Экспертиза следов транспортных средств

Предметом экспертизы является установление обстоятельств, связанных с идентификацией транспортного средства и определением механизма ДТП в целом.

Объектами экспертизы являются транспортные средства, их детали и следы; одежда потерпевшего, если имел место наезд на пешехода; микрочастицы посторонних наложений, следы смазочных веществ; фотоснимки места происшествия, на которых зафиксированы повреждения, следы протектора и т.п.

В этом виде экспертизы решаются идентификационные задачи, связанные с установлением групповой принадлежности транспортного средства или его части по оставленным на месте происшествия следам и отождествлением конкретного транспортного средства, оставившего следы. Большую группу составляют диагностические задачи, связанные с механизмом происшествия и образованием следов от воздействия транспортных средств, установлением места столкновения, взаимного расположения транспортного средства и пешехода в момент наезда, последовательностью образования следов и др.

При исследовании деталей и их частей, отделившихся от транспортного средства в результате ДТП, проводится экспертиза по установлению целого по их частям.

В том случае если в результате ДТП было столкновение двух и более автомобилей либо был совершен наезд на человека, то такие экспертизы, как правило, проводятся комплексно, с использованием ситуационного анализа. Участниками такого комплексного исследования являются эксперт-трасолог, судебный медик, автотехник, материаловед (специалист в области криминалистической экспертизы материалов, веществ и изделий (КЭМВИ)), биолог, почвовед, металловед и другие специалисты. Комиссия решает вопросы идентификационного, диагностического и ситуационного характера. Основными вопросами комплексной экспертизы являются: установление факта контактного взаимодействия конкретного автомобиля с потерпевшим; какими частями транспортного средства были оставлены следы; не образованы ли следы, имеющиеся на транспортном средстве и одежде (теле) потерпевшего, другим транспортным средством; в каком положении находился потерпевший в момент наезда на него транспортного средства и др. По результатам проведенных исследований дается комплексная оценка.

При производстве транспортно-трасологической экспертизы используются как принятые в трасологии, так и многие физические и химические методы исследования.

Литература

Грановский, Г.Л. Основы трасологии. Особенная часть / Г.Л. Грановский. М., 1974.

Майлис, Н.П. Использование методов моделирования в экспертных исследованиях следов зубов / Н.П. Майлис // Экспертная техника. 1978. N 57.

Майлис, Н.П. Криминалистическое исследование пуговиц: методич. рекомендации для экспертов / И.П. Майлис. М.: РФЦСЭ МЮ РФ, 1996.

Майлис, Н.П. Руководство по трасологической экспертизе / Н.П. Майлис. М., 2007.

Майлис, Н.П. Судебная трасология: учебник / Н.П. Майлис. M., 2003.

Майлис, Н.П. Судебно-трасологическая экспертиза: учебно-методич. пособие для экспертов / Н.П. Майлис. M., 2000.

Скоморохова, А.Г. Механоскопическая экспертиза производственно-технологических следов: методич. рекомендации / А.Г. Скоморохова, Н.П. Майлис. M.: ЭКЦ МВД России, 1996.

Трасология. Справочник криминалиста. Т. 2. Механоскопия. Волгоград, 1997.

Трасология и трасологическая экспертиза: учебник. M.: ТУК МВД России, 2002.

Трасология. Справочник криминалиста. Т. 1. Гомеоскопия. Волгоград, 1997.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: