Схема формообразовательного анализа

Практическое занятие №1

Формообразовательный анализ.

1. Выполните морфемный, словообразовательный и формообразовательный анализ подчеркнутых словоформ:

Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны,

Неведомый сын удивительных вольных племен!

Как прежде скакали на голос удачи капризной,

Я буду скакать по следам миновавших времен … (Н. Рубцов)

Сердитый окрик, дегтя запах свежий,

Таинственная плесень на стене…

И стих уже звучит задорен, нежен,

На радость вам и мне. (А. Ахматова)

Схема формообразовательного анализа.

1) Дать общую характеристику формы слова, указать частные грамматические значения, выражаемые словоформой.

2) Определить исходную форму (н.ф.), выделить ее основу (основу формообразования).

3) Выделить основу словоформы (основу словоизменения), изменяя слово. Назвать частную парадигму, для которой характерна эта основа

4) Определить форматив и выражаемые им грамматические значения.

5) Определить способ образования.

6) Описать морфонологические явления, сопровождающие образование словоформы.

7) Если основы формообразования и словоизменения не совпадают, отметить это, провести дополнительный анализ (выделить второй форматив, показать, как образована основа словоформы).

Примеры:

Задорен

1) краткая форма прилагательного, ед. числа, муж. рода.

2) задорный (н.ф.), основа ФО задорн -.

3) Основа СИ задорн -, ср.: задорн а, задорн ы. Частная парадигма кратких форм. Основа характерна также для частных парадигм полных форм и степеней сравнения, ср.: задорн ый, задорн ее.

4) Форма образована прибавлением флексии Æ, выражающей грамматическое значение ед. числа, муж. рода, к основе словоформы;

5) Способ образования – синтетический, морфемный, флексийная мена

6) Образование формы сопровождается морфонологическими явлениями: чередования [э]//[Æ], [р]//[р’] в основе слова задорн-.

Рисовавшего

1) форма действительного причастия прошедшего времени глагола, ед. числа, муж. рода, род. п.

2) рисовать (н.ф.), основа формообразования рисова-.

3) Основа словоизменения рисовавш-, ср.: рисовавш ий, рисовавш их, рисовавш ая. Частная парадигма причастия.

4) Форма образована прибавлением флексии –эго к основе словоформы, флексия выражает грамматические значения ед. числа, муж. рода, род. п.

5) Способ образования – синтетический, морфемный, флексийная мена.

6) ---

7) Основа словоформы отличается от основы слова. Рисова-рисовавш-. Основа словоформы рисовавш - создана при помощи аффикса – вш -, образующего основу действительного причастия прошедшего времени от основы глагола рисова -. Выражает грамматическое значение прошедшего времени, действительного залога.

Добрее всех

1) форма превосходной сравнительной степени прилагательного.

2) добрый (н.ф.), основа формообразования добр-

3) Основа словоизменения добр -, ср.: добр ый, самый добр ый, добр ы. Частная парадигма форм степеней сравнения. Основа характерна также для парадигмы полных и кратких форм.

4) Форма образована путем прибавления к основе формообразующего аффикса – ее и вспомогательного слова всех, выражающих грамматическое значение превосходной сравнительной степени; добрый – добрее всех.

5) Способ образования – смешанный.

6) Образование формы сопровождается морфонологическим явлением: чередование [р]//[р’] в основе слова добр -. Перемещение ударения. Чередование [о]//[/\].

·


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: