Зубчатые передачи составляют наиболее распространенную и важную группу механических передач, поскольку обладают рядом существенных достоинств:
1) малые габариты;
2) высокий КПД;
3) высокая надежность и долговечность;
4) постоянство передаточного отношения;
5) возможность изменения закона движения;
6) возможность использования в широком диапазоне скоростей и мощностей.
К недостаткам зубчатых передач можно отнести:
1) производство зубчатых колес требует высокой культуры производства, а это дорого;
2) отсутствие функции самопредохранения от перегрузки;
3) повышенный шум в работе;
4) невозможность безступенчатого регулирования передаточного отношения.
Примеры использования различных типов зубчатых передач в транспортных средствах приведены в приложении. Различные типы зубчатых передач, например прямозубые и косозубые цилиндрические используются в механических и гидромеханических коробках передач. В главных передачах применяют конические и гипоидные передачи.
В ДВС зубчатые передачи установлены в приводах распределительного вала.
|
|
Достоинства и недостатки косозубой цилиндрической передачи
Достоинства косозубых цилиндрических передач:
1) Зуб входит в зацепление не сразу по всей длине, как в прямозубых колесах, а постепенно, следовательно, меньше шумность передачи, а так же динамические нагрузки в зацеплении.
2) В отличие от прямозубых колес в зацепление всегда находится несколько зубьев, следовательно, выше прочность.
Косозубые колеса могут работать без нарушения зацепления даже при коэффициенте торцевого перекрытия εβ < 1. шипники, валы; и, как следствие, возникает возможность смещения колес).
Чем больше угол β, тем больше осевая сила Fa
Обычно на практике в косозубых колесах используется углы наклона зуба β = 8° … 20°, редко до 25°.
Углы наклона зуба β < 8° – нет смысла использовать, так как исчезают практически все преимущества передачи, а при β > 20° – существенно возрастает осевая сила.
Этот недостаток, возможно устранить, используя шевронное колесо или разнесенный шеврон (рис. 2.8), который подобен сдвоенной косозубой передачи с противоположным наклоном зубьев.