Лабораторная работа №5: Анализ маркетинговой политики (комплекса маркетинговых коммуникаций) фирмы сферы информацилнного бизнеса

Лабораторная работа предполагает анализ материала по лабораторным работам №1-4. При выполнение лабораторный работы №5 может быть использован материал предыдующих работ.

Цель: формирование готовности разрабатывать и анализировать маркетинговую политику фирмы сферы информационного бизнеса, прогнозировать развитие рынка информационных услуг и продуктов.

Задание на лпбораторную работу:

1. Проанализируйте региональный рынок информационных услуг и продуктов с позиций:

- ассортимента предоставляемых услуг;

- основных фирм-производителей услуг;

- потенциальных потребителей конкретных услуг;

- сложившейся системы цен на рынке;

- технологий предоставления услуг.

2. Обоснуйте и опишите технологию позиционирования вашей фирмы на рынке информационных услуг и продуктов.

3. Изучите информационную потребность на региональном рынке информационных услуг и продуктов, а также особенности ее удовлетворения.

4. Изучите информационную потребность ведущих специалистов вашей фирмы и определите:

- структуру и содержание информационных потребностей;

- технологию удовлетворения потребности;

- сделайте, если это необходимо, информационный запрос в соответствующую инфраструктуру.

5. Опишите основные этапы реализации информационной модели системы маркетинговых исследований вашей фирмы.

6. Опишите и обоснуйте конкурентную позицию вашей фирмы на рынке информационных услуг и продуктов.

7. Опишите типичный информационный продукт, необходимый для успешной коммерческой деятельности вашей фирмы. Проведите анализ качества данного информационного продукта с позиций информационно-ценностного, информационно-операционного и информационно-временного аспектов.

8. Опишите информационную услугу, необходимую для вашей профессиональной деятельности. Проанализируйте средства и технологию ее предоставления с позиций оптимальности и корректности.

9. Используя метод экспертных оценок, оцените качество предоставляемых (приобретаемых) вами информационных услуг.

10. Опишите деятельность вашей фирмы как информационную модель бизнес-системы и составляющих ее бизнес-процессов. Проанализируйте и оцените эффективность функционирования бизнес-системы.

11. Проанализируйте использование технологии информационных фильтров в организации информационного обеспечения коммерческой деятельности вашей фирмы с позиций семантической и прагматической оценки информации.

Пример выполнения работы

Стремительный рост развития интернет-торговли и электронной коммерции стимулирует развитие рынка сопутствующих услуг, а именно, предоставление средств для организации онлайн-торговли, автоматизации её процессов и управления.

Основная составляющая любого интернет-магазина – это, прежде всего, товар, который доступен покупателю. При этом поддерживать актуальность цены на товар и его статус наличия не простая задача даже для опытных сотрудников магазина, ведь количество товаров порой доходит до десятков тысяч единиц, а цена меняется ежедневно (за счёт курса валюты, изменения цен у поставщиков и т.п.). Каждый раз менять цену, при этом учитывать минимальную, поставщика, наличие и пр. - это удел для "усидчивых", но, спрашивается, зачем это делать, когда есть программное решение, которое позволяет выполнить это с полной автоматизацией.

Любой владелец интернет-магазина, который продает товар не только со своего склада, но и как посредник между крупным оптом и розницей, сталкивается с проблемой обновления цены на свои товары. Сведения прайсов от десяти поставщиков, каждый из которых имеет по 1000 наименований продукции, может отнимать несколько часов в день. Не имея специального программного обеспечения ежедневно поддерживать актуальность прайсов практически невозможно. Такое программное обеспечение является удобным и эффективным инструментом, который позволяет обрабатывать, анализировать и сравнивать прайс-листы поставщиков в автоматическом режиме, с целью выявления изменения цен товара, выявления нового товара, расширения товарных предложений для потенциальных покупателей.

Около 90% интернет-магазинов сталкиваются с проблемой обновления цены и наличия в собственных прайсах, особенно в странах с нестабильной экономической ситуацией, когда цены у поставщиков могут меняться чуть ли не ежедневно и чтобы успешно конкурировать на рынке приходится ежедневно обновлять собственный прайс. Прайсы поставщики обычно предоставляются в разных форматах, каждый поставщик может иметь 1000 и более наименований товаров на складе и процедура сведения всех прайсов, к примеру, от 10 поставщиков занимает очень много времени.

Часто просто физически невозможно поддерживать прайсы ежедневно в актуальном состоянии, отсюда вы получаете недействительную цену и неактуальное наличие товара. Кроме того, иметь в прайсе все, что есть у поставщиков, просто нереально и приходится ограничиваться одной-двумя тысячами позиций.

Конфигурация программы для анализа и сравнения прайсов способна решить все эти вопросы и ежедневное обновление цен, например, для 15000 позиций от 10-ти поставщиков может занимать всего 10-20 минут в день. Кроме того, программа дает возможность загрузить прайсы конкурентов и установить вашу цену с учетом цены конкурентов. Сформированный прайс можно выгрузить из программы в файл Excel, в частности для Беларуси это может быть формат Onliner.by или Shop.by, для России - YML.

Программы, предназначенные для обработки и анализа прайс-листов - это одно из альтернативных решений, упрощающих работу менеджеров. Даже самый опытный человек, способный на принятие мгновенных и оптимальных решений, не в состоянии справиться с элементарной проблемой – увеличением объема работы.

Компания «ElbuzGroup» начала свою деятельность в 2006 году, на данный момент является крупным поставщиком инновационных решений в области информационных технологий на рынке в России и на Украине. Основным направлением деятельности компании является услуги и решения, предназначенные для обеспечения автоматизации и информационной поддержки в современных компьютерных системах и сетях в области обработки прайс-листов поставщиков, созданию ассортимента торгового предприятия, контроля наличия товара, формированию описаний товаров.

Основная миссия компании «ElbuzGroup» заключается в стремлении занять определенную рыночную нишу - стать крупнейшим дистрибьютором и интегратором решений по автоматизированному процессу деятельности как в сети интернет, так и в "оффлайновом" режиме.

Основные направления деятельности:

3 Разработка программного обеспечения:

- систем автоматизации торговли в сети интернет;

- систем автоматизации импорта/экспорта данных из различных источников (файлов MS Excel, XML, CSV, SQL);

- систем автоматизации наполнения интернет магазинов, каталогов товаров, учетных систем;

- аудит сайтов, интернет-магазинов.

4 Абонентское и единоразовое обслуживание, администрирование сайтов и интернет-магазинов:

- информационное наполнение (новости, статьи, форум, каталог товаров, контроль ценообразования);

- раскрутка в сети интернет (SEO оптимизация);

- наполнение интернет-магазина товарами, наполнение товаров описаниями, характеристиками и фотографиями;

- обработка, сравнение и анализ цен конкурентов;

- обновление сайта специалистами;

- анализ и корректировка безопасности работы сайта в целом.

Компания ElbuzGroup специализируется на создании и продаже программного обеспечения серии E-Trade, разработанного для торговых компаний, которые занимаются куплей/продажей товаров и услуг. Данные продукты позволяют создать базу товаров (если нет текущей) и обеспечить полный её контроль, как то: товарных позиций, ценообразования, учёта поставщиков и их товаров с возможностью обновления информации из прайс-листов по требованию (от ежечасного, ежедневного до требуемого).

Организация предоставляет пользователям следующие информационные продукты:

6 Программы-анализаторы прайс-листов E-Trade PriceList Importer – это удобный и эффективный инструмент, который позволяет обрабатывать, анализировать и сравнивать прайс-листы поставщиков в автоматическом режиме, с целью выявления изменения цен товара, выявления нового товара, расширения товарных предложений для потенциальных покупателей.

7 E-Trade Content Creator - программа для получения информации с других сайтов (парсер, граббер), позволяющая создавать контент Интернет-магазина (каталог товаров с описаниями, характеристиками, фото) из открытых источников в автоматическом и полуавтоматическом режиме.

8 База данных товаров E-Trade Content DB для интернет-магазина с подробными текстовыми описаниями и фотографиями. Каталог товаров содержит подробные технические описания товаров, фотографии и другие данные, даёт возможность создать на сайте блок фильтрации товаров по атрибутам, т.е. все условия необходимые для ведения успешного бизнеса.

9 Модуль интеграции E-Trade HTTP Tunnel - это приложение, разработанное с целью простого взаимодействия продуктов серии E-Trade с базой данных интернет-магазина (сайта). Модуль создан на популярном языке программирования PHP, который в настоящее время поддерживается подавляющим большинством хостинг-провайдеров и является одним из лидеров среди языков программирования, используемым для работы с динамическими веб-сайтами. В качестве основной базы данных сайта поддерживается СУБД MySQL.

10 Планировщик задач E-Trade Scheduler позволяет в фоновом режиме, с заданными интервалами времени: импортировать прайс-листы, делать пакетную обработку (обновление только цены товара), экспортировать выбранные шаблоны экспорта.

Также можно установить специальное приложение для ускорения обновлений в системе при взаимодействии программы с данными интернет-магазина.

Единых стандартов прайс-листы не имеют, поэтому поставщики могут присылать свои данные в различных форматах. Программа обработки помогают систематизировать сведения, каждый формат не нужно приводить к единому загрузочному виду.

Продукты предлагает установку множественных фильтров (для поиска новых, ненайденных товаров, товаров с пониженной или повышенной ценой), установку фиксированной рекомендованной цены товара. Также можно установить специальное приложение для ускорения обновлений в системе при взаимодействии программы с данными интернет-магазина. Если у кого-либо товара изменить цену вручную, он попадает в категорию товаров с фиксированной ценой, после чего к нему не применяется алгоритм формирования цены.

Постоянно выходят новые версии платформ программ, и добавляются новые пользовательские интерфейсы. Для удобства работы в программе имеются отдельные окна справочника цветов товаров, настройки типов наличия (при необходимости – на заказ), отдельная карточка товаров.

Среди клиентов компании многие крупнейшие поставщики. ПО серии E-Trade дают организациям более высокую эффективность в работе по сравнению с более простыми программами учёта товаров: электронными таблицами или базами данных в составе офисных пакетов. Новое поколение ПО серии E-Trade автоматизирует торгово-закупочные операции, идеальное решение для интернет-коммерции.

На данный момент около 550 интернет-магазинов используют программы данной компании. Среди клиентов данной компании присутствуют интернет-магазины дизайн-студии, строительных компаний и другие предприятия. Среди потребителей решений данной компании значительное количество занимает сектор торговли электронными товарами (компьютерная техника, периферийное оборудование, бытовая техника). Компания постоянно расширяет долю на рынке и открыта для сотрудничества с компаниями-интеграторами, желающими дополнить спектр предоставляемых решений продуктами компании.

При покупке лицензионной копии программного продукта потребитель приобретает в действительности право (разрешение) на его использование. Оплата программных продуктов производится с помощью WebMoney, Яндекс Деньги, MasterCard, Robokassa, Вэстэрн Юнион, Мигом, Приват Мани, Золотая Корона, Контакт, Юнистрим.

Для того, чтобы совершить оплату программных продуктов, необходимо выбрать вкладку «Главная» и перейти к пункту «Стоимость ПО». Далее выбрать желаемый программный продукт и нажать кнопку «Купить». Выбранный товар будет отправлен в виртуальную корзину. После того как все продукты добавлены в корзину, необходимо нажать кнопку «Оформить заказ». Далее будут доступны возможные виды оплат, воспользовавшись одной из них, можно приобрести выбранные товары. Нажимаем кнопку «Отправить на почту реквизиты для оплаты». Вводим свои данные о фамилии, имени и отчеству, так же указываем адрес электронной почты для отправки на него реквизитов, по которым необходимо будет совершить денежный перевод. В полученном письме по электронной почте присутствуют реквизиты для оплаты выбранных программных продуктов, а также принимаемые типы денежных переводов. Далее необходимо совершить оплату по указанным в письме данным, после чего нажать кнопку «Подтвердить оплату». В открытом окне выбрать тип оплаты денежного перевода, который был использован. Вводятся данные отправителя, страна, точная сумма и контрольный номер перевода. В поле серийный номер программы необходимо скопировать номер из программы. Для этого необходимо открыть программу, в главном окне программы выбрать пункт «Справка о программе», скопировать серийный номер и вставить в поле «Серийный номер программы» в окне подтверждения оплаты. После того, как все данные заполнены, необходимо нажать кнопку «Подтвердить оплату», тем самым гарантируя, что оплата произведена и все данные заполнены верно. После того как будут получены отправленные денежные средства за программные продукты, будет произведена активация Ваших программных продуктов. Активация происходит удаленно на нашей стороне на протяжении 48 часов. Форма ввода регистрационных данных клиента появляется после выбора доставки и оплаты.

Значительный акцент в работе компании сделан на обеспечении квалифицированной технической поддержки партнеров и клиентов. С их точки зрения, своевременно оказанная профессиональная помощь также важна для клиента, как и правильно подобранное и реализованное решение. Полноценной технической поддержкой обеспечиваются как клиенты, так и партнёры (посредники), помогая сконцентрироваться на процессе продаж, а не на техническом обслуживании. Компания предлагает абонентское и единоразовое обслуживание сайтов и интернет-магазинов (наполнение интернет-магазина товарами, обработка, сравнение и анализ цен конкурентов, наполнение товаров описаниями и характеристиками, обновление сайта специалистами).

Цель партнерской программы - продвижение продуктов серии E-Trade на территории стран СНГ совместно с компанией-партнером на взаимовыгодных условиях.

Все посредники имеют возможность подключения к единой системе обработки партнерских и пользовательских запросов, с помощью которой осуществляется взаимодействие по вопросам технической поддержки.

Условиями партнерской программы являются:необходимо привлекать покупателей с помощью всев озможных промоматериалов: текстовых ссылкок, баннеров, текстовых блоков, информеров, графических изображений (логотипов, скриншотов).

Материалы должны размещаться: на тематических сайтах, форумах, собственных сайтах. Компания платит за каждый купленный продукт 10% от стоимости продукта. Выплата комиссионных осуществляется ежемесячно. Минимальная выплата: 6000 руб. Как вывести: перевод на счет в банке Украины, WebMoney.

Категорически запрещается рекламировать сайт посредством массовой рассылки несанкционированных рекламных текстов (СПАМа), в различных формах: эл.почта, форумы, блоги и т.д. Партнеры, уличённые в нарушениях, будут удаляться без права получения заработанных комиссионных.

При покупке продуктов партнёров пользователям предоставляется скидка 10% на продукты серии E-Trade редакции Professional.

Партнёрами компании являются:

12 Fast-Sales - cистема управления сайтом Fast-Sales. CMS Fast-Sales предназначена специально для создания интернет-магазина и его быстрого запуска.

13 HostCMS - система управления сайтом.

14 PHPShop - это профессиональный скрипт интернет-магазина, позволяющий организовать электронную торговлю на самом высоком уровне с минимальными затратами.

15 WebAsyst - это набор интернет-приложений для организации работы и электронной коммерции. WebAsyst позволяет хранить в интернете файлы и фотографии, управлять проектами и заданиями, организовать работу с коллегами и заказчиками через интернет, открыть собственный интернет-магазин и многое другое.

16 Amiro CMS - полнофункциональный мощный интернет-магазин с интерактивными сервисами, базой знаний, рекламой и поддержкой поведенческих технологий.

17 VirtueMart - является свободным программным обеспечением для создания Интернет-магазина. VirtueMart поддерживает неограниченное количество продукции и категорий, назначение продукции множеству категорий, а также предоставляет возможность отключить функцию продажи и использовать VirtueMart в режиме каталога. VirtueMart позволяет иметь разные цены для одной продукции, основанные на количестве или принадлежности покупателя к определённой группе, и предоставляет возможность использования различных платёжных систем. VirtueMart является свободным программным обеспечением для реализации функции интернет-магазина и весь исходный код полностью доступен.

18 CRM: Клиентская база - это простая и удобная crm система для автоматизации бизнеса. Она незаменима для организации прозрачной и эффективной работы всех отделов компании. Гибкость и мощный функционал «Клиентской базы» позволяют создавать любые конфигурации, которые будут удобны для ведения бизнеса.

19 I-Ween - Разработка качественных интернет-магазинов и сайтов-каталогов в Украине. Мощная система собственной разработки, десятки тысяч товаров и заказов, богатая функциональность, лёгкое управление.

20 AdVantShop.NET – многофункциональный движок интернет-магазина с открытым кодом для создание эффективного интернет-магазина, который станет не просто торговой площадкой, а инструментом для развития бизнеса.

21 SEOTM - создание сайтов, веб-дизайн, продвижение сайтов.

22 1C-Битрикс - российская компания, разработчик коммерческой системы управления контентом интернет-сайтов и программного продукта для создания внутрикорпоративных информационных ресурсов.

Наиболее крупными конкурентами фирмы «ElbuzGroup» на рынке информационных услуг и продуктов являются следующие компании:

4 QuadCRM - все права на торговую марку принадлежат ИП Пунтус Руслан (г. Минск). Данное предприятие предлагает программы для сравнения и обработки прайс-листов, программы каталогов товаров (электронный заказ), программы учёта заказов и клиентов. Программные продукты данной организации используется в интернет-магазинах Беларуси и России. Среди клиентов данной компании присутствуют крупные сети магазинов компьютерной техники, интернет-магазин товаров для видеонаблюдения, магазин запчастей для ремонта мобильных телефонов, магазины бытовой техники и другие организации. Предприятие предлагает бесплатные версии продукта для ознакомления, а также ПО стоимостью 11700 руб.

5 PriceLoader – предлагает системы для автоматизации обслуживания интернет-магазина, синхронизации прайс-листов и интернет-магазинов. Разрабочиком программы является Антон Киба (г. Москва). Удаленная установка и настройка программы - переписка по email, предоставление данных для доступа к собственному сайту (FTP, MySQL) и образцов прайс-листов поставщиков - 5000 рублей. Выезд специалиста для обсуждения с предоставлением образцов прайс-листов поставщиков - 2000 рублей. Добавление в программу необходимых дополнительных функций - от 2000 руб. (в зависимости от сложности и объемности технического задания).

6 PDS plus – компания функционирует с 2004 года (г. Орёл) и специализируется на обработке прайс-листов на основе цен нескольких поставщиков. Программное обеспечение компании используют большое количество клиентов в России, Украине и Беларуси. А именно, холдинг Deeline г.Москва (серверное и сетевое оборудование, офисная, аудио- и пр. техника, расходные материалы), Аспект-БТ г.Москва (бытовая техника), "Саузенд" г.Москва (строительные материалы), "Техносфера" г.Санкт-Петербург (инженерные системы), DataPlus г.Одесса(бытовая техника).

Для анализа был выбран программный продукт для автоматизации обработки прайс – листов E-Trade PriceList Importer.

Главными задачами данной программы являются решения и услуги, предназначенные для обеспечения автоматизации и информационной поддержки в области обработки прайс-листов поставщиков, созданию ассортимента торгового предприятия, контроля наличия товара, формированию описаний товаров. Программы позволяет обрабатывать прайс-листы со сложной структурой, с множественным количеством листов в книге MS Excel.

Поддержка систем у продукта: Windows 7, Windows Vista, Windows XP, Windows 2000. Форматы импорта данных: XLS, XML,YML, CSV, CSV Tab разделитель, TXT, SQL. Поддерживаются также MS EXCEL, 1C, скрипты интернет-магазинов.

Для установки продукта и дальнейшей работы с ним необходимы права «Администратора» компьютера. При установке необходимо вводить данные (ФИО, город, ссылка на организацию или сайт и другое) для регистрации программы. Для каждого рабочего места (персонального компьютера) выписывается электронный ключ.

Цены продукта рассчитываются в зависимости от количества загружаемых товаров в программу из интернет-магазина, программы 1С Предприятие, из файла обмена данными и другими видами обмена информацией; от количества выгружаемых товаров из программы в интернет-магазин или другой шаблон экспорта; от возможности создания в программе неограниченного количества баз данных, например, для работы с несколькими интеренет-магазинами; от возможности одновременной работы более одного пользователя в одной БД; от количества пользователей, которые имеют возможность одновременно работать с базой данных и от других параметров.

Версии продукта подразделяются на виды, исходя из направлений деятельности и выполняемых функций: Demo – бесплатное скачивание, Lite – 4500 руб., Standart – 9000 руб., Professional – 15000 руб., Network – 19500 руб., Business – 60000 руб..

При переходе с младшей редакции на более старшую, например, с редакции Lite на редакцию Professional, необходимо доплатить разницу между стоимостью этих редакций.

Функции и возможности в зависимости от версии представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Стоимость программного обеспечения

Функции и возможности Demo Lite Standart Professional Network Business
1 Количество загружаемых товаров Не ограничено     Не огр. Не огр. Не огр.
2 Количество выгружаемых товаров       Не огр. Не огр. Не огр.
3 Количество загружаемых строк из 1 прайс-листа   Не огр. Не огр. Не огр. Не огр. Не огр.
4 Экспорт данных на сайт, в файлы XLS,CSV,XML - + + + + +
5 Возможность многопользовательской работы с базами данных - - - - + +
6 Возможность создания нескольких БД + + + + + +
7 Количество пользователей по умолчанию            
8 Возможность оказания услуг третьим лицам - - - - - +
9 Возможность аренды программы - - - - + -

Проведём оценку конкурентоспособности товара. Необходимые данные приведены в таблице 2.

Таблица 2 – Исходные данные для оценки конкурентоспособности товаров

Наименование показателя Товары
E-Trade PriceList Importer Standart QuadCRM PriceLoader
  Количество загружаемых товаров      
  Мгновенный экспорт данных на сайт, в файлы XLS,CSV,XML + - +
  Возможность создания нескольких БД + + +
  Количество пользователей по умолчанию      
  Возможность оказания услуг третьим лицам + - -
             

Для определения нормированной частоты (wi) исследуемых товаров были опрошены 3 эксперта. Матрицы парных сравнений экспертов представлены в таблицах 3-5.

Таблица 3 – Матрица парных сравнений эксперта 1

  V1 V2 V3 V4 V5  
V1            
V2            
V3            
V4            
V5            

Таблица 4 – Матрица парных сравнений эксперта 2

  V1 V2 V3 V4 V5  
V1            
V2            
V3            
V4            
V5            

Таблица 5 – Матрица парных сравнений эксперта 3

  V1 V2 V3 V4 V5  
V1            
V2            
V3            
V4            
V5            

Систематизируем полученные данные (таблицы 6-10).

Таблица 6 – Сводная матрица результатов обработки матрицы парных сравнений 1 эксперта

Номер блока показателей Суммарный балл В (i) Ранг блока показателей R (i)
V1    
V2    
V3    
V4    
V5    
Итого      
       

Таблица 7 - Сводная матрица результатов обработки матрицы парных сравнений 2 эксперта

Номер блока показателей Суммарный балл В (i) Ранг блока показателей R (i)
V1    
V2    
V3    
V4   4,5
V5   4,5
Итого    

Таблица 8 - Сводная матрица результатов обработки матрицы парных сравнений 3 эксперта

Номер блока показателей Суммарный балл В (i) Ранг блока показателей R (i)
V1   2,5
V2    
V3   2,5
V4   4,5
V5   4,5
Итого    

Таблица 9 – Сводная таблица суммарных баллов

номер блока 1 эксперт 2 эксперт 3 эксперт общий балл нормированная частота, Wi общий ранг
V1         0,29  
V2         0,355  
V3         0,194  
V4         0,097  
V5         0,065  
Итого            

Таблица 10 – Сводная таблица ранжирования блоков показателей экспертами

Номер блока показателей R(i, 1) R(i, 2) R(i, 3)
V1     2,5
V2      
V3     2,5
V4   4,5 4,5
V5   4,5 4,5
Итого      

По методу рангов эксперт осуществляет ранжирование (упорядочение) исследуемых объектов организационной системы в зависимости от их относительной значимости (предпочтительности), когда наиболее предпочтительному объекту присваивается ранг 1, а наименее предпочтительному — последний ранг, равный по абсолютной величине числу упорядочиваемых объектов.

По мнению трёх экспертов, самыми весомыми параметрами при выборе программы для обработки и анализа прайсов является количество загружаемых товаров и мгновенный экспорт данных на сайт, в файлы XLS,CSV,XML безопасность. Далее следует возможность создания нескольких. Предпоследним по важности является количество пользователей по умолчанию. И наименее значимым параметром эксперты посчитали возможность оказания услуг третьим лицам.

Метод суммы мест - метод комплексной сравнительной оценки товаров, по которому совокупность анализируемых значений показателей упорядочивается от лучшего к худшему таким образом, что лучшему значению показателя присваивается первое место, следующему - второе и т.д.; полученные места по каждому показателю суммируются по каждому продукту, при этом, чем меньше оказался результат, тем выше рейтинг предприятия.

Метод суммы мест позволяет количественно оценить надежность делового партнера по результатам его текущей и прошлой деятельности (таблицы 11-12).

Таблица 11 – Оценка конкурентоспособности товаров

Показатель Значение показателей W Товары Эталон
Т1 Т2 Т3    
  Количество загружаемых товаров 0,29          
  Мгновенный экспорт данных на сайт, в файлы XLS,CSV,XML 0,355 1,5   1,5 1,5  
  Возможность создания нескольких БД 0,194          
  Количество пользователей по умолчанию 0,097          
  Возможность оказания услуг третьим лицам 0,065   2,5 2,5    

Таблица 12 – Метод «Суммы мест»

Наименование показателя   W Товары  
Т1 Т2 Т3
  Количество загружаемых товаров 0,29   2,5 2,5
  Мгновенный экспорт данных на сайт, в файлы XLS,CSV,XML 0,355 1,5   1,5
  Возможность создания нескольких БД 0,194      
  Количество пользователей по умолчанию 0,097      
  Возможность оказания услуг третьим лицам 0,065   2,5 2,5
Итого 7,5   10,5
                 

ИПj = (1)

ИП1 = 1,57

ИП2 = 2,63

ИП3 = 2,099

Наименьший показатель равен 1,57. Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что наибольшей конкурентоспособностью обладает программный продукт E-Trade PriceList Importer Standart.

На следующем этапе производится формирование "эталонного объекта". Для этого в любой строке выбирается наибольшее (или наименьшее) значение соответствующего показателя в зависимости от того, какова его оптимальная величина (таблица 13).

Таблица 13 – Метод «Создание эталонного объекта»

Показатель Значение показателей W Товары Эталон
Т1 Т2 Т3
  Количество загружаемых товаров 0,29   0,333 0,333  
  Мгновенный экспорт данных на сайт, в файлы XLS,CSV,XML 0,355       1,5
  Возможность создания нескольких БД 0,194        
  Количество пользователей по умолчанию 0,097        
  Возможность оказания услуг третьим лицам 0,065   2,5 2,5  
    6,833 4,833  

ИПj = (2)

ИП1 = 1

ИП2 = 1,26

ИП3 = 0,91

Наибольший показатель равен 1,26. Можно сделать вывод, что наибольшей конкурентоспособностью обладает программный продукт QuadCRM.

Одним из главных и действительно реальных путей развития предприятий заключается в создании довольно комфортной информационной среды, которая будет способствовать принятию верных управленческих решений. Частью такого развития вполне может стать нахождение информационных фильтров, а так же работа над ними, над уменьшением их влияния на качество работы предприятия.

Информационные фильтры необходимы, так как правильное восприятие информации конечным потребителем может быть затруднено из-за наличия различных помех, называемых информационным шумом. Фильтрация потока информации помогает при отборе необходимых для того или иного уровня управления данных и документов. При этом разработчик контролирует все информационные потоки во внутреннюю сеть и из нее. Под контролем информации понимается ее фильтрация, т.е. выборочное пропускание одной информации и блокирование другой. Также может происходить некоторое преобразование информации, а также оповещение отправителя о блокировании прохождения информации. Вся фильтрация информации осуществляется на основе ряда правил, которые выражают сетевые аспекты политики информационной безопасности организации. Политика информационной безопасности — свод правил, которым организация следует для обеспечения безопасности компьютеров и коммуникаций, защиты от различных информационных угроз и рисков.

Различаются три разновидности шума и, соответственно, три информационных фильтра, блокирующих этот шум:

1 Синтаксический фильтр содержит набор решающих правил, позволяющих различать правильные (осмысленные) и неправильные (бессмысленные) последовательности знаков.

2 Семантический фильтр - первый аспект семантического шума связан с отсутствием новизны в получаемом сообщении. Иначе говоря, сообщение не расширяет знаний потребителя. Во-первых, стоит излагать информацию достаточно простым языком, а во-вторых, стоит выяснить, какой тип предоставления более приемлем. Второй аспект семантического шума связан с прохождением ложного сообщения через синтаксический фильтр. Семантический фильтр должен обнаруживать искажения. Он проверяет соответствие контролируемого сообщения с уже имеющейся информацией. Разработчики, обслуживающие компании и сайты, начинают формировать с использованием этой технологии модели данных, обеспечивающие выполнение совершенно новых функций.

3 Прагматический фильтр устанавливает степень ценности информации для потребителя. Элементы прагматической оценки обычно охватывают полноту информации, ее своевременность, компактность (возможен меньший объём сообщения), употребимость (число потребителей) и доступность. Зачастую информация просто теряется, а также не проводится проверка информации на достоверность, это тоже достаточно снижает качество поступившей к разработчику информации.

Информация на пути от источника к потребителю проходит через ряд преобразователей и устройств, обрабатывающих информацию по определенному алгоритму. На промежуточных стадиях преобразования семантические и прагматические свойства сообщений отступают на второй план ввиду отдаленности потребителя, поэтому понятие информации заменяется на менее ограничительное понятие «данные».

Проанализировав возможности, эргономичность, цены продуктов, конкурентную и посредническую среду, техническую поддержку, отзывы клиентов и другие показатели, можно сделать вывод, что предприятие ElbuzGroup успешно функционирует на рынке программных продуктов для автоматизации прайс-листов поставщиков. Оно имеет большое количество положительных отзывов, потребителей привлекает широкий ассортиментный выбор при покупке, разнообразные возможности при работе. Компания имеет собственный сайт http://elbuz.com/, где собрана полная информация для покупателей, партнёров и инвесторов о развитии, акциях. На основании данных форума, посвящённого исследуемому продукту, можно предложить добавить повторяющиеся вопросы от клиентов о приобретении, установке и использовании в список часто задаваемых на сайте.

Единственным минусом продуктов компании может стать полностью автоматизированный режим (например, невозможно предложить собственный алгоритм расчёта цены).

Так как цены на продукцию достаточно высоки (в зависимости от направлений деятельности и выполняемых функций: Demo – бесплатное скачивание, Lite – 4500 руб., Standart – 9000 руб., Professional – 15000 руб., Network – 19500 руб., Business – 60000 руб.), можно предложить предоставлять пользователям скидку с разницы стоимости при переходе с младшей редакции продуктов на более старшую, например, с редакции Lite на редакцию Professional.

Также можно предложить ещё одну меру, направленную на улучшение экономической ситуации в компании - вступление в Парк высоких технологий - специальный налогово-правовой режим, целью которого является создание благоприятных условий для разработки в Украине программного обеспечения, информационно-коммуникационных технологий, направленных на повышение конкурентоспособности национальной экономики. Это существенно снизит налоговую нагрузку на компанию, так как резиденты ПВТ освобождаются от уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, уплачиваемых с выручки от реализации товаров, налога на прибыль и НДС по оборотам от реализации такой продукции. Чтобы вступить в парк высоких технологий, компания должна соответствовать ряду требований и выполнить некоторые мероприятия. Направлениями деятельности Парка высоких технологий являются: разработка и внедрение информационно-коммуникационных технологий и программного обеспечения для промышленных и иных организаций; экспорт коммуникационных технологий и программного обеспечения.

Можно порекомендовать фирме-разработчику ввести функцию создания заявки поставщикам при выгрузке данных (с ценами и наименованием товара из прайс-листа выбранного поставщика).

Также в качестве рекомендации можно предложить добавить в конфигурацию автоматически показывать в прайсах товары, которые подешевели, подорожали или появились как новинки. При обработке прайс-листов можно загружать не только цены поставки, но и рекомендованные поставщиком отпускные цены, а также задать процент скидки на цену поставки, чтобы работать сразу со «своей» ценой. Удобной также является функция формирования не только цены и наличия, но и сортировки (например, отдельной страницы в программе с товарами, которые есть у поставщиков, но нет на сайте).

Ещё для удобства использования программы можно порекомендовать внедрить функцию для отслеживания динамики изменения цен и вывода результатов в графическом виде (таблица и график), а также увеличить время работы технической поддержки.


Источники:

http://marketing.spb.ru/read/m9/index.htm Маркетинг-статистика Г.Л. Багиев, Е.Л. Богданова

http://kgau.ru/istiki/umk/mir/ch01.html

http://znaytovar.ru/new2933.html

http://market-pages.ru/infteh/index.html

http://www.rmnt.ru/docs/quality/18667.htm

http://www.consultant.ru/popular/techreg/

http://www.iso.staratel.com/

http://ria-stk.ru/


ИЗ МЕТОДИЧКИ ДЮЖЕНКОВОЙ

методы расчета интенгрального
показателя конкурентоспособности

Конкурентоспособность товара является относительной характеристикой и может быть оценена только в результате сравнения товаров не по одному, а по нескольким показателям сразу, поэтому для ее оценки необходимо рассчитывать интегральные показатели конкурентоспособности (ИП).

Для расчета интегрального показателя конкурентоспособности можно использовать различные подходы, в частности экспертные оценки, метод ранжирования объектов («суммы мест»), выбор одного из объектов за базу сравнения, способ «создания эталонного объекта». Кроме общих различий в подходах к расчету интегрального показателя могут отличаться и формулы, используемые для непосредственного определения интегрального показателя.

Наиболее часто для проведения ранжирования совокупности объектов по степени их конкурентоспособности используются методы экспертных оценок. В ходе применения данных методов рассчитывают интегральный показатель конкурентоспособности (ИП), на основании которого и ранжируют объекты исследования.

Алгоритм методов экспертной оценки следующий:

1. Выбирается совокупность объектов исследования: j=1, 2, …, m

2. Выбирается набор показателей, наиболее точно характеризующий свойство, положенное в основу проведения ранжирования (конкурентоспособность): Yij – i-ый показатель, характеризующий конкурентоспособность j-ого объекта исследования, где i=1, 2, …, n. Необходимо, чтобы каждый показатель имел самостоятельную ценность.

3. Каждому из m объектов по всем показателям в зависимости от принимаемых значений присваивается определенное количество баллов или, иными словами, некоторое число Хij. Максимальное количество баллов, которое может быть присвоено объекту или является одинаковым для всех показателей или варьируется в некоторой степени.

Количество баллов, присваиваемое j-ому объекту по i-ому показателю, чаще всего определяется экспертным путем, поэтому главным недостатком данного метода является субъективизм. В некоторых случаях, если значение показателя количественно измеримо, используется следующий подход, характеризуемый меньшей долей субъективизма:

- отбираются объекты с максимальным и минимальным значением i-ого показателя;

- если желательное значение показателя должно увеличиваться, то объекту с максимальным значением присваивается максимальное количество балов, а объекту с минимальным значением – минимальное. Если желательное значение показателя должно уменьшаться, то наоборот;

- определяют количество баллов, присваиваемое остальным объектам, путем пропорционального их распределения в интервале от минимального количества баллов до максимального.

Следует отметить, что с увеличением количества привлекаемых экспертов точность увеличивается, так как уменьшается субъективизм оценки.

4. Рассчитывается значение интегрального показателя конкурентоспособности. Для этого существует несколько подходов.

Самый простой подход заключается в следующем: интегральный показатель j-ого объекта определяется как сумма баллов, полученная объектом по всем n показателям: ,

где Хij – бальная оценка j-ого объекта по i-ому показателю.

При этом максимальное значение интегрального показателя равно сумме максимального количества баллов, которое может получить объект по каждому показателю:

Второй подход является более сложным. В данном случае интегральный показатель рассчитывается по следующей формуле:

,

где wi – вес i-ого показателя.

Вес каждого показателя соответствует его значимости в оценке уровня конкурентоспособности и определяется экспертным путем.

Сумма весов всех показателей должна равняться 100 или 1:

или

5. Анализируемая совокупность объектов располагается в порядке убывания или возрастания интегрального показателя конкурентоспособности, и таким образом, проводится ранжирование.

Основным недостатком метода экспертных оценок является его субъективизм и необходимость привлечения большого количества экспертов, а достоинством - возможность использования количественно неизмеримых показателей.

Если при использовании метода экспертных оценок отказаться от привлечения экспертов, т.е. «формализовать» данный метод, то получится наиболее простой метод «суммы мест». В данном случае максимальное количество баллов (бjl), присваиваемое j-ому объекту по i-ому показателю, равняется m, т.е. количеству ранжируемых объектов. Объекту с наилучшим значением показателя присваивается один балл, а объекту с наихудшим значением показателя – m баллов. Ранжирование проводится по интегральному показателю конкурентоспособности, рассчитываемому как сумма баллов, набранных объектами по всем показателям, т.е. по сумме мест:

или


Следующий метод определения интегрального показателя конкурентоспособности назовем «создание эталонного объекта».

При проведении ранжирования объектов по состоянию конкурентоспособности будем использовать следующий алгоритм:

1. Выбирается совокупность объектов исследования: j=1, 2, …, m

2. Выбирается набор показателей (aij), наиболее точно характеризующий свойство, положенное в основу проведения ранжирования (конкурентоспособность), где i=1,2,3,…, n, n – количество выбранных показателей. Необходимым условием при этом является наличие самостоятельной ценности у каждого показателя.

3. Исходные данные представляются в виде матрицы (aij), т.е. таблицы, где по строкам записаны номера показателей (i = 1, 2, 3, …, n), а по столбцам - номера объектов исследования (j=1,2,…,m).

4. По каждому показателю находится лучшее значение (ai0) и заносится в столбец условного эталонного объекта (m+1) - max aij, если желательное значение показателя должно стремиться к увеличению и min aij,, если желательное значение показателя должно стремиться к уменьшению.

5. Рассчитывают единичные показатели конкурентоспособности по формулам:

qij= aij / ai0, если это показатель первой группы, желательное значение которого должно стремиться к увеличению

qij= ai0 / aij, если это показатель второй группы, желательное значение которого должно стремиться к уменьшению

Из вышеприведенных формул берется та, в которой рост единичного показателя конкурентоспособности соответствует улучшению параметра.

6. Для каждого анализируемого объекта определяется значение интегрального показателя по следующим формулам:

,

,

где ИПj – интегральный показатель j-ого объекта,

q1j, q2j, …, qnj, - единичные показатели конкурентоспособности j-ого анализируемого объекта.

w1, w2, …, wn – весовые коэффициенты показателей, устанавливаемые экспертным путем.

8. Объекты упорядочиваются в порядке убывания значений интегрального показателя.

При использовании данной методики значение интегрального показателя конкурентоспособности (ИПj) каждого объекта находится с использованием модификации такого общеизвестного как в статистике, так и в математике метода, как метод наименьших квадратов (МНК). Иными словами, интегральный показатель определяется как корень квадратный из суммы квадратов отклонений стандартизированных значений (qij) n показателей от некоторого эталонного значения (от 1) каждого показателя. Здесь в качестве эталона выступает лучший объект по каждому показателю. Значение, как суммы квадратов, так и корня из этого числа (среднеквадратического отклонения) минимально у объекта с наилучшим состоянием конкурентоспособности.

Следующий метод определения интегрального показателя конкурентоспособности назовем «выбор одного из товаров за базу сравнения».

При проведении ранжирования объектов по состоянию конкурентоспособности будем использовать следующий алгоритм:

1. Выбирается совокупность объектов исследования: j=1, 2, …, m

2. Выбирается набор показателей (aij), наиболее точно характеризующий свойство, положенное в основу проведения ранжирования (конкурентоспособность), где i=1,2,3,…, n, n – количество выбранных показателей. Необходимым условием при этом является наличие самостоятельной ценности у каждого показателя.

3. Исходные данные представляются в виде матрицы (aij), т.е. таблицы, где по строкам записаны номера показателей (i = 1, 2, 3, …, n), а по столбцам - номера объектов исследования (j=1,2,…,m).

4. Один из товаров выбирается за базу сравнения.

5. Рассчитывают единичные показатели конкурентоспособности по формулам:

qij= aij / ai0,

qij= ai0 / aij,

где ai0 – значение показателя у образца (товара принятого за базу сравнения)

Из вышеприведенных формул берется та, в которой рост единичного показателя конкурентоспособности соответствует улучшению параметра. Если желательное значение показателя должно стремиться к увеличению, то берется первая формула, а если желательное значение показателя должно стремиться к уменьшению, то используется вторая формула.

6. Для каждого анализируемого объекта определяется значение интегрального показателя по следующим формулам:

где ИПj – интегральный показатель j-ого объекта,

q1j, q2j, …, qnj, - единичные показатели конкурентоспособности j-ого анализируемого объекта.

w1, w2, …, wn – весовые коэффициенты показателей, устанавливаемые экспертным путем.

8. Объекты упорядочиваются в порядке убывания значений интегрального показателя.

В заключение следует добавить, что возможна интегральная оценка отдельных показателей (блоков показателей) конкурентоспособности и их использование для дальнейшего расчета интегрального показателя конкурентоспособности.

При этом особо следует отметить оценку показателей, относящихся к группе нормативных параметров. Несоответствие характеристик товара значениям, которые предписаны стандартами, нормами, правилами и прочими нормативно-техническими документами, имеющими юридическую силу, свидетельствует о невозможности использования товара, то есть о его абсолютной неконкурентоспособности. Поэтому для оценки этих параметров целесообразно использовать отдельный комплексный показатель (ИПст):

где i = 1,....n – число нормативных показателей; – значение i-го нормативного показателя конкурентоспособности.

При этом рекомендуют применять для данных показателей только два значения: «1» и «0». В случае соответствия параметра обязательным требованиям его значение принимается равным 1, в противном случае – равным 0.


4 Определение значимости показателей
конкурентоспособности

В тех случаях, когда в рамках расчета интегрального показателя конкурентоспособности учитывается значимость используемых показателей необходимо экспертным путем определить значения весовых коэффициентов показателей. Для этого необходимо привлечь, например, пятерых экспертов (m=5), которым предлагается оценить значимость показателей конкурентоспособности.

Допустим, задано множество показателей конкурентоспособности (таблица 1): V = {vi, i = 1..n}, где n – число показателей (в нашем случае n = 10). В ходе экспертизы каждому эксперту выдается анкета с таблицей (см. приложение 1), в которую он должен занести результаты парных сравнений, образующих матрицу S = | s(k, p) |n x n, где

1, если показатель Vk предпочтительнее показателя Vp

s(k, p) = 0, если показатель Vp предпочтительнее показателя Vk

-, если показатели Vk и Vp равнозначны

Таблица 1- Основные составляющие конкурентоспособности товара

  Основные составляющие конкурентоспособности товара
V1  
V2  
V3  
V4  
V5  
V6  
V7  
V8  
V9  
V10  

В качестве рекомендаций эксперту при заполнении матрицы парных сравнений предлагается сначала попарно сравнивать показатель V1 с V2, …, Vn, затем V2 с V3, …, Vn и т.д. То есть достаточно заполнить таблицу лишь выше главной диагонали. Элементы таблицы ниже главной диагонали заполняется по правилу:

v(k,p) = 1 – v(p,k)

Пример заполненной матрицы парных сравнений одним экспертом приведен в таблице 2.


Таблица 2 - Матрица парных сравнений первого эксперта

  V1 V2 V3 V4 V5 V6 V7 V8 V9 V10
V1                    
V2                    
V3                    
V4                    
V5                    
V6                    
V7                    
V8                    
V9                    
V10                    

Обработка результатов экспертизы начинается с определения суммарных баллов проставленных каждым экспертом каждому показателю и определения рангов показателей в соответствии с этими баллами (см. табл. 3).

Таблица 3 - Сводная матрица результатов обработки матрицы парных сравнений
первого эксперта

Номер показателя Суммарный балл В(i) Нормированная частота w(i) Ранг показателя R(i)
V1  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow