Билет № 15. Варианты сочетаний числительных с существительными (согласование в роде и числе)

Не каждое существительное может сочетаться с любым числительным, словосочетание «числ.+ сущ.» у разных разрядов числительных может строиться на основе неодинаковых видов связей.

Целые и порядковые числ. обычно сочетаются с сущ, называющими конкретные предметы и понятия, другими словами, сочетаются с сущ., которые называют то, что может образовать единый однородный ряд.

(два дня, второй день, пять карандашей, пятый карандаш) Эти числ. не могут сочетаться с вещественными сущ.(молоко, крупа, песок и т.д.), собирательными (молодежь, родня, студенчество) и абстрактными, отвлеченными (свечение, модернизм, желтизна).

Числ. «несколько» сочетается с неопределенно – колич. сущ. (несколько книг, несколько явлений), а вот остальные неопред.- колич. (много, мало, немного, столько, сколько) сочетаются не только с конкретными (немало друзей, столько книг!), но и с вещественными (много сливок, мало кофе, столько воды!) существительными, поскольку предметы, называемые этими сущ., хоть и не являются счетными, но могу подлежать измерению.

Дробные числительные (кроме полтораста) могут сочетаться с конкретными сущ., которые обозначают предметы, которые можно считать как в целых, так и в дробных единицах. (пять седьмых текста, полтора часа, две пятых ведра)

Собирательные числительные (двое, четверо, шестеро, десятеро) могут употребляться только

1. С сущ. Муж. и Общ. Рода, обозначающим лиц (трое друзей, двое мальчишек, пятеро зануд)

2. С сущ., обозначающими детей человека или детенышей (семеро козляк, трое детей).

3. С сущ. «люди», «лица», и с теми, которые образованы путем перехода из прил. или прич. и называют группу лиц, (двое людей, четверо знакомых, шестеро неизвестных, семеро отдыхающих).

4. С сущ., обозначающими парные предметы и употр. только в форме мн. числа (двое брюк, трое саней, пятеро суток).

5. С личными местоимениями мы, вы, они (нас было трое, двое из них, трое из вас).

Имена сущ. и числит. – изменяемые части речи; в составе словосочетаний они могут объединяться или на основе согласования, или на основе управления. Выделяются числит. такие, которые:

· Всегда согласуются с сущ. (стоят в том же роде и числе, падеже, что и существительное)

· Всегда управляют сущ. (явл. главными в словосочетании и «требуют», чтобы сущ. стояло в опред. форме)

· Допускают оба вида синтаксической связи.

Билет.

Изобилующая и недостаточная парадигмы глагола. Группы глаголов, не имеющие форм 1-го и/или 2-го лица. Способы выражения семантики персональности при отсутствии грамматических форм лица.

Русские глаголы – самая сложная часть речи. Во-первых, этот класс слов имеет самое большое кол-во форм, во-вторых, образование глагольных форм имеет большое кол-во отклонений, в-третьих, глагол – это основной элемент морфологического уровня, организующий текстовое пространство.

Обилие значений, которые могут быть переданы глагольным словом, делает эту часть речи универсальным организующим элементом предложения и текста. Активные действия(бить, мыть), состояние (гордиться, горевать), качество (пахнуть, горчить, искриться), местоположение (находиться, пребывать), разного рода отношения (зависеть, чередовать).

Глагольные предложения характеризуют прежде всего повествовательный тект, подчеркивая его динамичность.

Определяющим в ориентации речи является время. Точкой отсчета является сам акт произнесения слов, или момент речи. Если глагол стоит в прошедшем времени, значит действие отнесено говорящим к периоду до момента речи, если будущем – после момента речи, в настоящем – совпадает с моментом речи, накладывается на него. (пример: Я говорил правду/Я буду говорить правду/я говорю правду).

Глагол может иметь значение изъявительного, сослагательного и повелительного наклонения. первое характеризует действие и ситуацию в целом, как имеющее место в реальности, значение 2х других наклонений – как нереальное.(пример: я часто хожу в театр/ я ходил бы в театр, если бы имел больше свободного времени./Ходи в театр почаще!)

Если в первом выражается реальная ситуация, то два последних отражают возможную и желательную ситуации. Употребление форм одного наклонения в значении другого создаёт сложные соотношения между содержанием высказывания и реальностью. Например: Войди Владимир минутой раньше, и жизнь его могла бы закончиться глупой шуткой нетрезвого гусара. Форма повелительного наклонения войди передаёт совмещенность возможности действия, а следовательно, и всей ситуации с неконтролируемостью ситуации волей субъекта действия.

Если бы Владимир минутой раньше, и жизнь его могла бы закончиться глупой шуткой нетрезвого гусара. Во втором случае значение возможности действия передаётся свойственной для этого значения формой сослагательного наклонения. Таким образом, действие, представленное говорящим, как реальное, возможное или желаемое, придаёт то или иное отношение к реальной ситуации.

Важным является то, как соотноситься субъект действия с характером и степенью его участия в речевой ситуации. Категория лица глагола – один из центральных категорий русского глагола. Если глагол стоит в форме 1-го лица, то субъект высказывания совпадает с говорящим: Я пою (я – субъект). Если глагол стоит в форме 2-го лица, как субъект высказывания выступает адресат: Придешь сегодня в гости?. 3-е лицо глагола показывает, что субъект действия не участвует в текущей речевой ситуации.

Глаголы с отсутствием 1-го и/или 2-го лица.

Не имеют форму 1-го лица единственного числа глаголы: затмить, победить, убедить, убедиться и некоторые другие. Кроме того, безличные глаголы, т.е. глаголы, не способные обозначать действие субъекта (дождить, вечереть, рассветать и т.п.), не образуют личных форм (прежде всего форм 1-го лица).

Глаголы, имеющие в инфинитиве -чь: жечь, течь, печь (всего 16 словоформ), образуют вариантные формы 3-го лица единственного числа: наряду с литературными: жжёт, течёт, печёт – просторечные жгёт, текёт, пекёт.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: