс было разным. До XIX в. известны два изображения борцов в убранстве храмов Владимира, Суздаля, Новгорода, на одной из миниатюр Радзивиловской летописи, в поэме Майкова В.И., в коротком сообщении помещика Толубеева Н.И. [Лукашов М.Н., 1990. с.38-39; Грунтовский А..В.с.238, 241; Майков В.И. http://www.infoliolib.info/rlit/maykov/elisey.html; Толубеев Н.И., 1898. с.11]

В XIX –ХХ веке, письменных и изобразительных источников стало значительно больше, а информация о борьбе содержательней. К этому времени относится гравюра Анкинсона А., картина Щедровского И.С. «Борцы», борьба фигурирует в литературе, например в романе Горького А.М. «Дело Артамоновых», а так же в различных сообщениях [Горбунов Б.В., 1997А. С.52-55]. Это время было связано с бурным развитием российской исторической науки, литературы, искусства. Конец ХХ в. отмечен специальными этнографическими исследованиями в этой области и сбором полевого материала.

В историографии вопроса тоже наблюдался дисбаланс. Большинство авторов, лишь касались вопроса происхождения единоборства на поясах, в ряду других тем – истории олимпийского движения, мирового или российского спорта. Они опирались на различные опубликованные материалы, но у них не было полевых исследований которые бы уточнили и прояснили многие вопросы [Кун Л., 1982. С.39, 40, 52; Дюперрон Г.А. б/д С.644; Короновский В.И., 2005. С.153, 156, 157; Чесноков Б.М., 1955. С.845; Лукашов М.Н. С.31, 34]. Комплексное и всестороннее изучение (историко-этнографическое, историко-социологическое) этой темы началось только в конце XX века. Его подтолкнула волна общественного интереса к восточнославянской воинской культуре [Горбунов Б.В., 1997А. С.53, 54, 72, 73, 118; Тедорадзе А.С., 2002. С.40-41, 51-52, 64-66, 73-74, 81-88, 115-120, 134-138, 254-255; Реммлер В.В., 1997. С.126-128; Яровой А.В. - http://esrbb.ru; Мандзяк А. С., 2002. С.44, 45].

Для устранения информационных диспропорций в данной теме, необходимо прибегнуть к сравнительно-историческому, сравнительно-языковому и ретроспективному методу.

В зарубежной историографии считают, что в основу поясной схватки у земледельцев и степных кочевников легли боевые приёмы пленения противника, например, всадники, используя захват сзади за пояс, стаскивали с седла убегающего противника, [Кун Л., 1982. С.39, 40, 52].

Относительно южных, восточных и западных славян, считается, что они заимствовали манеру борьбы от скифов, германцев, финно-угров, тюрок и других племён, в период их расселения по Европе в V- VII вв. н.э. [Мандзяк А.С., 2002. С.44, 45].

В отечественной историографии, относительно появления борьбы у восточных славян сложилось несколько версий. Дюперрон Г.А.считал борьбу видоизменением швейцарской борьбы на штанах, в которой противники держатся за края скрученных штанин [Дюперрон Г.А., б/д. С.644]. Короновский В. И., Яковлев М.А., Чесноков Б.М., Лукашов М.Н.считают её самобытной борьбой русских, возникшей от естественного захвата обеими руками за ремень, кушак или корпус [Короновский В. И., Яковлев М.А., 2005 С.153; Чесноков Б.М., 1955 С.845; Лукашов М.Н., 1990 С.31, 34]. Горбунов Б.В., Тедорадзе А.С.придерживаются теориизаимствования этого единоборства от тюркских народов, в ходе миграции славян на восток, а тюрок на запад в Центральную Россию и на Украину в XVI-XIX вв. [Горбунов Б.В., 1997. С.53, 54, 72, 73, 118; Тедорадзе А.С., 2002. С.115, 117, 120, 138].

Что касается Сибири, то исследователь Реммлер В.В. отмечает, чторусским на момент освоения Сибири борьба на поясах уже была знакома, а соседство с тюркскими и монгольскими народами, придало её развитию среди переселенцев лишь дополнительный импульс [Реммлер В.В., 1997. С.126-128].

В отличие от соседей тюрок восточные славяне европейской части страны в борьбе на поясах завязывали пояс узлом. Эта традиция как многое другое была перенесена восточными славянами за Урал. В Западной Сибири пояс перекидывали за поясницу и дважды оборачивали вокруг талии, затем завязывали спереди или сбоку на два узла – простой и с бантом. В борьбе на поясах захват брали накрест - одна рука симметрично шла над другой. Руки в захвате располагались с боку на поясе, за спиной, эффективным и распространённым был так же захват пояса одной рукой напротив живота, а другой рукой напротив позвоночника. В последнем варианте захвата соперники делали болезненные ущемления. [Котлов Ф.Я. 1928 гр., Плесовских И.Е. 1930 гр., Вятчинин П.Г. 1925 гр.]. Во всех вариантах хвата, руки можно было перемещать вдоль пояса, слегка ослабив захват. При отсутствии пояса участники поединка брали в захват ремень, гасник, опушку штанов, ошкур брюк, или обхватывали соперника поперёк корпуса, соединяя свои руки в замок [Щитков А.М. 1926 гр., Балакин В.Р. 1930 гр., Смирных И.Е. 1931 гр.]. Замок осуществляли с помощью захвата за запястье другой руки, зацепа пальцев «в крючок», или сцепки всех пальцев один в один по типу замка «молния». Последний вариант мог привести к перелому собственных пальцев. Были случаи, когда один из поединщиков боролся в обхват за поясницу, а его соперник – за пояс [Сергеев А.П. 1927 гр.]. Исключительным способом противоборства была борьба с захватом пояса только одной рукой, в то время как соперник держал пояс двумя руками. Такую уверенность мог себе позволить только очень могучий и ловкий борец. [Мельников Ф.И. 1930 гр.].

Казанские татары, ногайцы, башкиры, кайсаки не завязывают пояс, а закидывают его середину друг другу на поясницу. Один конец пояса берётся в левую руку, а другой наматывают на правую руку, так чтобы кулаки оказались на спине соперника [Даль В.И., 1996. Т. 1. С.117; Он же, 1981. С.113; Сахабутдинов М., 2003 №1/2; Татаро-башкирская борьба..., 1998. С.4; Мандзяк А., 2002. С.53]. Конструкция поясадиктовала условия захвата, технику и манеру поединка. Это отличительный и существенный факт для исследования техники борьбы. Опояска была непременной частью славянской одежды. В то же время соседи - казанские татары носили рубаху на выпуск, не подпоясываясь.Традицию носить рубаху с поясом татары кряшены и другие крестившиеся народы перенялиу русского населения [Мухамедова Р.Г., 1997. С.13, 23, 24; Завьялова М.К., 1996. С.124; Крещёные татары, 1998. С.299].

Русская борьба знает две разновидности схватки на поясах: с подножкой и без подножки. Последний вариант изучен недостаточно. Специалисты в области традиционных состязаний в ходе различных изысканий, в том числе полевых исследований на Тамбовщине и Задонье проследили способ захвата, но, к сожалению, критерии победы оставили без уточнений. А ведь за этим, кроется техника и особенности единоборства. [Горбунов Б.В., 1997А. С.53; Он же, 1997Б. С.143-144; Тедорадзе А.С., 2002, С.76; Яровой А.В. - http://esrbb.ru].

Состязательная и игровая культура восточных славян в Западной Сибири, особенно новопоселенцев, массово заселявших новые земли в начала ХХ века, имела отпечаток родной культуры. Переселенцы из различных уголков Украины, Белоруссии, центральных и западных губерний России демонстрировали общую состязательную культуру и применяли броски с подножкой и удержание на спине. [Жариков А.А. 1925 гр., Резник С.Ф. 1928 гр., Кармацкий Е.Г. 1932 гр., Яцкевич Н.И. 1924 гр., Калиновский А.У. 1922 гр., Гладких АС 1930 гр.].

Сибиряки в стойке осуществляли стационарный захват за пояс, а после падения на землю вели поединок с вольным захватом, цель которого перевернуть соперника на спину и прижать лопатками к земле, удерживая в этом положении заданное время [Воробьёв И.Г. 1924 гр., Степанов В.В. 1927 гр., Суздальцев Н.Е. 1929 гр.]. Захват за плечи и предплечья в момент удержания, затруднял переворот соперника на бок или на живот, а так же чётко фиксировал победу [Шелегин П.П. 1929 гр., Ромадинов И.Я. 1926 гр., Суздальцев Н.Е. 1929 гр.]. В этих условиях широко применялись зацепы, подхваты и броски через себя, с падением на опорную поверхность и быстрым перекатом на спине [Шелегин П.П. 1929 гр., Гладких А.С. 1930 гр., Морозов Н.Р. 1927 гр.].

Татары казанские состязаются до падения на землю, но не делают подножек, за исключением татар мишарей. Кураширы (борцы) пользуются броском через себя, прогибаясь в спине, и не касаясь земли, или совершают бросок вперёд через спину. По одной из версий мишари – это ассимилированное финно-угорское племя мещёра упоминаемое в русских летописях. [Сахабутдинов М., 2003 №1/2. – http://www.archive.gov.tatarstan.ru; Татаро-башкирская борьба..., 1998. С.4]. Эту борьбу, казанские татары практиковали даже тогда, когда они, переселились в Сибирь.Однако кураш, в дословном переводе борьба, у различных групп сибирских татар отличается. Друг с другом они вели схватку в стойке с подножкой, после падения на землю, поединок мгновенно прекращался, а борец оказавшийся над соперником признавался победителем. В отличие от соседей казанских татар, сибирские татары завязывали борцовский пояс узлом. [Сияутдинов Ш.Ш. 1930 гр., Ярулин А.Д. 1931 гр., Бакиев А.А. 1926 гр., Залилов Г.А. 1924 гр., Хусаинова М.М. 1917 гр.].

Борьба на поясах известна многим народам Евразии, СевернойАмерики, Африки [Мандзяк А.С. 2005. С.266, 269, 275, 277, 278, 278, 335; Он же, 2002. С.45, 46,51- 55, 163-165, 170-173, 218, 219, 222, 223, 225-227, 285-290, 338; Тараумарская борьба - http://www.fscclub.com; ПМБ**]. Самое древнее изображение поединка на поясах, было обнаружено в Месопотамии (началом III тыс. д.н.э.), подобные изображения есть на скифских и сарматских изделиях из кости греческих монетах из Малой Азии [Кун Л., 1982. С.39, 132; Яровой А.В. - http://esrbb.ru; Манздяк А.С., 2005. С.284]. Не исключена вероятность, что, появление поясной борьбы, уходит даже в первобытную эпоху. Обхват корпуса в районе пояса является простым, естественным и очень действенным, даже при отсутствии опыта [Кроновский В.Н., Яковлев М.А., 2005. С.35, 40, 51, 52]. Возможно, по этим причинам борьба получила широкое распространение по всему миру.

Борцовские поединки на поясах были известны и в средневековой Руси. Их изображение есть на барельефе Дмитровского собора во Владимире (XII в.) и «Златых вратах» Рождественского собора в Суздале (XIII в.) Частое упоминание в фольклоре захватов за шёлков пояс, поперёк живота, под пазушки, поперёк хребта, под мышки, под плечи, даётоснование говорить о распространении поясной борьбы у восточных славян. [Лукашов М.Н., 1990. С.38-39; Былины, 1993. С.71; Былины, 1986. С.79, 145, 470; Восточнославянские …, 1992. С.120; Сказки …, 1993. Кн. 2. С.190; Беляев И.В., 1856. С.67; Чесноков Б.М., 1955. С.845].

О более древней практике этой борьбы могут нам свидетельствовать и славянские языки. В речи западных славян борьба произносится как zapas, а пояс - pas. Увосточных славян борьба (брать) и пояс (поясать) происходят от старинного ять (яти), поять (брать, поймать, хватать, обнять, забрать, пленить, вязать) [Мандзяк А., 2002. С.44, 45; Он же, 2005. С.319, 322, 335; Даль В.И., 1996. Т. III. С.235, 376, 377; Он же, 1996. Т. IV. С.682]. Это также говорит о едином корне происхождения этой борьбы у славян в целом.

При дальнейшем сравнение языков можно увидеть, что корень славянских единоборств на поясах или в замок уходят ещё глубже, к индоевропейской и индоиранской общности. Слова с корнем jasati (опоясывать, вязать, вязти) и другими его вариантами - ушт, уст, аст, ост, ист, ест, яст, этимологически связаны. Они присутствуют в словах означающих борьба, бой, схватка, пояс. К ушт и (к уст и, г ушт и, г уст ин, к аст ин, к ост ин, к ист ин, к аст ингири) - этоборьба, одновременно к ушт иэто поясу некоторых народов Средней Азии и Индии; дильк ист инди -групповая борьба греков; х аст – осетинская борьба; l ust a – итальянская, r ist ines -литовская борьба, juost a ( латышское jost a) – пояс; р ист ание – борьба и бойрусских, п яст анье – битьё, ясок, опо яс ок – пояс, кушак; p est ni zapas – кулачная бой чехов; wr est ling, wor st eling, wrakseling - борьба англичан, голландцев и фризов. [Мандзяк А., 2002. С.216-219, 152, 342, 338; Он же, 2005. С.35, 278, 224, 322; Он же, 2008. С.157, 220, 311, 314; Асмолов К.В. - www.mortalfit.narod.ru; Дорошенко Е.А. - http://www.rodon.org; Семёнов А.В. - http://www.evartist.narod.ru; Даль В.И., 1996. Т.I. С.337, 406; Там же, Т.II. С.229; Там же, Т.IV. С.96]. Буквы к, г, п, р впереди большинства слов похожи на сокращение многочисленных вариантов русского слова «рука». В родственных языках обозначение различных частей руки, похожи по звучанию, например, в русском языке кулак, пясть, пять - соответствует санскритскому kulaka (пять вместе), penta (пять) и английскому fist (кулак); русское рука – немецкому der Ruck (толчок); старорусское плечо - рамо / рамено (с возможной перестановкой Рамо на арм, как рожь и аржаной) - немецкому der Arm (рука от кисти до плеча) и английскому arm (плечо). По правилам русского языкаслово рамо вполнеможет меняться на арм, как артель и рота, рожь и аржаной. [Гусева Н.Р., 2002. С.298; Даль В.И., 1996. Т.I. C.24; Там же, Т.II. С.215; Там же. Т.III. С.552; Там же, 1996. Т.IV. С.57]. Русский языксохранил одинаковую структуру слов с санскритом, и систему их построения. Отталкиваясь от этого факта можно предположить, что фразы хватать за пояс, обхватывать, опоясывать руками, сжимать в кулак, могли в исходном варианте звучать как penta jasati, kulaka jasati, ruka jasati, а в сокращении- pojasati (pojati, pojas), kujasati (kisti, kusti, kast), rujasati (resti, risti). [Дурга Прасад Шастри, 1996. С.60-62; Гусева Н., 1996. С. 70-75, Жарникова С., 1996. С. 121-134].

Борьба на поясах родилась из практики захвата языка, а не пленения в коллективном бою, внезапный обхват противника с тыла был боле безопасен для нападающего. Для славян умеющих маскироваться и нападать из засад, по словам Прокопия Кесарийского, это было привычным делом. «Бросившись на него сзади, славянин внезапно схватил его [м.к. - готского воина] и, сильно сжав его обеими руками поперёк тела, принёс в лагерь...» [Прокопий Кесарийский - http:// www.vostlit.info.ru]. Таким же способом герой-богатырь Илья Муромец пленит для допроса своего противника [Былины, 1986. С.145]. Подобный захват в охапку со сдавливанием рук применяет против Зигфрида героиня германского эпоса Брунхильда. Далее она делает попытку связать его поясом [Манздяк А.С., 2005. С.78]. Во всех описанных схватках отсутствовала подножки, думается, что внезапный захват не был нацелен на длительную борьбу, в двух повествованиях пленение происходит за счёт одновременного сковывания рук и тела захватом в охапку.

Привычная стойка соперников лицом к лицу и одинаковое скрещивание рук одна над другой, родились в момент защиты от захвата, когда обороняющийся поворачивался к нападающему и одновременно отжимал его руки своей. Именно так, правда, без атаки ногами, защищались любители французской борьбы, в которой пояс - обхват руками поперёк корпуса с разных сторон и положений, это основной приём. [Короновский В.Н., Яковлев М.А., 2005. С.42, 39, 38]. У белорусов, русских и коми в играх Ззаду и Подъем на плечо сохранилась борьба без подножек и поворота к своему противнику [Мандзяк А., 2002. С.46, 54; Калиновский А.У. 1922 гр., Суздальцев Н.Е. 1929 гр.].

Оба вида борьбы были больше развивающей игрой, чем прикладным ратоборством. Прикладным был лишь момент неожиданного и уверенного захвата сзади, в крайнем случае, сбоку. Это можно проследить на примере следующего описания - «…горазд был Алёша Мокеев. Подскочил к одному Мотовилову, ткнул кулаком-резуном в грудь широкую, падал Сидор назад, и Алёша не дав ему совсем упасть, ухватил его поперёк дебелыми руками да изо всей мочи и грянул бойца о землю» [Мельников П.И., 1988. С. 538]. В состязании захват за пояс спереди усиливал воздействие на центр тяжести соперника, и давал хорошее стартовое положение для целого ряда бросков. [Лукашов М.Н., 1990. С.31, 34]. Однако в открытом пешем бою такая борьба была не эффективна, так как могла возникнуть опасность получить дополнительный удар в лицо или в пах, а в конном поединке на скаку самому выпасть из седла, даже при захвате сзади. На одном из планов в картине «Последний бой Ермака» изображён казак, который схватил поперёк спины татарского воина, оторвав его от земли. Руки воина свободны и он запросто блокирует опасный бросок, упираясь казаку рукой в лоб [Варварская галерея – http://varvar.ru]. После таких действий бросок назад практически невозможен и мало эффективен [Короновский В.Н., Яковлев М.А., 2005. С.37-38].

Единоборство на поясах – это не конное, а пешее состязание. Это подтверждают все доступные изображения борьбы. В языке киргизов борьба на поясах даже переводится как пешее состязание. Для уверенного захвата в такой борьбе требуется время, чтобы просунуть за пояс или ремень пальцы. В движении это сделать сложно, а на скаку ещё сложнее. Борьба верхом на лошадях известна народам Средней Азии, Кавказа, Поволжья (калмыкам), Задонья (русским) но в ней применяют различные захваты и перехваты за руки, голову, корпус и одежду противника [Мандзяк А., 2002. С.138-142, 194-196, 223; Яровой А.В. - http://esrbb.ru]. В тюрко-монгольском эпосе батыры, испробовав все виды оружия в поединке, и не достигнув над соперником перевеса, схватываются в борьбе на конях, и только спешившись, они берутся за пояса [Липец Р.С., 1984. С.93, 94].

Пешая борьба на поясах без подножки могла хорошо укрепить верхнюю часть тела, что важно для различных видов боя в седле. Однако степные кочевники, скорее всего, наследовали эту борьбу от безлошадных предков. Тем более на просторах Евразии издавна проходило смешение иранских, индоевропейских, урало-алтайских племён гор, леса и степи [Вайнштейн С.И., 1961. С.217; Малолетко А.М., 2003. С.52-56; Николаев В.В., 2005. С.15, 37, 45, 63, 234].

Элементов прямого влияния тюрок на борьбу восточных славян не много. В ряде сёл Донецка единоборство на поясах с подножкой называется куриш [Горбунов Б.В., 1997А. С.54]. В то же время есть примеры, когда борьбу в Европейской части и за Уралом называли укрАинская, русская и даже русско-швейцарская [Кроновский В.Н., Яковлев М.А., 2005. С.153, 156, 157; Чесноков Б.М., 1955. С.847; Гладких А.С. 1930 гр., Бесчастных А.И. 1926 гр., Пермяков А.И. 1924 гр., Крюков П.Х. 1922 гр., Верховцев П.И. 1931 гр.]. Последний вариант, это лишь дань моде и потакание вкусам высших слоёв общества конца XIX – начала XX, которые тяготели ко всему иностранному. [Чесноков Б.М., 1955. С.847]. Продолжая называть борьбу русско-швейцарской, её все же чётко отграничили от азиатской борьбы, в программе проведения Сабантуя в 1927г. [Понамаренко М.В., 2008. С.362]. Вероятно азиатская, это та самая борьба на верёвках переброшенных за поясницу, с которой познакомился один из респондентов в 1930 - е гг. [Кукарский Ф.Д. 1924 гр.]. Эта борьба, по точному замечанию Даля В.И., не похожа на борьбу русских, в ней под силки не берут, а подножек не любят [Даль В.И., 1981. С.113]. Словаже куриш и Сабантуй могливойти в русскуюречь в 1930-е гг. в период формирования советского календаря обрядов и праздников. Название праздника Сабантуй в честь окончания посевной имело хождение в районах со смешанным русско-татарским населением. В районах с русским населением сохранилось старое название – Маёвка. [Стрельцов И.Ф. 1931 гр., Черников И.Ф. 1921 гр.].

По законам заимствования названия, некоторые приёмы борьбы должны иметь тюркское происхождение. Но по данным различных исследований, таковых нет. Обозначение приёмов и в европейской части страны, и в Западной Сибири, имеют русское название и вполне понятны русскому человеку по смыслу. Это броски с холки, с крюка, с носка, с пятки, с подвала, на верток, на кружок и т. д. [Горбунов Б.В., 1997. С. 55-58; Тедорадзе А.С., 2002, С.81-86; Зобнин Ф.К., 1984. С.53; Гейнц Я.Я. 1924 гр., Агапитов В.А. гр.].

Кроме того, условия поединка – положить на лопатки и лежачего не бьют, то есть побеждённого, сдавшегося, являются частью русской ментальности, символом абсолютной победы, благородства, границей дозволенного, моральным ограничением жестокости, гарантией сохранения целостности души. Издевательство над поверженным соперником неминуемо приведёт к духовному и физическому поражению. Очень точно глубину этого выразил Суворов А.В. в «Науке побеждать» - «БОЖИЯ же ПОМОЩЬ быстрее мысли воину доблестному; посему просящему в бою пощады – помилуй: кто мститель – тот разбойник, а разбойникам БОГ не помощник…», «Молись БОГУ: от НЕГО победа!» [Суворов А.В., 1996. С.1-2]. В русском языке и сегодня можно встретить в выражения – одержал победу, опрокинул навзничь, нанёс урон, положил, уложил, припечатал к земле, прижал, дожал, имеющие смысловое обозначение уверенной победы в каком-либо споре.

Существование борьбы без подножек в зоне контактов славян с тюрками (на Украине, Тамбовщине, Задонье), может говорить о сходстве происхождения. [Тедорадзе А.С., 2002. С.76, Горбунов Б.В., 1997А. С.52-54, Яровой А.В. - http://esrbb.ru]. Война с кочевниками в приграничных с кочевниками землях, требовали отточенных навыков для боя в седле. В чистом виде борьба для тренировки боя верхом она не подходила. Пеший вариант на поясах без подножек ограничивала работу руками и ногами, а потому мог дать базовое развитие работе всего корпуса. Возможно, это послужило дополнительным импульсом к развитию борьбы без подножки на юге восточнославянских территорий.

Первые описания борьбы на опоясках через плечо появились в конце XIX – начале XX вв. в работах Зобнина Ф.К. [Зобнин Ф.К., 1894. С.53] и Чукмалдина Н.М. [Чукмалдина Н.М., 1997. С.95] Первый указал на способ одевания опояски через одно плечо и вокруг себя, второй сообщил только название – под пояски и с. Каменка, что под г. Тюмень. В ходе экспедиции в это село, была получена информация, которая помогла установить, что это один вид борьбы. В 1924 г. о борьбе в с. Каменка скупо сообщала местная пресса [Деревенский праздник, 1924. С.2]. В 1926 г. появляется краткое упоминание название борьбы – русская в программе проведения физкультурных вечеров, рекомендованных партийными органами [ГУТО ГАСПИТО Ф.21, Оп.1, Д.59, Л.55]. Следующее письменное сообщение о данной борьбе появилось только в 90- е. гг. XX в. Исследователь Потрепалов А. зафиксировал конфессиональную принадлежность практикующих борцов – староверы, их ревностное отношение к сохранению традиций, название борьбы - руськая, способ одевания опояски – через левое плечо, и что особенно важно, особенности формирования захвата руками за опояску [Потрепалов А., 1995. С.6]. Это сообщение чётко указывает на отличие данного вида борьбы, от всех остальных видов борьбы зафиксированных ранее у русских. Позже о борьбе в Зауралье на опоясках повязанных от плеча наискосок и вокруг пояса сообщает Такунцев М. [http://www.kik.kgsu.ru].

На этих описаниях, круг письменных свидетельств, о данном виде борьбы, заканчивается. Однако есть основания, предполагать по некоторым данным, что об этой борьбе, писал тюменец Калугин Н.В. в своих воспоминаниях [Калугин Н.В., 2002. С.54-55]. Возможно эта же борьба скрывается под названием борьба в обхват на опоясках. Её рекомендовал клубам председатель ОСФК Метелёв как одно из средств воспитания сельской молодёжи в летний период [ГУТО ГАСПИТО Ф.9, Оп.1, Д.54, Л.95]. Похожий вид борьбы с захватом одной рукой за пояс, а другой за воротник описывает Тедорадзе А.С. исследующий региональные особенности состязаний на Тамбовщине. [Тедорадзе А.С., 2002. С.138].

Генезисом этой борьбы, по мнению Горбунова Б.В. стало слияние двух единоборств - русской борьбы за вороток и тюркской на поясах [Горбунов Б.В., 1999. С.80]. В борьбе за вороток илипо-другому об одной ручке соперники в течение схватки держат друг драгу за ворот или за плечо одной рукой, не включая в работу вторую руку, или по предварительному уговору осуществляют свободной рукой захваты за любую часть тела или одежды [Горбунов Б.В., 1997А. С.50-51]. Версии происхождение единоборства от схватки в обхват в замок придерживается Тедорадзе А.С. относительно исследованной им борьбы. По мнению автора, состязание в зимней одежде доставляло неудобство, поэтому борцы перешли на захват за ворот и пояс. [Тедорадзе А.С., 2002. С.138].

Однако ряд других фактов дает основание полагать, что борьба на опоясках через плечо тоже произошла от поединков в обхват через плечо. И та, и другая борьба имели одно название – русская [Горбунов Б.В., 1997А С.48, Тедорадзе А.С., 2002. С.64; Потрепалов А., 1995. С.6; Гейнц Я.Я. 1926 гр., Агапитов В.А. 1926 гр.]. Оба вида борьбы имели одинаковый захват, так, при отсутствии опояски борцы сибиряки могли схватываться в замок через плечо, и разорвав его, хватать соперника одной рукой за плечо, а другой рукой за ремень на боку штанов [Гейнц Я.Я. 1926 гр., Агапитов В.А. 1926 гр., Захаров Г.А. 1917 гр.]. В этом есть определённое сходство с борьбой за вороток, потому как оба вида произошли от борьбы в обхват через плечо. Этих три способа борьбы роднит то, что рычаг воздействия на позвоночный столб соперника расположен по диагонали. Единоборство об одной ручке могло быть следствием необходимого разрыва дистанции в бою и ухода от нежелательного удара, например, ниже пояса или ранения руки. Ведь был же кулачный бой одной рукой, в том числе как результат потери конечности [Горбунов Б.В., 1997А. С.34]. Дополнительную роль на формирование борьбы могла оказать борьба на поясах, ведь конструкция одетой через плечо и одновременно вокруг талии опояски не вполне естественна, в обыденной жизни не применялась. Хотя прообразом такой опояски могла быть солдатская портупея, но фактов на это счёт пока нет.Очевидно, что конструкция повязанной опояски придумывалась только для борьбы и удобного уверенного захвата.Обычно её завязывали через правое плечо, скручивали на боку 3 раза или завязывали на одиночный узел, а затем повязывали вокруг талии [Гейнц Я.Я. 1926 гр., Агапитов В.А. 1926 гр., Молчанов Ф.В. 1909 гр.]. По сообщению одного из респондентов, такое одевание опояски связанос наложением во время молитвы креста справа и налево вниз, поэтому опояска должна была оберегать борющегося. [Шестернёв В.А. 1927 гр.]. Возможно, для некоторых это так и представлялось, но по некоторым данным это вторичное наложение информации, ведь они не молились, а боролись. Безусловно, большинство повязывали опояску через правое плечо влево, однако не все, леворукие борцы, их конечно же было меньшинство, просили перевязать опояску на противнике через левое плечо, так как им было удобнее держаться левой рукой за специальную скрутку-ручку на правом боку соперника [Гейнц Я.Я. 1926 гр, Агапитов В.А. 1926 гр.]. Встречался так же вариант, когда опояску перекидывали через плечо и сразу завязывали под мышкой, не обворачивая талию [Горбунов Б.В., 1999. с.79-80; Громов И.Ф. 1924 гр., Ольков Г.А. 1924 гр.]. Вероятно, причиной этого была недостаточная длинна опояски или верёвки, которую могли использовать в качестве замены.

В свою очередь борьба в обхват через плечо, зародилась как вариант освобождения от захвата сзади в охапку. Практика показывает, что, освобождаясь из кольцевого объятия противника с разворотом к нему, можно высвободить одну руку и перейти к симметричному захвату как в замок за пояс, так и в замок через плечо, свободно меняя их (рис. 1). Борьба в обхват через плечо была распространена у разных народов, у русских она имела две разновидности: схватки без подножки и с подножкой. Новые варианты борьбы – за вороток и на опоясках через плечо существовал только у русских В них на фоне силовой противоборства, увеличивался фактор ловкости, и расширялись тактико-технические возможности на случай конфликта. [Манздяк А.С., 2002. С. 163, 338; Он же, 2005. С. 269, 270, 319, 31, 35, 36, 79, 81; Горбунов Б.В., 1997А. С.48-50; Тедорадзе А.С., 2002. С. 66, 67]. Во время схватки на опоясках через плечо существовали варианты, когда победа засчитывалась после касания земли третьей точкой (таз, колено, рука) [Мальцев В.И. 1918 гр., Вогарь С.Я. 1930 гр., Тугумов В.А. 1948 гр., Семёнов А.Н. 1949 гр.]. Борьба с опояской накрест в письменных источниках не отражена, но сохранилась в памяти старших поколений. Версий её происхождения не существует. Полевые материалы дают основание говорить о прямой связи этой борьбы с борьбой на опоясках через плечо. Оба вида распространены в одних и тех же районах и даже населённых пунктах. Опояску завязывали тремя способами: 1) забрасывали за шею, скрещивали на груди, потом на пояснице, и завязывали вокруг талии с узлом на середине живота; 2) завязывали узел за спиной, не выводя концы опояски вперёд; 3) завязывали, как в борьбе через плечо, но оставляли длинный конец, чтобы перекинуть его через другое плечо и связать с коротким концом, чтобы узел оказался на боку [Семёнов И.С. 1924 гр., Куликов И.И. 1918 гр, Булдаков М.М. 1926 гр.]. Был так же способ, когда использовались две опояски, одновременно одетые наискосок через правое и левое плечо [Пальшин Ф.Т. 1935 гр., Булдаков М.М. 1926 гр.]. Перед началом схватки борцы делали захват за плечевую и боковую лямку, как в борьбе через плечо, реже за опояску в районе талии, как в борьбе на поясах [Костоломов А.С. 1932 гр., Куликов И.И. 1918 гр., Булдаков М.М. 1926 гр.]. Во время схватки разрешались перехваты за любую часть пояса, и запрещались удушающие действия стягиванием лямок на шее. В единоборстве применялись подножки. Борьба велась до прижатия противника лопатками к земле. Специфическим захватом и приёмом, в случае если опояска была перекинута за шею, являлся захват за перекрестье двумя руками, с натяжением пояса и давлением вниз используя весь свой вес [Булдаков М.М. 1926 гр.]. Соперник в этом положении терял инициативу и возможность маневрировать. Встречалось борьба двоих против одного силача, когда один стоял спереди, а другой сзади. У обоих опояски были одеты через одно плечо, а у их соперника – две, они и формировали крест. Захват за пояс был как в борьбе через плечо, без перехватов [Кобелев Г.С. 1929 гр.].

Таким образом, очень древняя и широко распространённая поясная борьба и её разновидности имели в традиционной культуре различных народов свои специфические черты, особенности и пути развития. Русская борьба на поясах имеет общие корни происхождения с единоборствами родственных индоевропейских и индоиранских народов. Этот вид состязания имеет сходное происхождение с поясными единоборствами соседей тюрок, он родился из тактики внезапного нападения на противника со спины и его пленения, впоследствии пешая борьба на поясах стала хорошей тренировкой для вольной рукопашной схватки в седле. В Западную Сибирь поясная борьба пришла с русскими переселенцами. Из борьбы с захватом пояса на талии и борьбы в обхват через плечо развилась борьба на опоясках одетых через плечо и вокруг талии, затем появилась борьба на опоясках завязанных на груди крестом. Русские сибиряки, в отличие от сибирских татар после падения продолжали поединок в положении лёжа на земле, выполняя произвольные захваты, стараясь прижать и удержать соперника на лопатках. У русских были свои названия приёмов, а так же критерии победы над противником, в которых отражены принципы русской воинской культуры и христианской веры.

Библиография

Александров А. В. Русская борьба «на опоясках»: генезис, техника, терминология, классификация // Вестник археологии, антропологии и этнографии. - 2007. - №8. - с. 163-174

Асмолов К.В. Боевые искусства Индии – Режим доступа http://www.mortalfit.narod.ru/india.htm

Беляев И.В. Борцы в Древней Руси // Русская беседа. Т.2. - М.: Типография Александра Семена, 1856. - с.57-71

Былины. / Составитель Ю.Г. Круглова - М.: Просвещение, 1993. - 207 с.

Былины. / Составитель В.И. Калугин - М.: Современник, 1986. – с. 559 с.

Вайнштейн С.И. Тувинцы-Тоджинцы: историко-этнографические очерки. - М.: Издательство восточной литературы, 1961. - 217 С.

Варварская галерея – Режим доступа http://www.varvar.ru/arhiv/gallery/battle_art/demidov/ermak.html

Восточнославянские волшебные сказки: для учащихся средних и старших классов. / Составитель Т.В. Зуева. - М.: Просвещение, 1992. – 447 с.

Горбунов Б. В. Традиционные рукопашные состязания в народной культуре восточных славян XIX –начала XX в. - М.: Типография РАН, 1997А. – 169 с.

Горбунов Б. В. Программа-вопросник сбора сведений по теме «Традиционные народные состязания» // Традиционная народная культура русских: Сборник программ и вопросников для этнографических исследований. - Рязань.: ТОО Рязанская областная типография, 1997Б. - с. 140-146

Горбунов Б.В. Воинская состязательно-игровая традиция в народной культуре русских. Историко-этнографическое исследование. - М.: Типография РАН, 1999. – 379 с.

Грунтовский А.В. Русский кулачный бой. История, этнография, техника. -СПб.:Издательский дом Нева; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.- 384 С.

Гусева Н.Р. Славяне и арьи. Путь богов и слов. - М.: ФАИР-ПРЕС, 2002 – 336 с.

Гусева Н. Арьи, славяне: соседство или родство? // Древность: Арьи. Славяне. - М.: Палея, 1996. - с.63-88

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - С-Пб.: ТОО Диамант, 1996. Т.1 800 с.

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - С-Пб.: ТОО Диамант, 1996. Т.II 784с.

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - С-Пб.: ТОО Диамант, 1996. Т.III 560 c.

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - С-Пб.: ТОО Диамант, 1996. Т.1V560 с.

Даль В.И. Бикей и Мауляна // Даль В.И. Повести и рассказы. - Уфа.: Башкирское книжное издательство, 1981. - с. 85-149

Деревенский праздник // Трудовой набат №166 (24 июля 1924 г) с. 2

Дорошенко Е.А. Зароострийцы в Иране (Историко-этнографический очерк)/ - М.: Наука, 1982. - 133 с. – Режим доступа http://www.rodon.org/dea/zvi.htm

Дурга Прад Шастри Связь между русским и санскритом // Древность: Арьи. Славяне. - М.: Палея, 1996. - с. 60-63

Дюперроп Г.А. Борьба // Словарь Брокгауза и Ефрона. - б/д. - с. 644

Жарникова С. Древние тайны Русского Севера // Древность: Арьи. Славяне. М.: Палея, 1996. - с.93-126

Завьялова М.К. Татарский костюм: из собрания Государственного музея Республики Татарстан. - Казань: ЗАМАЙ, 1996. - 256 с.

Зобнин Ф. К. Из года в год (Описание круговорота крестьянской жизни в селе Усть-Ницинском тюменского округа) // Живая старина. - СПб 1894. - вып. 1.- с. 37-64

Калугин Н.В. (1903-1990) Мои воспоминания // Сибирский исторический журнал. - 2002.- №1.- с. 48 - 64

Защита и нападение / В.Н. Короновский, М.А. Яковлев - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005. - 352 с.

Крещёные татары // Татарский энциклопедический словарь. – Казань.: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 1998. – 703 с.

Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. - М.: Радуга, 1982. - 559 с.

Липец Р.С. Образы батыра и его коня в тюрко-монгольском эпосе. - М.: Наука, 1984. – 262 с.

Лукашов М.Н. И были схватки боевые…: Рассказы о неизвестных эпизодах из славного прошлого отечественной борьбы, бокса и кулачного боя. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 240 с.

Майков В.И. Елисей, или Раздражённый Вакх // http://www.infoliolib.info/rlit/maykov/elisey.html

Малолетко А.М. Тюркский этногенез в горах Южной Сибири в докаганатское время // Этнография Алтая и сопредельных стран: Материалы междун, науч.-практ. конф. - 2003. - Вып. 5. - с. 52-56

Манздяк А. Воинские традиции народов Евразии. – Минск.: Харвест, - М.: АСТ, 2002. - 344 с.

Манздяк А. С. Боевые искусства Европы. – Минск.: ИООО Современное слово, 2005. - 338 с.

Мандзяк А. Воины ислама: Воинские и боевые искусства мусульманских народов. - Минск.: Книжный дом, 2008. - 416 с.

Мельников П.И. (Андрей Печерский) На горах. Кн.1. - М.: Правда, 1988. – с.608

Мухамедова Р.Г. Татарская народная одежда. Казань: Татарское книжное изд-во, 1997. – 224 с.

Николаев В.В. История предков чувашей. XXX в. до. н. э. ~ XV в. н. э. – Чебексары.: Фонд историко-культурологических исследований им. К.В. Иванова, 2005. - 408 с.

Понамаренко М.В. Модернизация праздничной культуры татар Западной Сибири (на примере Сабантуя) // Этнография Алтая и сопредельных территорий: Материалы международной научной конференции. – 2008. - № 7. – с. 360-362

Потрепалов А. Борьба моего дедушки. // Спортивная жизнь России. – 1995. - № 6. - с. 6

Прокопий Кесарийский Война с готами – Режим доступа http:// www.vostlit.info.ru

Реммлер В.В. Параллели в восточных единоборствах и единоборствах сибирских казаков // Россия и Восток: история и культура, этнокультура и этносоциальные процессы. Материалы IV Международной научной конференции Россия и Восток проблемы взаимодействия. - Омск, 1997 г. с. 126-128

Сахабутдинов М. Равняясь на олимпийцев // Гасырлар авазы - Эхо веков. – 2003. - № ½. – Режим доступа http:// www.archive.gov.tatarstan.ru

Семёнов А.В. Этимологический словарь русского языка. Русский язык от А до Я. – М.: Юнвес, 2008. - 704 с. – Режим доступа http://www.evartist.narod.ru/text15/019.htm

Сказки славянских народов в 14 книгах. / Составитель И. Панкеев - М.: Голос, 1993. – Кн. 2. - 336 с.

Суворов А.В. Наука побеждать. - М. Типография ВНЕШТОРГИЗДАТА, 1996.- 64 с.

Такунцев М. «Унести круг» очень почётно // Курган и курганцы. – 2008. - № 144 – Режим доступа http://www.kik.kgsu.ru/list.php?id=14895.

Татаро-башкирская борьба: правила судейства. – Тюмень.: Областное татарское книжное изд-во, 1998. – 14 с.

Тараумарская борьба. – Режим доступа http://www.fscclub.com/vidy/tarahumara.shtml

Тедорадзе А.С. Русские рукопашные состязания как явление социальной истории аграрного общества. Тамбовская губерния, вторая половина XIX - первая половина XX в.: Дис. …канд. ист. наук. – Тамбов, 2002. На правах рукописи. - 252 с.

Толубеев Н.И. Записки Н.И. Толубеева (1780-1809 г.). - СПб, 1898. – 197 с.

Чесноков Б.М. Русская народная борьба // Теория и практика физической культуры - 1955. - № 11. - с. 842-847

Чукмалдин Н.М. Мои воспоминания: избранные произведения. – Тюмень.: Софт Дизайн, 1997. - с. 367

Яровой А.В. Воинские состязания как элемент традиционной культуры в станицах и слободах Задонья. - Режим доступа -http://esrbb.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=119&Itemid=37

Список информаторов

Тюменская область

Агапитов В.А. 1926 гр. н/р. с. Каменка, р. Тюм.

Бакиев А.А. 1926 гр. н/ст. д. Алга, р. Тоб.

Бесчастных А.И. 1926 гр. н/р. с. Вагай, р. Ваг.

Булдаков М.М. 1926 гр. н/р. с. Армизон, р. Арм.

Верховцев П.И. 1931 гр. н/р. с. Антипино, р. Ниж.

Вогарь С.Я. 1930 гр. н/б. д. Молчаново, р. Тюм.

Вятчинин П.Г. 1925 гр. н/р. с. Петелино, р. Ялт.

Гейнц Я.Я. 1926 гр. н/н. с. Кулаково, р. Тюм.

Громов И.Ф. 1924 гр. н/р. д. Малая Бухталка, р. Ниж.

Жариков А.А. 1925 гр. н/р. с. Викулово, р. Вик.

Залилов Г.А. 1924 гр. н/ст. с. Вагай, р. Ваг.

Захаров Г.А. 1917 гр. н/р. д. Молчаново, р. Тюм.

Кармацкий Е.Г. 1932 гр. н/р. с. Аромашево, р. Аро.

Котлов Ф.Я. 1928 гр. н/р. с. Вагай, р. Ваг.

Кобелев Г.С. 1929 гр. н/р. д. Черёмушки, р. Ялт.

Костоломов А.С. 1932 гр. н/р. д. Миролюбово, р. Ист.

Крюков П.Х. 1922 гр. н/р. с. Нижняя Тавда, р. Ниж.

Кукарский Ф.Д. 1924 гр. н/р. с. Нижняя Тавда, р. Ниж.

Куликов И.И. 1918 гр. н/р. р.п. Голышманово, р. Гол.

Мальцев В.И. 1918 гр. н/р. с. Каменка, р. Тюм.

Мельников Ф.И. 1930 гр. н/р. с. Викулово, р. Вик.

Молчанов Ф.В. 1909 гр. н/р. д. Молчаново, р. Тюм.

Ольков Г.А. 1924 гр. н/ р. с. Викулово, р. Вик.

Пальшин Ф.Т. 1935 гр. н/к. с. Бельховка, р. Юрг.

Пермяков А.И. 1924 гр. н/р. с. Вагай, р. Ваг.

Плесовских И.Е. 1930 гр. н/р. с. Вагай, р. Ваг.

Резник С.Ф. 1928 гр. н/р-у. с. Вагай, р. Ваг.

Сергеев А.П. 1927 гр. н/р. с. Нижняя Тавда, р. Ниж.

Семёнов А.Н. 1949 гр. н/р. д. Молчаново, р. Тюм.

Семёнов И.С. 1924 гр. н/р. с. Ярково, р. Ярк.,

Сияутдинов Ш.Ш.1930 гр. н/ст. д. Ерек, р. Тоб.

Смирных И.Е. 1931 гр. н/р. с. Булашово, р. Тоб.

Суздальцев Н.Е. 1929 гр. н/р. д. Александровка, р. Сор.

Тугумов В.А. 1948 гр. н/р. д. Молчаново, р. Тюм.

Хусаинова М.М. 1917 гр. н/ст. с. Вагай, р. Ваг.

Шестернёв В.А. 1927 гр. н/р. с. Абатск, р. Абт.

Шелегин П.П. 1929 гр. н/р. с. Абатск, р. Абт.

Щитков А.М. 1926 гр. н/р. д. Щитково, р. Ярк.

Ярулин А.Д. 1931 гр. н/ст. с.Чугунаево, р. Ниж.

Яцкевич Н.И. 1924 гр. н/р. с. Аромашево, р. Аро.

Новосибирская область

Балакин В.Р. 1930 гр. н/р. д. Ярки, р. Чер.

Воробьёв И.Г. 1924 гр. н/р. д. Завьялово, р. Иск.

Гладких А.С. 1930 гр. н/у. д. Улыбино, р. Иск.

Калиновский А.У. 1922 гр. н/б. д. Завьялово, р. Иск.

Морозов Н.Р. 1927 гр. н/р. п. Степной, р. Иск.

Ромадинов И.Я. 1926 гр. н/р. д. Завьялово, р. Иск.

Степанов В.В. 1927 гр. н/р д. Завьялово, р. Иск.

Стрельцов И.Ф. 1931 гр. н/р р. с. Огнёво-Заимка, р. Иск.

Черников И.Ф. 1921 гр. н/р д. Безменово, р. Чер.

Материалы делопроизводства

ГУТО ГАСПИТО Ф.21, Оп.1, Д.59, Л.55

ГУТО ГАСПИТО Ф.9, Оп.1, Д.54, Л.95

Список сокращений

ИПОС СО РАН – Институт проблем освоения Севера СО РАН

ПМА - полевые материала автора

ПМБ – полевые материалы к.и.н. Базлова Г.Н.

ГУТО ГАСПИТО – Государственное учреждение Тюменской области Государственный архив социально-политической истории Тюменской области.

м.к. – мои комментарии

б/д – без даты

н/р – национальность русский

н/у - национальность украинец

н/р-у - национальность русский-украинец

н/б – национальность белорус

н/н - национальность немец

н/ст – национальность сибирский татарин

н/к – национальность коми

р. Тюм – р-он Тюменский

р. Тоб. – р-он Тобольский

р. Ниж. – р-он Нижнетавдинский

р. Гол – р-он Голышмановский

р. Ваг. – р-он Вагайский

р. Ялт. – р-он Ялуторовский

р. Ярк. – р-он Ярковский

р. Ист. – р-он Исетский

р. Юрг. – р-он Юргинский

р. Арм. – р-он Армизонский

р. Аро. - р-он Аромашевский

р. Аба. - р-он Абатский

р. Вик. – р-он Викуловский

р. Иск. – р-он Искитимский

р. Чер. – р-он Черепановский

р.п. – районный посёлок

п. – посёлок

с. – село

д. - деревня

Александров Андрей Владимирович аспирант.

Место работы ИПОС СО РАН (625026, Тюмень, ул. Малыгина, д.86)

Домашний телефон 8 (3452) 41-25-72

Мобильный телефон 8 (922)-4-86-83-90

Электронная почта: alexav@nm.ru


[1] ПМА - полевые материала автора 2001-2009 гг. (Экспедиция Тюменская обл. - Тюменский, Тобольский, Нижнетавдинский, Исетский, Упоровский, Вагайский, Юргинский, Ялуторовский, Заводоуковский, Голышмановский, Омутинский, Ярковский, Аромашевский, Армизонсий, Абатский, Сорокинский, Казанский район; Омская обл. – Калашниковский, Оконечниковский, Тарский район; Новосибирская обл. – Черепановский, Ордынский, Искитимский район; Свердловская область – Тугулымски район;)

** ПМБ – полевые материалы к.и.н. Базлова Г.Н. (Экспедиция в Эфиопию и Судан 2008 г.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: