Глава 2. Предмет, метод и функции философии

Философия как сложившаяся система знаний имеет целый ряд специфических вопросов, которые она призвана решать. Каждая философская система имеет стержневой, главный вопрос, раскрытие которого составляет ее основное содержание и сущность. Так, для античных философов это вопрос о первоосновах всего существующего, для Сократа он связан с принципом "познай самого себя", для философов Нового времени - как возможно познание, для современного позитивизма - в чем суть "логики научного открытия". Но существуют общие вопросы, раскрывающие характер философского мышления. Прежде всего, среди них вопрос: "Что первично: дух или материя, идеальное или материальное?" От его решения зависит общее понимание бытия, ибо материальное и идеальное являются его предельными характеристиками. В зависимости от его решения выделяются такие крупные философские направления, как материализм и идеализм.

Материализм и идеализм выступают как наиболее общие подходы и способы рассмотрения бытия и познания. Теория познания с самого начала во многом определяется тем, что берется за первичное: материя или сознание, дух или природа, т.е. материалистические или идеалистические предпосылки. В первом случае, общий процесс познания рассматривается как отражение в сознании объективной действительности, во втором - как самопознание сознания, абсолютной идеи, изначально присутствующих в вещах (объективный идеализм), или как анализ наших собственных ощущений (субъективный идеализм).

Следующий аспект различения философских методов - диалектика и метафизика.

Под диалектикой имеют в виду учение о наиболее общих закономерностях развития бытия и познания, одновременно она выступает и общим методом освоения действительности, рассматривая ее как единство и борьбу противоположностей. Диалектика в принципе совместима как с материализмом, так и с идеализмом. В первом случае она выступает как материалистическая диалектика (Маркс, Энгельс), во втором - как идеалистическая диалектика (Гегель).

Диалектика возникла и развивалась наряду с метафизикой как противоположным ей способом мышления и познания.

Метафизический метод характеризуется тем, что рассматривает предметы и процессы по одному принципу: либо да, либо нет; либо белое, либо черное; либо друг, либо враг и т.д.

Помимо указанных методов философия включает в себя и другие. Отметим некоторые из них, имеющие наибольшее значение и распространение:

Сенсуализм (от лат sensus - чувство) - методологический принцип, в котором за основу познания берутся чувства и который стремится все знание вывести из деятельности органов чувств, ощущений, абсолютизируя их роль в познании (Эпикур, Гоббс, Локк, Беркли, Гольбах, Фейербах).

Рационализм (от лат ratio - разум) - метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Гегель).

Иррационализм - философский метод, который отрицает или, по крайней мере, ограничивает роль разума в познании, а уделяет основное внимание иррациональным способам постижения бытия (Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше, Дильтей, Бергсон).

Бурное развитие науки и познания в последние десятилетия привели к осмыслению методологии как специализированной области знания. В ее рамках исследуются внутренние механизмы, логика и организация знания (науки). В частности, рассматриваются критерии научности знания, проводится анализ языка науки, прослеживаются логика и рост научного знания, структура научных революций.

Однако сказанное вовсе не означает, что различным философским концепциям не присуще общее. Можно вычленить существенные моменты, свойственные предмету философии вообще:

исследование наиболее общих вопросов бытия. При этом сама проблема бытия понимается в универсальном смысле. Бытие и небытие; бытие материальное и идеальное; бытие природы, общества и человека;

анализ наиболее общих вопросов познания. Познаваем или непознаваем мир; каковы возможности, методы и цели познания; в чем заключается сущность самого познания и что есть истина; каков субъект и объект познания;

изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества;

исследование наиболее общих и существенных вопросов человека.

Таким образом, философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира.

Факт того, что философия призвана сыграть решающую роль в определении путей решения глобальных проблем признан всем международным научным сообществом. Так, О.Орука отмечает, что философия может внести огромный вклад в прогресс человечества, обратившись к решению практических проблем обеспечения благополучного будущего человечества, выполняя тем самым свою мораль­ную функцию. Философия тесно связано с футурологией и глобалистикой, в которой она выполняет определенные функции. Как заметил Г. Херц, «философия способна развивать планетарное сознание, гума­низировать международные отношения, и решать ми­ровоззренческие, теоретикопознавательные и методоло­гические проблемы исследований в области глобалисти­ки. «Как стратегическое мышление философия может создавать модели экологического об­щества». Для решения этой задачи нужны междисциплинарные усилия, поэтому фило­софия призвана выяснить роль человека, как централь­ного звена в подобном моделировании. Кроме того, философия «как мировоззренческая теория анализирует окружаю­щий мир, проводя отличие долгосрочных тенденций от краткосрочных, отделяя поверхностные процессы от фун­даментальных и создавая основу для формирования соответствующих потребностей». По­требности же, связаны с ценностной ориентацией человека, следовательно, роль философии в иссле­довании и решении глобальных проблем намного шире и включает в себя и ряд других функций. Формируя мировоззрение, она утверждает в сознании человека и общества ценности, обладающие моральной основой. Методо­логическая функция философии, обобщающие теории, возникающие в ее недрах, интегрируют на­учное знание, формируют целостные представления о сложных системах, изучаемых науками. Философия объясняет в историче­ском контексте общественные явления и про­цессы, она формулирует общие законы разви­тия общества, а также его взаимодействия с природой и потому в исследовании глобальных проблем нацели­вает на понимание их как закономерного явления и ор­ганически связанных с общественным прогрессом. По­явление глобальных проблем, таким образом, рассмат­ривается не как случайность, а как результат объективного процесса противо­речивого развития человеческой истории. Актуальность затронутых вопросов вытекает из того, что, преодоление глобальных проблем, часто ин­терпретируется в духе социального пессимизма, прямо или косвенно отрицающего общественный прогресс. С философских позиций представляется возможным увидеть общую тенденцию развития гло­бальных проблем, динамику их взаимодействия и вза­имообусловленность, в которой они находятся. Философия выполняет культурологическую функцию, развивая куль­туру теоретического мышления. Изучение истории фи­лософии разных народов позволяет знако­миться с их культурой, в отрыве от которой ни одна из проблем, стоящих перед этим народом, не может быть решена. Результатом целостного видения естестственно-исторического процесса является способность четкой ориентации в быстро растущем по­токе научной информации по глобальным проблемам. Философия ставит вопросы смысла жиз­ни человека, что перед лицом уг­розы со стороны глобальных проблем весьма актуально. Важной методологической функцией философии является разработка ряда категорий: «общественный прогресс», «общество», «при­рода», «будущее», «цивилизация», «научно-техническая революция», «научно-технический прогресс», связанных с глобальными проблемами и играющих большую роль в осмыслении объективных тенденций ми­рового развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: