ЛЕКЦИЯ 4
Тема 2.3 Значение использования автоматизации
и информационных технологий для предприятия
В условиях современной рыночной экономики повышение конкурентоспособности и экономической эффективности промышленного предприятия невозможно без использования современных информационных технологий.
В информационной системе предприятия важнейшей является экономическая подсистема, так как в современных условиях решающее значение приобретает экономическая эффективность мероприятий любого характера - технического, технологического, управленческого, организационного и др.
Использование современных информационных технологий в сфере управления производством обеспечивает повышение качества экономической информации, ее точности, объективности, оперативности и, как следствие этого, возможности принятия своевременных управленческих решений.
Автоматизация технологических процессов и внедрение информационных систем на предприятии позволяют обеспечивать:
|
|
Ø экономическую эффективность и конкурентоспособность;
Ø высокий технический уровень;
Ø эксплуатационные удобства;
Ø соответствие требованиям технической эстетики;
Ø и наиболее экономичной технологии производства в условиях рыночной экономики.
Объектом автоматизации и внедрения информационных систем на промышленном предприятии выступает производственный процесс создания продукции.
Автоматизация технологических процессов позволяет:
1) увеличить производительность металлургических агрегатов;
2) уменьшить число рабочих при заданных количестве, качестве и номенклатуре продукции;
3) экономить сырье, материалы, топливо и другие ресурсы;
4) максимально снизить затраты в процессе производства;
5) увеличить объем производства продукции без увеличения затрат живого труда;
6) повысить качество продукции, обеспечив заданные параметры, сортности, объема и номенклатуры продукции;
7) оптимизировать режимы работы технологического оборудования;
8) уменьшить вредное воздействие на окружающую среду.
В результате функционирования информационной системы, как основы для управления промышленного предприятия, мы можем выделить конкретные факторы, повышающие экономическую эффективность:
1) сокращение затрат и трудоемкости процессов технической подготовки и освоения производства новых изделий;
2) уменьшение календарных сроков вывода новых конкурентоспособных изделий на рынок;
3) улучшение качественных показателей, связанных с внесением изменений в конструкцию и технологию;
4) увеличение объемов продаж изделий, снабженных электронной технической документацией;
|
|
5) повышение точности и оперативности стратегического и оперативного планирования;
6) адаптивное и гибкое реагирование на спрос и новые желания потребителей;
7) оптимизация материально-технического обеспечения предприятия;
8) совершенствование структуры потоков информации и системы документооборота;
9) повышение эффективности внутрифирменной координации и управления;
10) освобождение персонала от рутинной работы за счет ее автоматизации.
В общем виде система управления предприятием, построенная в соответствии со стандартом MRP II, показана на рис. 1. [7]
Рисунок 1
Таблица 1 – Виды информационных систем
Уровень | Класс | Сущность |
ИС для обеспечения текущих бизнес-операций | Системы обработки операций | Выполняют текущую регистрацию записей об операциях и сделках, модернизируют базы данных, обрабатывают эти данные и выводят разнообразные документы, сообщения, отчеты |
Система управления процессами | Управления физическими процессами производства продукции, подачи товаров и т.п. | |
Системы автоматизации офиса | Поддерживают коммуникации, деловодство и продуктивность офиса. Преобразуют ручные методы делопроизводства и традиционные коммуникации путем сбора, обработки, хранения и передачи данных в виде электронных офисных коммуникаций. | |
Информационные системы для обеспечения принятия управленческих решений | Система предоставления информации | Предоставляют менеджерам предопределенные и регламентированные сообщения (отчеты, справки) о текущих бизнес-операциях |
Системы поддержки принятия решений | Предоставляют менеджерам специальный набор диалоговых средств проектирования и выбора альтернатив для использования в непрограммируемых ситуациях | |
Информационные системы руководителей | Обсуживают менеджеров высшего уровня с целью формирования критической информации в свободных форматах (по желанию самих менеджеров). На выбор высших руководителей информирую о ключевых факторах, влияющих на достижение фирмой своих стратегических целей | |
Информационные системы для обеспечения стратегических конкурентоспособных преимуществ | Информационные системы для привлечения и удержания клиентов, привязки поставщиков, и т.п. | Привлекают клиентов (от конкурентов) и закрепляют поставщиков уникальным комфортным информационным обслуживанием. Широко используют мгновенный доступ к внутренним и внешним базам данных. |