Век Просвещения в России

На рубеже XVII- XVIII веков попытку модернизации, преодоления отсталости, по сравнению с передовыми европейскими государствами в экономическом, политическом и культурном развитии, предприняла Россия, Начало существенных перемен в жизни страны связано с именем царя-реформатора Петра I. Он занял российский престол вместе с братом Иваном в 1682 г. Однако фактическим правителем стал в 1689 г., после достижения совершеннолетия.

В 1697-1698 гг. Петр I в составе большой делегации (известной как "Великое посольство") под чужим именем, побывал в Европе. За полтора года пребывания за границей Петр воочию увидел колоссальную разницу между Европой и Россией того времени, получил важные уроки дипломатии, корабельного дела, других ремесел. Многие исследователи деятельности Петра I считают, что именно эта поездка, а также начавшаяся в 1700 г. Северная война со Швецией, послужили импульсом для глубоких политических и социально-экономических реформ, которые определили, в конечном счете, облик Петровской эпохи.

Особой заботой Петра было развитие промышленности. Вместо 15-20 допетровских мануфактур за первую четверть XVIII в. было: создано около 100 предприятий (у некоторых исследователей - 200). Главное внимание уделялось металлургии, центр которой переместился на Урал. В результате русская металлургия оказалась способной полностью удовлетворить внутренние потребности в металле и даже продавать его за границу. В Москве и других районах центра России появились суконные, парусно-полотняные, кожевенные мануфактуры. Впервые были построены бумажные, цементные, стекольные заводы и даже шпалерная фабрика по производству обоев.

Рост промышленного производства сопровождался усилением феодальной эксплуатации, широким применением принудительного труда на мануфактурах. К предприятиям приписывались государственные (черносошные) крестьяне, которые в XVIII в. составили значительную категорию приписных крестьян. В 1721 г. был издан указ, разрешающий частным мануфактуристам покупать к своим заводам крепостных крестьян и использовать их для работы на заводе. Такие крестьяне получили название посессионные. Таким образом, мануфактуры, которые на Западе были в основном капиталистическими предприятиями, в России развивались на крепостнической основе. Хотя, справедливости ради, следует заметить, что квалифицированные работы на мануфактурах выполняли по большей части вольнонаемные.

В области внутренней и внешней торговли в петровское время большую роль играла государственная монополия на заготовку и сбыт основных товаров (воск, щетина, лен, пенька, меха, сало, соль и др.), что значительна, пополняло государственную казну. Центрами торговли были Москва, Астрахань, Новгород, а также крупные ярмарки. Развитию торговли и внутреннего всероссийского рынка способствовало совершенствование путей сообщения, устройство каналов на водных магистралях (Ладожского, Вышневолоцкого и др.). Развитие внешней торговли активизировало получение широкого выхода в Балтийское море. В российском экспорте впервые появились промышленные товары. Экспорт товаров по стоимости примерно в два раза превышал импорт.

Государственное насилие, налоги, жесткий контроль вызывали довольно многочисленные выступления народных масс. Число беглых крестьян к концу царствования Петра 1 достигло 200 тысяч. В 1705-1706 гг. произошло восстание стрельцов в Астрахани, поводом для которого послужило насильственное брадобритие и обязательное ношение иноземной одежды. Наиболее мощным народным движением петровского времени считается восстание казаков под руководством К. Булавина в 1707-1708 гг. Это выступление охватило Дон, Слободскую Украину и Поволжье.

Важнейшим направлением преобразований Петра I было реформирование государственного управления, носившее всеобъемлющий характер. В 1711 г. вместо Боярской думы был образован Правительствующий Сенат - высшее правительственное учреждение с судебными, административными, а иногда и законодательными функциями. Сенат состоял из 9 человек, назначенных лично Петром. Хотя Сенат был руководящим контролирующим органом, но и за его деятельностью был установлен контроль в лице генерал-прокурора. Ему подчинялись прокуроры, назначаемые во все правительственные учреждения.

25 января 1721 г. Петр утвердил "Духовный регламент". На его основе была проведена коренная церковная реформа, ликвидировавшая автономию церкви и полностью подчинившая её государству. Патриаршество в России было упразднено, а для управления церковью учреждена специальная духовная коллегия, преобразованная вскоре в Святейший правительствующий Синод. В его ведении находились чисто церковные дела: толкование церковных догм, борьба с ересями, смещение церковных должностных лиц, цензура духовных книг и т.д. С 1722 г. надзор за Синодом осуществлял обер-прокурор Синода, который назначался из светских лиц и фактически возглавлял Синод, Это завершило церковную реформу и превратило Синод в составную часть государственного аппарата.

Особое место среди центральных учреждений занимал Преображенский приказ, занимавшийся политическим сыском.

Созданную Петром систему государственного управления объединял новый порядок прохождения службы, который определяла "Табель о рангах" принятый в 1722 г. Новый закон разделил службу на гражданскую, военную и придворную. Иерархическая лестница состояла теперь из 14 классов или рангов. "Табель о рангах" поставила во главу угла не знатность происхождения, а личные достоинства дворян, расширила доступ к государственной службе представителей других сословий. Всякий, получивший чин 8-го класса, становился дворянином.

Итогом административных преобразований стало оформление в России абсолютной монархии. Петр I, принявший в 1721 г., после подписания Ништадского мира со Швецией, титул императора, получил возможность неограниченно управлять страной при помощи полностью зависимые от него чиновников.

Важнейшим результатом реформ Петра I стало создание современной регулярной армии и флота. Реорганизация армии началась уже в 1698 г. когда стали распускаться стрелецкие и создаваться регулярные полки, с единообразной структурой, вооружением, обмундированием, дисциплиной, уставами. Армия пополнялась за счет рекрутских наборов, проводимых из крестьян и других податных сословий. Офицерский состав набирался из дворян, обучавшихся в рядах гвардейских полков (Семеновский и Преображенский) или в специально организованных школах (Навигацкой, Артиллерийской и др.). К концу правления Петра в Русской армии числилось 130 тысяч человек. Кроме того, около 70 тысяч находилось в гарнизонных войсках и свыше 100 тысяч - в нерегулярном войске, состоявшем преимущественно из казаков.

Важным шагом было и создание отечественного военно-морского флота, начатое ещё зимой 1696 г. со строительства судов на реке Воронеж. На строительство флота в Воронеже было мобилизовано несколько десятков тысяч человек. И уже весной 1696 г. были готовы около 30 морских судов и более 1000 речных барж для перевозки войск. Именно с их помощью Россия овладела в июле 1696 г. турецкой крепостью Азов, получив выход в Азовское море. В годы Северной войны основные усилия были сосредоточены на создании Балтийского флота. В 1708 г. был спущен первый 28-пушечный фрегат на Балтике, а через 20 лет российский флот на Балтийском море был самым мощным: 32 линейных корабля, 16 фрегатов, 85 галер и других судов.

В эпоху Петра I коренной ломке подверглись все традиционные представления о бытовом укладе жизни российского общества. Царь в приказном порядке вводит бритье бород, европейскую одежду, обязательное ношение мундиров для военных и гражданских чиновников. Поведение молодых дворян в обществе регламентировалось западноевропейскими нормами, изложенными в книге "Юности честное зерцало".

Таким образом, за чрезвычайно короткий срок в результате реформ Петра I Россия модернизируется, превращается в европейскую державу, которая по своей промышленной и военной силе не уступала самым развитым странам того времени. Однако, оценка в целом деятельности Петра I, результатов и цены его преобразований уже с XVIII в. служит предметом острых дискуссий в обществе и исторической науке. Взгляд на реформы Петра как на глубокий поворот в жизни общества, обновивший русское общество сверху донизу, придерживается большинство ученых и общественных деятелей. Только одни из них (западники) считают этот переворот, "воссоединивший" Россию с Европой, великой заслугой Петра. А другие (русофилы, славянофилы или почвенники) утверждают обратное. По их мнению, Петр I изменил национальному началу в истории России и нанес вред естественному ходу развития страны. Даже среди тех, кто признает прогрессивность петровских реформ, многие считают, что она не стоила тягот и страданий, перенесенных Россией. Так, историк и один из лидеров кадетской партии П. Н. Милюков писал, что "ценой разорения Россия возведена была в ранг европейской державы". Эта неоднозначность оценок сохраняется и до сих пор.

В январе 1725 г. Петр I умирает. Ещё в 1722 г. он издал указ, по которому престол наследовал человек, названный в завещании императора. Однако назвать своего наследника он не успел. С этого момента престол становится объектом борьбы различных придворных группировок. В результате история России с 1725 по 1762 год характеризуется полосой дворцовых переворотов, в которых огромную роль играла гвардия. В условиях частых дворцовых переворотов и смены лиц, стоявших во главе государственного правления, конечно, не могло идти речи о продолжении и развитии крупных реформ, осуществленных в царствование. Петра I. Правительства, сменявшие друг друга, ограничивали свою деятельность мероприятиями частного характера. Так, дворянство добилось смягчения жестких петровских рамок пожизненной государственной службы (до 25 лет), им разрешалось заводить свои мануфактуры, винокурение было объявлено дворянской монополией. Важные преобразования в сфере образования произошли в царствование дочери Петра 1 - Елизаветы. В 1741 г. в Академии наук появились национальные кадры. В 1755 г. при непосредственном участии первого русского академика М.В. Ломоносова был открыт Московский университет с тремя факультетами - медицинским, юридическим и философским.

Правление Екатерины II

28 июля 1762 г. на русский престол в результате очередного дворцового переворота взошла Екатерина II, правившая 34 года. Это была высокообразованная, умная, деловая, энергичная, честолюбивая и лицемерная правительница. Уже первые годы царствования Екатерины свидетельствовали о том, что она желает править самовластно, но в, то же время учитывать общественное мнение в стране и за рубежом. В 1763 г. Екатерина лишает Сенат законодательных прав, превращая его в чисто административный орган. В следующем году ликвидируется гетманство на Украине. 26 февраля 1764 г. был принят указ о секуляризации духовных владений и переводе монастырских крестьян в категорию государственных.

Около 2 млн. крестьян были переданы в управление коллегии экономии и обложены подушной податью.

Своеобразной идеологической основой просвещенного абсолютизма являлись идеи французских (Монтескье, Дидро, Руссо, Вольтер) и других просветителей, в основе которых лежали принципы "естественного права", признававшего равенство и свободу всех людей от рождения и, следовательно, их одинаковые права. Нынешнее же человеческое общество, неразумное и несправедливое должно быть уничтожено; Существует оно только потому, что непросвещенный народ не понимает всей его несправедливости. Следовательно, требуется просвещение народа, а преобразования в обществе на разумных основаниях осуществит просвещенный монарх.

В практическом плане идеи просвещенного абсолютизма наиболее четко проявились в правовой области: в отделении суда от администрации и более правильном устройстве судебных органов; в признании принципа "презумпции невиновности"; в законодательном закреплении прав и привилегий сословий и общесословных организаций; в оформлении позитивного государственного права, как суммы определенных юридических положений о полномочиях верховной власти и компетенции высших органов управления.

Просветительские идеи широко распространялись в Европе, и некоторые государи претендовали на роль "философа на троне". В их числе была и Екатерина II, объявившая себя последовательницей идей французских философов.

Одним из первых примеров либеральных начинаний Екатерины II стало учреждение в 1765 г. Вольного Экономического общества, призванного популяризировать передовые экономические знания и содействовать помещичьим нововведениям.

Но наиболее ярким воплощением принципов и пожеланий просвещенного" абсолютизма стал "Наказ" Екатерины II Уложенной комиссии, написанный в 1765-1767 гг. Созыв комиссии был обусловлен необходимостью кодификации законов, так как действовавшее Соборное Уложение 1649 г. устарело. А неоднократно предпринимавшиеся попытки составления нового Уложения в первой половине ХVIII в. не были завершены.

Уложенная комиссия начала свою работу летом 1767 г. В ней было представлено 564 депутата от всех сословий, кроме крепостных крестьян. Поднимавшиеся в наказах и выступлениях депутатов вопросы, как правило, не выходили за рамки сословных нужд. Дворянство требовало ограничения вмешательства государства в дела собственников, отмены "Табели о рангах", утверждения своего исключительного права на владение землей и крестьянами. Купечество добивалось монополии на торгово-промышленную деятельность и разрешения на использование крепостного труда в промышленности.

Либерализм второй половины ХVIII в., представленный такими именами, как А. П. Сумароков, Н. И. Панин, М. М. Херасков, А. Р. Воронцов и др., стремился усовершенствовать монархическое правление путем реорганизации центральных государственных учреждений, смягчения отношений между дворянством и крестьянством. Сторонниками радикальных преобразований европейского типа в России выступали А. Н. Радищев, Н. Н. Новиков. Вдохновленные идеями просветителей и Французской революции, они призывали к коренной ломке российского общества.

Таким образом, в общественно-политической мысли России второй половины XVIII в. были высказаны различные предположения по вопросам дальнейшего развития государства. Консерваторы твердо стояли на позициях сохранения самодержавия и крепостничества. К ним примыкали либерально настроенные дворяне, предлагавшие, правда, меры смягчения абсолютной власти монарха и приспособления существующего строя к новым, развивавшимся в недрах феодализма капиталистическим отношениям. Наиболее последовательные просветители выступали с предположениями, реализация которых должна была, по их мнению, положить конец крепостному праву, создать государство, основанное на действии твердых и непреложных законов, обеспечивающих благоденствие граждан.

В 1775 г. особым "Учреждениям для управления губерний Российской империи" была проведена губернская реформа. Губернии были разукрупнены. К концу правление Екатерины их было 50. Губернии делились на уезды. Промежуточная административная единица провинция, была ликвидирована. Во всех губернских и уездных учреждениях закреплялось привилегированное положение дворян-чиновников, судей, администраторов, избираемых дворянскими сословными организациями или назначаемых свыше. Данная реформа имела значение и в экономическом плане. Губернские учреждения стали обладать столь обширными функциями, что отпала необходимость в ряде коллегий, и все они, кроме Военной, Морской, Иностранной и Коммерц-коллегии, были упразднены.

Важной стороной губернской реформы стали судебные вопросы. Суд был отделен от администрации, и полиция получила самостоятельное значение. Создана разветвленная система судов: гражданских, уголовных, сословных и т.д.

Одновременно с проведением областной реформы правительство осуществило ряд мер в пользу купечества. В 1775 г. был издан манифест о свободе предпринимательства, разрешавший крестьянам заниматься предпринимательской деятельностью. С этого времени можно говорить о наличии устойчивого рынка свободной рабочей силы.

Центральными вопросами внешней политики России во второй половине ХV III в. являлись: обеспечение выхода к Черному морю; воссоединение с украинскими и белорусскими землями, ещё остававшимися под властью Речи Посполитой.

Первая задача была решена в результате двух успешных войн с Османской империей (1768-1772, 1787-1791). Россия получала новые земли в Северном Причерноморье (от Днепра до Днестра), а также часть приазовских земель. В апреле 1783 г. к России был присоединен Крым, где вскоре была основана главная база Черноморского флота - Севастополь.

Воссоединение же с Россией украинских и белорусских земель, некогда составлявших с остальной Русью единое целое, произошло в результате трех разделов Польши (1772, 1793,1795) между Россией, Пруссией, и Австрией. К России отошли не только собственно украинские (за исключением Галиции) и белорусские земли, но и земли, никогда в состав Руси не входившие (Литва и Курляндия).

Во второй половине XVIII в. определенные изменения происходят и в области культуры. В 1782-86 гг. в России была проведена школьная реформа, создавшая систему единообразно организованных учебных учреждений с едиными учебными планами и общей методикой. Это были так называемые "народные училища" - главные (четырехклассные) в губернских городах и малые (двухклассные) в уездах. Сеть народных училищ быстро росла: в конце XVIII в. их насчитывалось 288, в них обучались 22 тыс. человек.

В новый этап своего развития вступило изобразительное искусство. Так, его самостоятельным жанром стал пейзаж: (С.Ф. Щедрин, Ф.Я Алексеев). Официально признанным ведущим жанром являлась историческая живопись (А П. Лосенке, Б.И. Угрюмов). Наивысший взлет переживает портретное искусство (Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий).

В архитектуре второй половины XVIII в. также господствует классицизм, использовавший античное наследие. Величайшим мастером русского классицизма был В.И. Баженов (Пашков дом в Москве). Наиболее ярким выразителем московской школы зодчества был М.Ф Казаков (Кремлевский Сенат, старый Московский университет).

В целом, результаты правления Екатерины II достаточно весомы. С 19 до 36 млн. человек увеличилось население. Сумма государственных доходов возросла более чем вчетверо. Число фабрик и мануфактур выросло с 600 до 1200. Резко возросли: международный авторитет и влияние России. Безбородко, виднейший дипломат России времен Екатерины, говорил в конце своей карьеры, молодым коллегам: "Не знаю: как будет при вас, а при нас ни одна пушка в Европе без нашего позволения выпалить не смела".

Правление Павла I

Екатерину сменил Павел I (1796-1801). Деспотическое правление Павла, его внутренняя и внешняя политика вызывали острое недовольство, и даже ненависть различных кругов дворянства. Павел отменил некоторые положения "Жалованной грамоты дворянству", вновь ввел телесные наказания для дворян. В то же время несколько смягчил положение крестьянства, издав указ о запрещении барщинных работ по воскресеньям и о трехдневной барщине. Разрыв с Англией тяжело отразился на русском помещике - англичане были традиционными покупателями сельскохозяйственной продукции. Офицерство, чиновники не были уверены в завтрашнем дне, в любой момент могла последовать опала. В результате уже с 1797 г. формируется антипавловский заговор. В ночь на 12 марта 1801 г. Павел I был убит в Михайловском замке группой заговорщиков. XIX век в истории России начался новым и последним дворцовым переворотом.

Таким образом, в ХVIII в. Россия превращается в передовую европейскую державу, экономический и военный потенциал которой не уступал самым развитым странам. Вместе с тем, по мере перехода Европы на капиталистические рельсы, долго сохранять это равенство крепостническая Россия уже не сможет.

«Просвещенный абсолютизм» в России: характерные черты, особенности, противоречия.

Просвещённый абсолютизм – это политика абсолютизма в ряде европейских стран во второй половине XVIII века. Выражалась в преобразовании наиболее устаревших феодальных институтов «сверху» абсолютной волей монарха: упразднение некоторых сословных привилегий, подчинение церкви государству, реформы – крестьянства, школьного обучения, смягчение цензуры и т.п. Представители просвещённого абсолютизма, используя популярность идей французского Просвещения, представляли свою деятельность как «союз философов и государей». Просвещённый абсолютизм был направлен на укрепление господства дворянского слоя, хотя некоторые реформы способствовали развитию капиталистического уклада. Одним из самых известных монархов, придерживающихся политики просвещённого абсолютизма, стала российская императрица Екатерина II (1762-1796гг.). Её правление принято считать эпохой российского просвещённого абсолютизма и Золотой эпохой дворянства.

Великая княгиня Екатерина Алексеевна, супруга Петра III, стала императрицей России в результате дворцового переворота, совершенного 28 июня 1762 г. Переворот прошёл почти бескровно, жизнью поплатился только император.

Петр III, по сути дела, ничего не сделал, чтобы не допустить своего свержения. В итоге Екатерина II становится императрицей России.

Те 17 лет, что Екатерина ждала престола, она употребила на подготовку к царствованию – ни до нее, ни после в России у руля государства не было столь образованного человека. «Дух законов» Монтескьё, «Опыт о нравах и духе народов» Вольтера, «Анналы» Тацита – вот настольные книги молодой Екатерины. Императрица была не только знакома с произведениями французских философов-просветителей, но знала их лично. Переписываясь с Вольтером и Дидро, настойчиво приглашала их посетить Россию. Еще важнее, что она потратила эти 17 лет на то, чтобы понять эту чужую для нее страну.

22 сентября 1762 г. в Москве, после свержения Петра III, состоялась коронация Екатерины II. Каково было состояние страны явствует из того, что уже в первые дни после переворота Екатерине пришлось думать о том, как остановить стремительный рост цен на хлеб и найти деньги на самые неотложные государственные нужды – русская армия в Пруссии уже 8 месяцев не получала жалованья. Она разрешила Сенату использовать свои «комнатные деньги» - те, что считались собственностью государя и шли исключительно на его личные нужды. Членов Сената тронуло то, что императрица считает все принадлежащее ей собственностью государства и в будущем не намерена делать различие между интересами государственными и своими собственными. Для Екатерины II подобный шаг был естественным. Воспитанная на идеях французских просветителей, она считала государство целостным, обладающим собственными интересами организмом, где властвуют рационально устроенные законы, а подданные трудятся на общее благо. Себя же она видела служительницей Отечества, призванной привести подданных к этому общему благу.

Очень скоро Екатерина поняла, как мало она знает страну, в которой ей выпало царствовать, и постаралась лучше ее изучить. В первые 5 лет своего правления Екатерина II совершила несколько поездок по России. Это позволило ей узнать как живут ее подданные.

Но Екатерина не забывала о главном - об учреждении таких государственных установлений, которые действовали бы в рамках закона, что было обещано еще в Манифесте 6 июля. Для этого требовалось привести в порядок все костное российское законодательство – по сути дела, создать его заново. Екатерина думала об этом с первых дней своего правления.

С 1765 года Екатерина II начала писать свой «Наказ» - рекомендации комиссии по выработке нового Уложения. Необходимость в новом законодательстве назрела давно. В 1754 году Елизавета уже повелела сочинить «ясные законы», но дело с места так и не сдвинулось. Такие же попытки предпринимала Анна Иоанновна, а до нее – Петр I. Но Екатерина твердо решила довести дело до конца.

Екатерине, однако, пришлось отказаться от всяких напоминаний о необходимости освободить крестьян из крепостного состояния, хотя она считала рабство противным христианской религии и справедливости. В «Наказе» она вынуждена была признать, что «не должно вдруг и через узаконение делать великого числа освобожденных».

Депутаты, собравшиеся в Москву для работы над новым Уложением, показали Екатерине, что Россия куда дальше отстоит от новейших европейских идей, чем она думала. 564 человека, среди которых были чиновники, купцы, казаки, «пахотные солдаты» и инородцы не были представителями русского общества, потому что общества в тогдашней России не было. Каждое сословие пеклось только о своих собственных интересах. Благо народа они понимали только как свое собственное, государственные интересы – как интересы государыни. Каждое сословие требовало себе исключительных привилегий за счет других и желало нести никакой ответственности. Ясно, что никакого Уложения создать так не удалось, и в 1768 году комиссия по его выработки была распущена под предлогом начавшейся войны с Турцией.

Крестьяне ожидали, что вслед за Манифестом о вольности дворянства свободу получат и они. «Наказ» Екатерины еще более подогрел их надежды. Способствовала этому и терпимая политика правительства по отношению к раскольникам и перевод монастырских крестьян на положение государственных (последнее, впрочем, позволяло свободно жаловать их кому угодно). Но изменений в жизни крестьян так и не наступило. Напротив, к началу работы комиссии по выработке Уложения крепостные, вопреки всем законам, негласно признавались рабами – хотя еще при Петре I крепостные могли брать казенные подряды.

Важнейшим событием внутренней жизни страны стало Жалованная грамота дворянству, обнародованная в 1785 году, в которой официально признавалось, что:

- дворянство есть особая привилегированная корпорация, которая сама определяет свой состав;

- дворянство есть звание потомственное и наследственное;

- дворянин не платит никаких податей;

- дворянин избавлен от телесных наказаний;

- имеет право служить или не служить по своему желанию;

- имеет исключительное право владеть населенными землями.

Тем не менее служба по-прежнему открывала путь в дворянство человеку всякого звания.

Страна менялась на глазах – к середине 1780-х гг. уже выросло поколение екатерининской эпохи, для которого понятие «общество» или «благо человечества» были вовсе не пустым звуком. В течение нескольких лет, с 1782 по 1786 гг. в России была создана сеть учебных заведений, среди которых выделялись 25 народных училищ, превращенных позже в гимназии. К их открытию в столице по повелению Екатерины II были подготовлены учителя и напечатаны учебники. Впервые была введена система классов и уроков, существующая и поныне. Так было положено начало российской системе классического образования.

Были открыты учебные заведения для девочек – институты для благородных девиц. Главный из них, в Смольном монастыре, начал работать в 1764 г.

В январе 1783 году была создана Российская академия наук для содействия изучению русского языка и истории.

Последние годы правления Екатерину заботила одна проблема – как уберечь Россию от вредоносного, как она полагала, влияния французской революции.

Екатерина II защищала право владеть людьми не как таковое, но как главную привилегию дворянства – политической опоры всего ее царствования.

В целом, последние годы правления Екатерины мало походили на расцвет ее царствования. Напуганная французской революцией, Екатерина перешла к репрессивной политике. Воспоминания о недавней пугачевщине только усугубляли ее опасения. Своим правлением Екатерина II хотела показать себя просвещенной государыней, заботящейся о своих подданных. В сущности, всё правление Екатерины II стало правлением исключительно во благо дворянства, поскольку его считали опорой самодержавной монархии. Дени Дидро, всё-таки приехавший в Петербург и проживший там пять месяцев, понял, что слова о народном благе, столько раз написанные и произнесённые Екатериной II, остаются только словами. Это и есть главная особенность просвещённого абсолютизма в России. Обычное лицемерие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: