Общественная мысль и общественное движение в России второй четверти XIX в

После восстания декабристов в России стали возникать тайные кружки, которые считали, что необходимо продолжить дело декабристов. Тайные кружки в Москве создавали Герцен, Огарев, Белинский. В общественно политической мысли в 30-е-40-е годы XIX в. проявилась идеология различных классов и сословий.

В 1832 г. министр просвещения С.С. Уваров разработал “Теорию официальной народности”, которая выдвигала три лозунга: “православие, самодержавие, народность”. Теория доказывала, что в самодержавной России, сохраняется “лучший порядок вещей”. Проводниками этой теории были профессора Московского университета С.П. Шевырев и М.П. Погодин. Они утверждали, что благодаря монархии и крепостному праву в России нет сословной розни, нет тех революций, которые потрясают Запад. По их мнению, крепостное право, конечно но “хороший помещик лучше охраняет интересы крестьян, чем они смогли сделать это сами”.

Идеология либеральных помещиков и зарождающейся буржуазии проявилась в деятельности западников и славянофилов.

Общее между ними заключалось в том, что они выступали за отмену крепостного права “сверху”, путем реформ, за наделение крестьян землей за выкуп, за сохранение помещичьего землевладения.

“Философическое письмо” П.Я. Чаадаеву.

“Философическое письмо” написано в 1836 г. в жанре поучений некоторой светской даме, которой он дает советы о том как продолжить образование. Первое письмо особенно важно. В нем негативно оценивается нынешнее состояние России, а истоки Чаадаев видет в принятии христианства в православной форме, которые восприняло дух разлагающейся бюрократизированной консервативной византийской империи. Православие отвлекает человека от реальной жизни, призывая его искать воздаяния после смерти. В противовес этому, католицизм проповедует активное отношение к жизни, призывая к построению идеального общества уже на земле. Консерватизм византийской церкви стал причиной уклонения пути России от общеевропейского пути. Вместе с тем Чаадаев критически оценивал западный путь. Он говорил, что западная традиция действует механистически, лишена духовности. Если Россия все же сможет преодолеть консерватизм своего развития, она способна указать путь и для возрождения западного общества, передав ему духовное начало.

Западники. Умеренные - Т.Н. Грановский. А.В. Анненков, В.П. Боткин, К.Д. Кавелин. Радикальные - А.И. Герцен, Н.П. Огарев, В.Г. Белинский.

Они отрицательно относились к самодержавию, крепостному праву и полицейско-бюрократическим порядкам николаевской России. Они считали, что правительство навязала народу общину для удобства управления и сбора налогов. Россия отстала от передовых стран запада, и ныне находится на стадии, которую запад уже прошел. Также считали что Петр I “спас Россию”. Деятельность Петра была первая фаза обновления, хотя он полностью и не ликвидировал отставание от запада. Они думали что в России со времен должны утвердится европейские порядки: конституционный строй - форма правления по западно-европейскому образцу, с определенными политическими свободами слова, печати и т.д.

Славянофилы. И.В. и П.Б. Киреевские, К.С. и П.С. Аксаковы, А.С. Хомяков.

Николаевскую политическую систему с ее “немецкой” бюрократией рассматривали как логическое следствие отрицательных сторон преобразований Петра I, осуждали чиновничью бюрократию. Они считали что русский народ никогда не претендовал на участие в политической жизни. Традиционно русская жизнь строилась на коллективистских принципах, и отвергала единовластие, власть московских царей была ограничена народным мнением, выражавшимся Земским собором. Это сохраняло сильную дееспособную власть, однако создавало моральные ограничения для злоупотреблений. Государство представляло собой большую общину. По общинному принципу были организованы сходы, препятствующие единовластию в моральном плане. Петр I раздробил единый народ на отдельные группы, противопоставив дворянство народу. Раздробленные народ уже не мог ограничивать единовластие и как следствие, самодержавие. Причины русской самобытности славянофилы видели в православии, наибольшей степени сохранившей коллективистские общинные ценности. Они считали, что народ должен получить право свободно выражать свое мнение, получить свободу совести. Опыт России имеет всемирно историческое значение и может быть путем возрождения человечества, в том числе и “загнивающего индивидуалистического” запада.

Теория “русского социализма” (утопического) А.И. Герцена.

В 30-е-40-е Герцен занимается литературной деятельностью. Его произведения содержали идею борьбы за свободу личности, протест против насилия и произвола. В 1847 г. он уезжает за границу в Лондоне основал “Вольную типографию”, выпустил восемь сборников “Полярная звезда”. Герцен убедился, что исторический опыт запада России не подходит и начал искать какое-то новое общественное устройство, создал теорию “общинного социализма”, имевшую колоссальное значение в русской истории. При нем не будет частной собственности и эксплуатации. Основной ячейкой социализма явится крестьянская поземельная община, которая живет по социалистическим принципам.

37. Культура России в первой половине XIX в.

Первая половина XIX в. была отмечена значительным прогрессом русской культуры, сопровождавшимся развитием просвещения, науки, литературы и искусства. В нем отразились и рост самосознания народа, и новые демократические начала, утверждавшиеся в русской жизни в эти годы. Культурное влияние все шире проникало в самые различные слои общества, входя в тесный контакт с действительностью и соответствуя практическим требованиям общественной жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: