Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
1) показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов;
2) показатели, характеризующие рентабельность продаж;
3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.
Таблица 4.1. Показатели рентабельности
| Показатель | Алгоритм расчета | Экономическая сущность |
| Рентабельность продаж (Рпр), % |
| показывает прибыльность продаж |
| Рентабельность реализуемой продукции (Рпрод), % |
| показывает, сколько прибыли приходится на 1 рубль реализуемой продукции |
| Рентабельность имущества (активов) (Римущ), % |
| показывает, сколько прибыли приходится на 1 руб. имущества предприятия (
|
Рентабельность оборотных активов ( ) %
|
| Доля рентабельности оборотных активов должна быть больше или равна 50%. |
| Рентабельность основной деятельности (Род), % |
| показывает какова доля прибыли от реализации (работ, услуг) основного вида деятельности в сумме затрат на производство |
| Рентабельность производственных фондов (Рпф), % |
| показывает, сколько прибыли приходится на 1 руб. основных производственных фондов |
Рентабельность собственного капитала ( ), %
|
| |
| Рентабельность инвестиций (Ринв), % |
| |
| Рентабельность собственного оборотного капитала (Рсок), % |
| показывает, сколько прибыли получено с 1 руб. собственного оборотного капитала (собственный оборотный капитал = собственный капитал – внеоборотные активы) |
Факторы, влияющие на прибыль:
| Внешние: | Внутренние: |
| - состояние рынка; - цены и тарифы на топливо, энергию; - регулируемые государством отпускные цены на некоторые товары и продукцию; - нормы амортизации; - система налогообложения; - объем и качество природных ресурсов, предоставляемых обществом. | - объем и качество продаваемых товаров, услуг; - политика ценообразования на предприятии; -уровень себестоимости и других затрат; - качество менеджмента разных уровней; - уровень организации труда и производства; - уровень образования и квалификации кадров; - материальное положение и экономическая заинтересованность работников. |
) %
), %






