В результате работы на практическом занятии студент должен

Цель занятия и ее мотивационная характеристика

Контрольное занятие вырабатывает умение анализировать материал практических занятий и лекций, способствует углублению и закреплению знаний по изученному разделу остеологии.

Вы должны повторить весь пройденный материал и пройти многоступенчатый контроль полученных знаний – тестовый, устный и практический.

Вы должны показать знание анатомии и топографии позвонков, ребер, грудины, костей верхней и нижней конечностей, черепа в целом и отдельных его костей;

- умение быстро ориентироваться на препаратах,

- уверенно демонстрировать детали строения костей черепа и элементы его топографии,

- демонстрировать детали строения костей туловища и конечностей,

- свободно, полно, четко и убедительно излагать теоретические вопросы

- знать аномалии развития костей туловища

- уметь объяснять и понимать функции изучаемых органов, что важно для последующего изучения анатомии человека, теоретических и клинических дисциплин, при обследовании больных.

Проконтролировать у студентов знание анатомии и топографии позвонков, ребер, грудины и их соединений, костей верхней и нижней конечности и их соединений, черепа в целом и отдельных его костей; умения быстро ориентироваться на препаратах, уверенно демонстрировать детали строения костей черепа и элементы его топографии, демонстрировать детали строения суставов и их связочного аппарата, свободно, полно, четко и убедительно излагать теоретические вопросы. Контрольное занятие вырабатывает у студентов умение анализировать материал практических занятий и лекций, способствует углублению и закреплению знаний по изученному разделу остеологии.

Материал для повторения:

- строение костей туловища, конечностей и головы

- проекцию костей на поверхность тела

- рентгенологическую характеристику отдельных костей тела и полостей черепа

- эволюция, онтогенез костной ткани, скелета тела человека

- общее устройство тела человека

- общее представление об опорно-двигательном аппарате

В результате работы на практическом занятии студент должен

знать:

- о современной Международной анатомической номенклатуре и основные анатомические термины

- об анатомии как науке и предмете изучения (предмет, цели, задачи)

- виды анатомии (систематическая, топографическая, хирургическая и пр.)

- оси и плоскости, в которых изучается тело человека

- общий план строения скелета, его отделы

- строение отдельных костей туловища, конечностей и черепа

- проекцию костей тела на поверхность тела

- особенности строения костей скелета в детском возрасте

- топографию черепа и его полостей

- уметь:

- называть, находить и показывать структуры и детали строения костей скелета на костных препаратах

- объяснять функцию изучаемых органов, эволюционную тенденцию к изменчивости

- определять проекцию костей скелета на поверхность тела на биологическом материале и у живого человека

- показывать на рентгенограммах детали строения костей скелета

- определять аномалии развития костей скелета тела человека

иметь представление:

- об изменении тела человека в связи с ортостатической позой и утратой некоторых функций (общие данные сравнительной анатомии, понятие о рудиментах и атавизмах)

- о греко-латинской терминологии, принятой в Базеле (1895) – BNA, Йене (1935) – INA, Париже (1955) – PNA, Ленинграде (1966), МАТ (2002)

- о видах определения топографии органов (скелетотопия, голотопия, синтопия)

- о пассивной и активной частях опорно-двигательного аппарата

- о причинах сращения костей, факторах формирования апофизов, полостей

- о возрастных изменениях и половых отличиях костей скелета

владеть: медико- анатомическим понятийным аппаратом

Место проведения занятия:

Учебная комната.

Оснащение занятия:

Скелет взрослого, скелет новорожденного; костные препараты позвонков, крестца, копчика, ребер, грудины, лопатки, ключицы, плечевой, локтевой, лучевой костей, костей запястья, пястья, фалангов пальцев, таза, бедренной, большеберцовой, малоберцовой, костей, костей стопы, костей висцерального и мозгового черепа; рентгенограммы грудной клетки, позвоночного столба, таза, верхней и нижней конечностей, черепа в разных проекциях; бальзамированный труп; таблицы; муляжи; учебники и атласы по анатомии, тетради, методические указания, тестовые задания, ситуационные задачи, графо-логические структуры; натурщик (из числа студентов), музейные препараты

Тесты для контроля

Смотреть сборник тестов по анатомии человека, Х-М, 2008г., раздел I «Остеология (кости, система скелета) С. 2-13.

Порядок проведения зачета:

К зачету допускаются студенты не имеющие академической задолженности по разделу «Остеология».

Зачет состоит из 3 этапов:

  1. Тестовый контроль
  2. Практические навыки
  3. Ответ на теоретические вопросы.

Билет по практическим навыка содержит 10 анатомических структур, которые студент должен уметь продемонстрировать на костных препаратах и правильно назвать на латинском языке (в соответствии с Международной анатомической номенклатурой).

На зачет студент является в халате и шапочке. Получив тестовые задания, в течение 10 минут отвечает на вопросы.

Далее студент берет билет с практическими навыками и в течение 10-15 минут готовиться к ответу (находит анатомические структуры на препаратах костей, делает записи). Затем студент показывает преподавателю на препаратах перечисленные в билете анатомические образования, правильно называя их на латинском языке. В ответе по практической части разрешается 3 ошибки. Если студент не может показать 4 и более анатомических образования, зачет прекращается, студент получает оценку «неудовлетворительно» за незнание анатомических препаратов. Если все анатомические образования показаны и названы верно за практическую часть выставляется «отлично». Если не показано или не названо 1-2 анатомические структуры – выставляется оценка «хорошо», если 3 то «удовлетворительно».

Третий этап зачета подразумевает развернутый ответ на любой теоретический вопрос по теме «Остеология». Студенты успешно прошедшие 2 этап зачета отвечают на теоретический вопрос, демонстрируя по ходу ответа анатомические образования (если это требуется). Преподаватель оценивает умение грамотно, логично изложить материал лекционного курса, вопросы развития костной системы.

Итоговая оценка за зачет выставляется с учетом глубины и широты знаний студентом данного раздела, свободы его ориентирования на препаратах, знания латинской терминологии. В спорных случаях оценки могут быть заданы дополнительные вопросы.

При выставлении итоговой зачетной оценки знаний и умений студента используются следующие критерии:

«Отлично» - ответ на тестовые задания отличный; анатомические образования на препаратах показаны быстро и уверено; рассказ полный, грамотный, логичный, показано свободное владение анатомической терминологией и материалом лекционного курса; ответы на дополнительные вопросы правильные, четкие, краткие.

«Хорошо» - ответ на тестовые задания хороший,; недостаточная уверенность и быстрота в демонстрации анатомических образований, допущены 1-2 ошибки при ответе на билет по практическим навыкам; ответ на теоретический вопрос недостаточно логичный с единичными ошибками в частностях; единичные ошибки в латинской терминологии и изложении материала лекций; ответы на дополнительные вопросы правильные, но недостаточно четкие.

«Удовлетворительно» - ответ на тестовые задания удовлетворительный; неуверенность в демонстрации анатомических образований, допущено 3 ошибки при ответе на билет; ошибки в латинской терминологии; недостаточное знание лекционного курса; рассказ недостаточно грамотный, неполный с ошибками; Ответы на дополнительные вопросы недостаточно четкие с ошибками в частностях.

«Неудовлетворительно» - ответ на тестовые задания неудовлетворительный; незнание латинской терминологии и лекционного материала; рассказ неграмотный, неполный, с грубыми ошибками; ответы на дополнительные вопросы неправильные

Вопросы для самоподготовки:

  1. Оси и плоскости человеческого тела. Топографические линии на поверхности грудной клетки.
  2. Скелетная система, её функции. Части скелета.
  3. Классификация костей. Кость как орган. Первичные и вторичные кости.
  4. Стадии развития скелета в фило- и онтогенезе. Центры окостенения: виды, сроки появления. Понятие о костном возрасте.
  5. Понятие о конституции и телосложении. Типы телосложения. Критерии типов телосложения.
  6. Системные аномалии развития костной системы (ахондрогенез, ахондроплазия, фиброзная дисплазия, несовершенный остеогенез).
  7. Классификация костей. Кость как орган.
  8. Строение кости: компактное, губчатое вещество. Надкостница. Костный мозг.
  9. Позвонки. Отличия позвонков различных отделов позвоночного столба.
  10. Ребра, грудина, типичные и нетипичные, истинные, ложные и колеблющиеся. Строение первого ребра.
  11. Ключица, лопатка.
  12. Плечевая кость. Кости предплечья и кисти.
  13. Тазовая кость: подвздошная, седалищная, лонная.
  14. Бедренная кость и надколенник.
  15. Кости голени и стопы.
  16. Отделы черепа и составляющие их кости. Лицевой и мозговой отделы черепа.
  17. Затылочная, лобная, теменная кости.
  18. Клиновидная, решетчатая кости.
  19. Височная кость.
  20. Кости лицевого черепа.
  21. Топография наружного основания черепа.
  22. Топография внутреннего основания черепа.
  23. Полость носа: стенки, сообщения.
  24. Глазница: стенки, сообщения.
  25. Височная, подвисочная, крылонебная ямки.
  26. Возрастные, индивидуальные, половые особенности черепа.

Перечень практических навыков к отчетному занятию по остеологии:

Студент должен уметь продемонстрировать на костных препаратах и правильно назвать на латинском языке (в соответствии с Международной анатомической номенклатурой) следующие анатомические структуры:


1. Тело позвонка.

2. Дуга позвонка.

3. Ножки дуги позвонка.

4. Позвоночное отверстие.

5. Остистый отросток.

6. Поперечный отросток.

7. Верхний и нижний суставной отросток.

8. Отверстие поперечного отростка.

9. Передний и задний бугорок шейного позвонка.

10. Выступающий позвонок.

11. Верхняя и нижняя реберная ямка грудного позвонка.

12. Реберная ямка поперечного отростка.

13. Верхушка зуба.

14. Основание и верхушка крестца.

15. Тазовая и дорсальная поверхность крестца.

16. Мыс крестца.

17. Передняя и задняя крестцовые отверстия.

18. Срединный, промежуточный и латеральный крестцовые гребни.

19. Ушковидная поверхность крестца.

20. Крестцовый канал.

21. Копчик.

22. Истинные ребра (их количество).

23. Ложные ребра (их количество).

24. Колеблющиеся ребра (их количество).

25. Головка и гребень головки ребра.

26. Шейка ребра и угол ребра.

27. Борозда ребра.

28. Рукоятка грудины.

29. Ярёмная вырезка грудины.

30. Ключичные и реберные вырезки.

31. Угол и тело грудины.

32. Мечевидный отросток.

33. Лобная чешуя.

34. Надглазничный край.

35. Надглазничная и лобная вырезки.

36. Скуловой отросток лобной кости.

37. Лобный бугор.

38. Надпереносье.

39. Борозда верхнего сагиттального синуса.

40. Лобный гребень и слепое отверстие.

41. Пальцевидные вдавления.

42. Ямка слезной железы.

43. Носовая ость.

44. Лобная пазуха.

45. Турецкое седло.

46. Гипофизарная ямка.

47. Спинка и бугорок седла.

48. Сонная борозда.

49. Передний и задний уклоняющиеся отростки.

50. Зрительный канал.

51. Малое и большое крыло клиновидной кости.

52. Верхняя глазничная щель.

53. Круглое отверстие.

54. Овальное отверстие.

55. Остистое отверстие.

56. Подвисочный гребень.

57. Крыловидный отросток клиновидной кости.

58. Крыловидный канал.

59. Медиальная и латеральная пластинки крыловидного отростка клиновидной кости.

60. Крыловидная ямка.

61. Крыловидный крючок.

62. Большое затылочное отверстие.

63. Базилярная часть затылочной кости.

64. Скат.

65. Глоточный бугорок.

66. Затылочный мыщелок.

67. Подъязычный канал.

68. Мыщелковый канал.

69. Борозда сигмовидного синуса.

70. Наружный затылочный выступ.

71. Верхняя и нижняя выйная линии.

72. Борозда поперечного синуса.

73. Крестообразное возвышение.

74. Теменной бугор.

75. Петушиный гребень и крыло петушиного гребня.

76. Решетчатая пластинка и отверстия.

77. Перпендикулярная пластинка решетчатой кости.

78. Верхняя и средняя носовые раковины.

79. Глазничная пластинка решетчатой кости.

80. Пирамида (каменистая часть) височной кости.

81. Передняя, задняя и нижняя поверхность пирамиды височной кости.

82. Дугообразное возвышение.

83. Мышечно-трубный канал (полуканалы).

84. Крыша барабанной полости.

85. Тройничное вдавление.

86. Расщелины канала большого и малого каменистых нервов.

87. Борозды верхнего и нижнего каменистых синусов.

88. Внутреннее слуховое отверстие и внутренний слуховой проход.

89. Наружная апертура водопровода преддверия.

90. Наружная апертура канальца улитки.

91. Ярёмная ямка и ярёмное отверстие.

92. Сонный канал.

93. Сонно-барабанные канальцы.

94. Каменистая ямочка.

95. Барабанный каналец.

96. Шиловидный отросток.

97. Сосцевидный отросток.

98. Шилососцевидное отверстие.

99. Борозда сигмовидного синуса.

100. Наружное слуховое отверстие и наружный слуховой проход.

101. Барабанно-сосцевидная щель.

102. Каменисто-барабанная щель (глазерова щель).

103. Нижнечелюстная ямка.

104. Суставной бугорок височной кости.

105. Лицевой канал.

106. Каналец барабанной струны.

107. Сосцевидный каналец.

108. Сонно-барабанные канальцы.

109. Сонный канал.

110. Барабанные канальцы.

111. Верхнечелюстная пазуха (гайморова).

112. Подглазничный край.

113. Подглазничное отверстие и подглазничный канал.

114. Клыковая ямка.

115. Бугор верхней челюсти.

116. Альвеолярный отросток верхней челюсти.

117. Зубные альвеолы.

118. Небный отросток верхней челюсти.

119. Резцовый канал.

120. Сошник и крылья сошника.

121. Горизонтальная пластинка небной кости.

122. Перпендикулярная пластинка небной кости.

123. Большой небный канал.

124. Пирамидальный отросток небной кости.

125. Малые небные каналы.

126. Глазничный отросток небной кости.

127. Клиновидный отросток небной кости.

128. Клиновидно-небная вырезка.

129. Носовая кость.

130. Скулоглазничное отверстие скуловой кости.

131. Скулолицевое отверстие скуловой кости.

132. Скуловисочное отверстие скуловой кости.

133. Скуловая дуга.

134. Подбородочное отверстие.

135. Двубрюшная ямка.

136. Челюстно-подъязычная ямка.

137. Подъязычная ямка.

138. Поднижнечелюстная ямка.

139. Угол нижней челюсти.

140. Жевательная бугристость.

141. Крыловидная бугристость.

142. Канал нижней челюсти.

143. Ветвь нижней челюсти.

144. Венечный отросток.

145. Мыщелковый (суставной отросток).

146. Большие и малые рога подъязычной кости.

147. Височная ямка.

148. Подвисочная ямка.

149. Наружное основание черепа.

150. Внутреннее основание черепа.

151. Передняя черепная ямка.

152. Средняя черепная ямка.

153. Задняя черепная ямка.

154. Рваное отверстие.

155. Глазница (ее стенки).

156. Ямка слезного мешка.

157. Переднее и заднее решетчатые отверстия.

158. Нижняя глазничная щель.

159. Полость носа (ее стенки).

160. Костная перегородка носа.

161. Грушевидная апертура.

162. Хоаны.

163. Верхний, средний и нижний носовые ходы.

164. Полулунная расщелина.

165. Костное небо.

166. Крыловидно-небная (крылонебная ямка и ее стенки и сообщения).

167. Нижний угол лопатки.

168. Вырезка лопатки.

169. Ость лопатки.

170. Над - и подостная ямки.

171. Плечевой и клювовидный отросток лопатки.

172. Суставная впадина лопатки.

173. Над - и подсуставной бугорок лопатки.

174. Грудинный и акромиальный конец ключицы.

175. Анатомическая шейка плечевой кости.

176. Хирургическая шейка плечевой кости.

177. Малый бугорок и гребень малого бугорка плечевой кости.

178. Большой бугорок и гребень большого бугорка плечевой кости.

179. Межбугорковая борозда.

180. Борозда лучевого нерва.

181. Блок плечевой кости.

182. Венечная ямка.

183. Ямка локтевого отростка.

184. Медиальный и латеральный надмыщелки плечевой кости.

185. Блоковидная вырезка локтевой кости.

186. Локтевой отросток локтевой кости.

187. Венечный отросток локтевой кости.

188. Шиловидный отросток локтевой кости.

189. Суставная окружность лучевой кости.

190. Бугристость лучевой кости.

191. Ладьевидная кость запястья.

192. Полулунная кость.

193. Трехгранная кость.

194. Гороховидная кость.

195. Кость трапеция.

196. Трапециевидная кость.

197. Головчатая кость.

198. Крючок крючковидной кости.

199. Головка пястной кости.

200. Проксимальная фаланга большого пальца.

201. Средняя фаланга указательного пальца.

202. Дистальная фаланга мизинца.

203. Бугристость дистальной фаланги безымянного пальца.

204. Вертлужная впадина.

205. Вырезка вертлужной впадины.

206. Подвздошный гребень.

207. Верхняя и нижняя передняя подвздошные ости.

208. Дугообразная линия.

209. Верхняя и нижняя ветви лобковой кости.

210. Лобковый бугорок.

211. Запирательная борозда.

212. Седалищный бугор.

213. Малая и большая седалищные вырезки.

214. Запирательное отверстие.

215. Ямочка головки бедренной кости.

216. Большой и малый вертелы.

217. Межвертельная линия и межвертельный гребень.

218. Шероховатая линия.

219. Ягодичная бугристость.

220. Медиальный и латеральный мыщелки бедренной кости.

221. Медиальный и латеральный надмыщелки бедренной кости.

222. Суставная поверхность надколенника.

223. Межмыщелковое возвышение большеберцовой кости.

224. Переднее и заднее межмыщелковые поля.

225. Бугристость большеберцовой кости.

226. Линия камбаловидной мышцы.

227. Медиальная лодыжка.

228. Головка малоберцовой кости.

229. Латеральная лодыжка.

230. Блок таранной кости.

231. Головка таранной кости.

232. Бугор пяточной кости.

233. Опора таранной кости.

234. Ладьевидная кость предплюсны.

235. Медиальная, промежуточная и латеральная клиновидные кости.

236. Кубовидная кость.

237. Головка плюсневой кости.

238. Бугристость пятой плюсневой кости.

239. Проксимальная фаланга большого пальца стопы.

240. Бугристость дистальной фаланги.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: