Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Виды и формы связей.




Лекция

Корреляционный анализ

Суть явления можно объяснить через изучение взаимосвязей явлений. В психологии чаще всего исследователей интересует, как связаны между собой две переменные в данной группе лиц (классы, школы, нации и т.д.). Так, например, имеют ли ученики, научившиеся читать раньше других, тенденцию к более высокой успеваемости; наблюдаются ли в больших классах меньшие успехи в приобретении знаний за семестр, чем в небольших классах; имеют ли спортсмены, начавшие заниматься каким-либо видом спорта в более раннем возрасте, тенденцию к достижению более высоких результатов; связны ли между собой рост и вес детей; связана ли средняя продолжительность работы педагогов в школе непосредственно со средней заработной платой?

ПРИМЕР 1: Постановка задачи: определить, как коэффициент интеллекта влияет на успеваемость по математике.

Для ответа на вопрос необходимо провести наблюдения по каждой переменной. В этом примере переменными, которые необходимо изучить у 12 школьников будут оценки IQ, определенные по методике Айзенка, и успеваемость по математике, оцененная по определенному тесту (в баллах, максимальное количество баллов 35).

Данные могут быть представлены в виде таблицы, например вида:

№ учащегося оценка IQ оценка успеваемости по математике

Переменные по их значению для изучения взаимосвязи делятся на два класса:

· независимые переменные Х (факторы, факторные признаки) – это переменные, которые обуславливают изменение других, связанных с ними переменных.

· зависимые переменные У (результативные признаки) - это переменные, изменяющиеся под действием факторных признаков.

Для нашего примера: факторный признак – это оценка IQ, а результативный признак – это оценка успеваемости по математике.

Различают два типа взаимосвязей между различными явлениями и их признаками:

· функциональная связь – это такая связь, при которой определенному значению факторного признака соответствует одно и только одно значение результативного признака.

· стохастическая связь – это связь, проявляющаяся не в каждом отдельном случае, а в общем, среднем при большом числе наблюдений.

Например, изучается зависимость роста детей от роста родителей. В семьях, где родители более высокого роста, дети в среднем ниже, чем родители. И, наоборот, в семьях, где родители низкого роста, дети в среднем выше, чем родители. Такого рода зависимости проявляются лишь при большом числе наблюдений.




Частным случаем стохастической связи является корреляционная связь – это зависимость среднего значения результативного признака от изменения факторного признака.

Виды корреляционных связей:

1) по степени тесноты связи:

§ слабая,

§ средняя (умеренная),

§ сильная (тесная);

2) по направлению:

§ положительная (прямая) - с увеличением значений факторного признака, результативный - увеличивается, и наоборот;

§ отрицательная (обратная) – с увеличением значений факторного признака, результативный - уменьшается, и наоборот;

3) по форме:

§ линейная – связь между изучаемыми признаками выражается функцией ỳ=b0+b1x или ỳ=b0+b1x1+b2x2+…+bnxn,

§ нелинейная (криволинейная) - связь между изучаемыми признаками не выражается линейной функцией.

Итак, задачами корреляционного анализа являются:

1) отбор факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на результативный признак;

2) изучение степени тесноты связи двух и более явлений;

3) изучение направления связи;

4) определение формы связи.





Дата добавления: 2015-10-13; просмотров: 854; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась - это был конец пары: "Что-то тут концом пахнет". 8286 - | 7917 - или читать все...

Читайте также:

 

18.206.48.142 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.